Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 1Авария с разливом мазута в Керченском проливе всколыхнула полемика по поводу концепта с «наилучшими доступными технологиями». Как следует из определения из Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - наилучшая доступная технология (НДТ) — «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения»

По мнению экспертов, концепт НДТ позволял в ручном режиме контролировать формирование технологи ческой базы в сфере природосбережения и рационального природопользования. Но как часто иногда случается, «ручное управление» оказалось в «нечистых на руку руках». В результате в случае ЧП от 15 декабря 2024 года, в Керченском проливе оказалось, что НДТ есть, а реальных технологий для локализации ущерба нет. И никто не виноват, потому что из доступных, путь бесполезные, но наилучшие технологии участниками рынка закуплены были. Так что наступившее безобразие было «чисто по закону».

Эксперты считают, что концепт НДТ был вполне себе вредным до наступления новейших времен, а уж в условиях СВО и санкций он стал опасным.

Но пусть правое останется праведникам.

 

Зимние штормы способны окончательно разрушить «Волгонефть-239», что влечет з собой риски выброса в море значительного объёма мазута. Такой вывод эксперт «ЭкоГрада» сделал при прочтении сообщения от Морспасслужбы. Сообщается, что Морспасслужба собралась убрать с берега Черного моря потерпевший крушение танкер «Волгонефть-239»

По сообщению издания abnews.ru, при наступлении благоприятных погодных условий танкер обследует команда специалистов, в которую войдут члены экипажа, спасатели и сотрудники органов правопорядка. Перед тем как приступить к буксировке судна, из его кормовых отсеков необходимо откачать мазут, сообщил руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов.

На борт будут доставлены пресная вода и дизельное топливо для обогрева и запуска насосов. Работы планируется провести до того, как зимние штормы окончательно разрушат судно и вызовут выброс мазута в море.

      

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 2Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 3Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 4                 

Согласно статистике открытых источников, за 30 лет курсирования судов погибло 1097 членов экипажей. В частности, 11 ноября 2007 года в Керченском проливе

 

 

 

1 ноября 2007 года в 14-00 часов в порту Тамань Темрюкского района Краснодарского края поднялся ураганный ветер до 32 м/с, повреждения получили некоторые здания и сооружения. На море разыгрался шторм 6-7 баллов, волны достигали в высоту 5 метров. В Керченском проливе и акватории Черного моря потерпели крушение и аварии 13 судов класса «река-море». В результате затонуло 4 судна, были сорваны с якорей и сели на мель 6 судов (среди них баржа «Дика», баржа «Диметра», плавкран «Севастополец»), получили повреждения 2 танкера. Затонул теплоход «Вольногорск», сухогруз «Ковель», теплоход «Нахичевань». Произошел разлом нефтеналивного танкера «Волгонефть-139», грузовое судно разломилось на две части, носовая часть затонула. В результате чего в Азовское море вылилось около 2000 тонн мазута.

На морском дне в Керченском проливе в контейнерах оказалось около 6800 тонн технической серы. Площадь морской поверхности составила более 664 кв. км. Природе был нанесен колоссальный ущерб. Весь берег был в мазуте, из моря были выброшены измазанные нефтепродуктами утки, бакланы, гибла рыба. Очень пострадала нерестовая зона со стороны косы Тузла. Согласно предварительной оценке, общий материальный ущерб (с учетом экологических последствий), составил около 23 млрд рублей. Пострадали 54 человека, в том числе 4 погибли, 4 пропали без вести. В результате проведения спасательной операции по эвакуации экипажей с судов, терпящих крушение было спасено 35 человек, очищено более 57 км береговой полосы, собрано 66000 тонн водорослей и загрязненного грунта, предотвращено распространение мазута по побережью Керченского пролива и Азовского моря.

За ликвидацию последствий ЧС 14 человек были награждены медалью «За отличие в ликвидации последствий ЧС», двое медалью «За содружество во имя спасения», 4 человека получили нагрудный знак «Участник ликвидации последствий ЧС».

 Основная причина - это аномальные погодные условия. Ветер достигал 33-35 метров в секунду. В краснодарском регионе по данным гидрометеоцентра такие волнения бывают один раз в сто лет. В этой связи нужно было просто раньше сниматься с якорей и уходить в безопасное место - северную часть Керченского пролива.

Причиной затопления теплоходов «Нахичевань», «Вольногорск», «Волгонефть-139» явилось нахождение судов вне установленных классификационным обществом волновых ограничений и района плавания. Волновые ограничения этих судов допускали находится в районе при высоте волны не более 2-2,5 метров, а поскольку в период указанных событий волна достигала 5, а в некоторых местах 7 метров, то можно утверждать о том, что фактически причиной затопления судов являлось их нахождение вне установленных волновых ограничений.

Во время осенне-зимних штормов 2024 РФ потеряла почти половину заграждений из барж у Керченского моста. Их не восстанавливают — "Крымский ветер"

Канал ссылается на данные спутниковой съемки.

На свежем снимке можно насчитать 18 барж, в то время как 8 ноября 2024 года с обеих сторон судоходного канала в Керченском проливе было зафиксировано 34 скрепленных между собой плавсредства в два ряда.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 5

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 6

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 7Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 8

    

                                                         

                                                                                          Возврат нефти и процессы обработки

 

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 9Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 10

 

        

Нефтемусоросборщики

 

Суда нефтемусоросборщики  относятся к судам технического флота, предназначены для устранения последствий утечек нефтепродуктов в морскую среду и для сбора плавающего мусора с поверхности воды.

Используются для очистки портовых акваторий, а также — для ликвидации аварийных разливов нефти с морских судов и в оффшорных районах промышленной добычи нефти. Как правило, они делятся на портовые нефтемусоросборщики, предназначенные для очистки от нефтепродуктов на воде в прибрежной зоне и во внутренней акватории портов, и морские нефтемусоросборщики - для сбора, локализации и нейтрализации разлитой нефти в открытом море.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 11

 

Конструкция бонов подразумевает наличие надводного борта, чтобы при волнении нефть не расплескивалась и не попадала за пределы ограждения. Также имеется небольшая подводная юбка для уменьшения риска утечки под боном. Плавучесть обеспечивается воздухом либо пеной, обладают высокой прочностью на разрыв.

Наиболее распространен и рекомендуем механический сбор, имеющий следующие преимущества: 

- физическое удаление нефти из водной среды; 

- возможность применения технических средств общего назначения (насосов, сетей, шанцевого инструмента); 

- возможность использования в условиях любого водного объекта (залива, бухты и т. д.); 

- использование технических средств практически не имеет законодательных ограничений.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 12

 О мировых поставщиках решений экологических проблем для нефтяной промышленности

 

Tetra Tech работает с Chevron, AMOCO, ARCO, UNOCAL, и другими ведущими нефтедобывающими компаниями и заводами по переработке отходов, обеспечивая получение разрешений, контроль разливов, экологическое моделирование и услуги по очистке отходов

Тралами можно собирать тяжелые нефтепродукты, находящиеся на поверхности моря, в толще воды, вблизи дна и на дне. Используют соответственно приповерхностные, разноглубинные, придонные и донные тралы. В зависимости от величины трала, условий акватории, энерговооруженности, степени механизации и других факторов траулер может работать одним или несколькими тралами. Если траулеры маломощные, а трал большой, то два траулера работают одним тралом (близнецовая схема траления). Эта схема сбора обычно применяется в прибрежных условиях. Такое развитие тралового сбора нефтепродуктов вызвано тем, что трал является универсальным высокопроизводительным и доступным орудием сбора. Среди всего многообразия конструкций тралов принято выделять разноглубинные и донные тралы.

Современные конструкции разноглубинных тралов характерны тем, что сетная часть имеет много пластов (шесть, восемь) (см. рис. 4.40). Доля канатной части достигает 50 % и более от длины всего трала без мешка. Обязательно наличие многопласт-ной конической приставки. Все тралы не имеют канатных топенантов, в средней сетной части обычно стандартный набор делей с шагом ячеи в 1200, 800, 600, 400, 200, 100 мм. Мешки разноглубинных тралов выполняются также многопластными и многослойными. Основной частью мешка является сетной каркас, выполненный из дели в два сложения с шагом ячеи 55- 60 мм. Сетной каркас насажен на канатный каркас, изготовленный из капронового каната с длиной окружности 90- 120 мм. К канатному каркасу обычно присоединяется покрытие, выполненное в виде веревочного сетного полотна с шагом ячеи 200-250 мм. Покрытие необходимо для увеличения прочности мешка. Вовнутрь сетного каркаса вставляется рубашка из сетного полотна с шагом ячеи, обеспечивающим сбор нефти в зависимости от вязкости.

На данный момент существуют следующие методы сбора и подъема нефти и нефтепродуктов со дна водоемов: 

- использование механических систем — землеройной экскаваторной техники; 

- выполнение водолазных работ; 

- использование пескоснарядов; 

- применение пневматических устройств; 

- газлифтный метод; 

- использование батискафов.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 13

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 14

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 15Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 16Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 17Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 18

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 19

 

 

Удаление пропитанной почвы

 

Технологии утилизации фенольно-каменноугольных смол, который используют предприятия — применение установок сжигания или сброс в пруды-накопители. Эти методы являются экологически опасными для окружающей среды и здоровья населения. Сжигание данного вида отходов ведет к образованию и выбросу в атмосферный воздух сажи и токсичных органических соединений, таких как фенол и его производные, бензапирен и диоксины.   Пруды-накопители выделяют в атмосферу опасные для здоровья человека и природы химические соединения, и происходит фильтрация токсичных веществ (в частности фенолов и крезолов) в водоносные горизонты подземных вод с дальнейшей разгрузкой в водотоки или водозаборные скважины, используемые населением для хозяйственно питьевых целей.

Опыт развитых стран по ликвидации техногенных отходов дал четкое понимание того, что исходя из первостепенности вопроса безопасности здоровья человека и природы, надо проводить полную рекультивацию и восстановления земли. Поэтому технологии выделении из грунта загрязнениями нефтепродуктов с последующим сжиганием запрещено в развитых странах из-за высоких затрат и экологических загрязнений. Применяют методы полного извлечения загрязнений с последующей промывкой грунта и при необходимости обработку биоремидиации, и последующей восстановлением растительной флоры.

Выделение нефтяных загрязнений и их сжигание предельно опасно для здоровья человека.

 

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 20

Загрязненная почва подогревается до 650 - 950°С и извлекаемые остатки углеводородов, а также другие вещества, загрязняющиепочву, уничтожаются сжиганием в котлах.

Данная технология дорогостоящая и не предусматривает сбор нефтяных загрязнений. Требует дорогих очистных сооружений.

Не применяется на территории стран ЕС, США, Канады, Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установка для извлечения с последующим сжиганием отходов нефтяных загрязнений.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 21

 

Пример применяемых технологических решений для очистки нефтяных загрязнений.

                                                                                                      

                                                

 

                                                                    Сбор и промывки загрязнённых грунтов

                                                                                                

                                                               Электрокинетическая миграция

 

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 22

                    

Почва заряжается электричеством. Положительный и отрицательный заряды принуждают загрязнения двигаться через почву и собираться у анода и катода.

 

Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 23

                            

                 Смесь воды и нефтяных загрязнений прокачиваются через серию камер.

                

Грунт, содержащий нефтяные загрязнения (5%-50%) промывается в растворе, который удаляет нефтепродукты. Нефтепродукты восстанавливается и вторично используется. Отложения извлекаются при помощи экскаваторов, управляемых компьютерами. Вода после очистки возвращается в техпроцесс, очищенный грунт после биоремедиации может быть использован.

                   Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 24До рекультивации

 

                                                       Игорь Жарков: разлив мазута в Чёрном море - технологии есть, но они НТД-недоступны - фото 25После восстановления.

                              

В последнее время становится все более очевидным, что экологическое биоразнообразие способствует формированию микробиоты человека и что различия в численности и разнообразии бактерий связаны с последствиями для здоровья. Следовательно, изменения в микробном сообществе окружающей среды на загрязненных территориях могут привести к аналогичным последствиям для человеческого микробного сообщества и последующим последствиям для здоровья.

   Улан-Удэ реально находится в экологически опасной для здоровья населения атмосфере. «Фенольное озеро» является объектом, реально влияющим на экологическую обстановку, и требует правильной рекультивации. В 1987 году организация пруда-накопителя был выбором минимально опасным по сравнению с сжиганием отходов. Специалисты это знали. Сейчас экологов в Улан – Удэ не осталось, и власти согласились организовать сжигание.  

 

Игорь Жарков

 

Для справки: Наилучшая доступная технология (НДТ) — «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения» (определение из Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Наилучшие доступные технологии (наилучшая существующая технология), в контексте нормативно-правовых актов ЕС, призваны стать элементом более качественного и экономически обоснованного контроля и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учётом особенностей конкретной отрасли промышленности. Основными целями природоохранных директив ЕС являются обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнения на основе разработки и выдачи индивидуальных комплексных разрешений промышленным предприятиям, а также регулирование воздействий на всю окружающую среду в целом и обеспечение высокого уровня её охраны и защиты. Системой критериев для оценки воздействия на окружающую среду и получения, выдаваемого в соответствии с требованиями Директивы комплексного разрешения в различных отраслях экономики являются НДТ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить