Общий закон – воссоздание (развитие) творческих, психических, духовно-нравственных, и телесно-функциональных потенциалов видовой жизни людей осуществляется только на этапах детства. Все мы родом из детства!
Система Базарного – перевод образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу, обеспечивающую раскрытие потенциалов ребёнка, формирование здоровой творчески развитой личности в ходе образовательного процесса.
Это:
- целостная научно обоснованная система популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих педагогических технологий,органически встроенных внутрь методики проведения учебного процесса,и управленческих действий по их внедрению в образовательные учреждения;
- системный подход к здоровому развитию ребёнка на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа;
- воссоздание той основы, на которой тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая, психомоторная и духовно-нравственная конституция человека.
Блоки
Научный блок
Основа – научная школа теории сенсорной и психомоторной свободы в раскрепощении и реализации видовых потенциалов жизнеспособной, здоровой мужской и женской личности.
Создана группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного в Красноярском НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР в 80-х годах прошлого века. Этот научный подход Постановлением № 2 Научного Совета № 37 АМН СССР от 17.4.1986 г. признан научным открытием.
Суть открытия – описание механизма воздействия доминантной учебной позы ребёнка на реализацию потенциалов природной конституции человека.
Принятая во всём мире модель обучения характеризуется, прежде всего, преобладанием режима, при котором учащиеся систематически пребывают в положении сидя, сгорбившись над столом (при письме), в итоге его движения (как свобода жизни и развития), радикально ограничены. Организация рабочего места и всего пространства учебного помещения, их эргономика, в основном определяются доминантным обездвижено-закрепощённым режимом проведения занятий. Однако, можно утверждать и обратное – традиционная мебель и среда не позволяют применять других режимов обучения, лишая учащихся и педагогов права выбора.
Устоявшаяся модель обучения в режиме сидя приводит к угасанию здоровья, в т.ч. репродуктивного, у новых поколений детей и молодёжи. Она способствует возникновению обширной группы заболеваний опорно-двигательного аппарата (в первую очередь – сколиоз), зрения (близорукость), сердечно-сосудистой системы, нервно-психические расстройства и др. О том, что эти заболевания являются сугубо школьными во весь голос заявляли специалисты на ряде европейских форумов по школьной гигиене, состоявшихся на рубеже XIX–XX веков.
К сожалению, за последнее столетие мировой наукой так и не были предприняты действенные шаги к изучению механизмов воздействия устоявшейся модели обучения в режиме обездвиженности на качество развития и здоровья сменяющих друг друга новых поколений народа. В итоге ситуация с телесным и психическим здоровьем от одного поколения к другому всё больше и больше ухудшается.
Комплексом научных исследований, осуществленных российским учёным доктором медицинских наук В.Ф. Базарным в 1979-2010 годах, установлено, что организация учебно-познавательного процесса на основе доминантной сидячей учебной позы (закрепощённой и обездвиженной) является фактором глубокой и нарастающей в поколениях дезорганизации конституции людей на генетическом, клеточном, телесном и психомоторном уровне.
Систематическое пребывание детей в сидячей позе на этапе их активного развития привело к угасанию телесно-гравитационного баланса, и, в итоге,сенсорного контроля за произвольной моторной сферой, проявлению нарастающего в поколениях синдрома глубоко проникающего напряжения (стресса) детей в процессе их учебной деятельности. Внешним выражением внутреннего стресса ребёнка является пребывание его в распространённых мышечных напряжениях, сопровождающихся недопустимо низким склонением над столом в процессе выполнения тонко координированных зрительно-ручных действий (письмо, рисование и др.).
Доктор Базарный В.Ф. доказал, что систематическое пребывание детей в таком неестественном для природы человека состоянии ведёт к угнетению активности на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье (в т. ч. и репродуктивное) детей и подростков, деградации психомоторной и психической сфер, а также формированию в процессе учёбы целой группы сугубо школьных форм патологии.
Исследования доктора Базарного В.Ф. доказали, что изменение укоренившейся в современной системе образования доминантной учебной позы качественно улучшает развитие и здоровье детей и подростков.
Основной должна стать вертикальная поза (прямостояние и прямохождение), характерная для человека как биологического вида, которая, в сущности, явилась принципиальным фактором эволюции homosapiens.
Это возвращает детям гравитационную опору (за счёт пребывания на ногах) и малые формы двигательной активности, что, в свою очередь, приводит к постепенному повышению эффективности сенсорного контроля за произвольной моторной сферой, повышению точности формирующих сознание моторных способностей рук и, как следствие, постепенной нейтрализации синдрома напряжения (стресса) детей в учебном процессе.
В результате повышается генетическая, клеточная и иммунологическая активность; оптимально развиваются функциональные системы, обеспечивающие жизнь и развитие ребёнка, развивается эмоционально-волевая и психическая устойчивость; гармонично развивается тело(в т. ч. детородная сфера), что даёт, в конечном итоге, повышение жизненного потенциала новых поколений.
Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем.
В целом разработанные физиолого-эргономические режимы и технологии, синтезирующие процесс развития и обучения ребёнка, являются основой профилактики формирования болезней старения на этапах детства.
Это в основном:
- проведение занятий в режиме энергомобилизационной телесной вертикали и ориентировочно-поисковой активности, в режиме так называемых динамических поз с использованием эргономически сообразной мебели (конторок);
- проведение занятий в режиме “зрительных горизонтов” (т.е. максимального удаления от глаз дидактического материала), а так же в условиях природной экологической среды;
- использование на академическом уроке энергомобилизирующих зрительно-вестибулярных тренажей;
- использование специализированных технологий формирования глубокой ассоциации слов с образами мира, постановки осмысленного чтения, а так же, лишённого закрепощающих ребёнка судорог-зажимов, каллиграфического почерка;
- реализация базовой доктрины отечественной системы образования – личностной ориентации учебного процесса за счёт формирования параллельных классов из мальчиков и девочек;
- физические упражнения с высокой подвижностью (волейбол, баскетбол, настольный теннис, лапта, бег и т.д.) должны занимать не менее 30% времени образовательного процесса.
Одно из важнейших условий такой реализации – привитие и укоренение базовых видовых параметров телесной и психомоторной конституции, на основе которых происходит эффективное развитие и очеловечивание новых поколений:
Эргономический блок
Движение – жизнь! Абсолютный закон развития ребёнка и поддержания жизни людей.
Основа системы – формирование и закрепление у человека устойчивого динамического стереотипа – внутренней потребности и привычки к прямостоянию и прямохождению – как фундамента, на котором человек сформировался как биологический вид. Это достигается путём создания рабочего места ребёнка в образовательных учреждениях и дома, эргономика которого обеспечивает возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности, необходимые для поддержания работы генома и удовлетворения потребности в психомоторной активности человека.
Приемы и технические средства – школьная мебель (конторка Базарного) и связанные с ней режимы обучения:
- на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности;
- дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”.
Дидактический блок
Приёмы для:
- раннего овладения художественно-образным чтением-письмом-рисованием в режиме телесной вертикали, сохранения и развития чувства пространства и перспективы
- обучения детей в режиме сюжетно-образного моделирования («безкнижное» мыслетворчество)
Средства:
- широкоформатный экологический букварь
- импульсно-нажимное перьевое письмо
- образные прописи, сообразные природе эндогенных ритмов ребенка
- набор предметно-дидактических широкоформатных панно и др.
Гендерный блок
Поло-личностная модель обучения и воспитания:
- мальчиков по мужскому типу
- девочек по женскому типу
Реализуется с помощью:
- раздельно-параллельной модели комплектации классов;
- ориентации дидактики на сообразные полу интересы, воображение, мотивы, игры.
Функционально-развивающий блок
Развитие:
- телесно-моторных функций и реакции на внешний источник раздражения
- психомоторных способностей (речь, осмысленное чтение, письмо, рисование и др.)
- духовной сферы (психики), опирающейся на творческое воображение
- активности органов чувств и, как следствие, генетической реактивности
- базовых функциональных систем поддержания жизни организма
- детородной конституции тела.
Используемые технические средства и приёмы:
- сообразная сенсорным ритмам учебно-познавательная среда
- конторки и «режим смены динамических поз»
- оборудование для проведения комбинированных учебных и физкультурно-оздоровительных занятий детей
- вестибуло-зрительные тренажёры
- сенсорно-дидактические кресты
- шаговый логоритм
- рукотворчество и словотворчество
- коллективное (хоровое) пение и др.
Организационно-управленческий блок
Программа «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе»:
- Правовые положения
- Этапы внедрения. Делай - раз, делай – два… !
- Критерии оценки результатов педагогической деятельности.
- Организация отслеживания (мониторинга) динамики и результатов. По плодам узнаете их…
- Поощрение за положительный труд. Страна знает своих героев! Слава ударникам учительского труда!
- Вовлечение родителей и общественности. Вместе мы вдвое сильней!
Технологии, функционально ориентированные
запатентованные изобретения и полезные модели
А. Технологии, повышающие потенциал гармоничного развития ребенка на ранних этапах детства
Б. Технологи, повышающие потенциал гармоничного развития детей в дошкольном возрасте
В. Технологии для организации процесса обучения на основе законов свободы и раскрепощения чувственно-эмоциональной и духовно-волевой природы ребенка
Данная система в 80-х годах XX века прошла многолетнюю экспертизу ведущими научными организациями в области охраны здоровья ребенка и в 1989г. утверждена Министерством здравоохранения РФ (по согласованию с Министерством образования РФ) для образовательной системы России.
Разработанные на базе этих подходов образовательные технологии в начале 90-х годов прошлого века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, и начали активно внедряться практически во всех союзных республиках СССР. Однако, из-за последующих социальных катаклизмов они не были реализованы в широкой практике.
В 2001г. здоровьеразвивающие педагогические технологии Базарного В.Ф. прошли повторную гигиеническую экспертизу Научного центра здоровья детей РАМН и, единственные в России, еще в 2001 г. получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77.99.02.953.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 35 лет назад, наконец-то включены в утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Из «Отчёта» о гигиенической экспертизе данной программы, подписанного директором Научного центра здоровья детей РАМН академиком А.А.Барановым, министром образования Республики Коми Н.А.Садовским, а так же директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проф. В.Р. Кучмой, проф. Л.М.Сухаревой, к.м.н. М.И.Степановой (2001 год), видно, как «экспериментальные классы», использовавшие технологии проф. В.Ф.Базарного, в которые поступали самые больные дети от самых неблагополучных родителей, спустя только год обучения обгоняли по показателям здорового развития ранее здоровых детей, обучавшихся в традиционном «седалищном» режиме.
Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников всё более востребуется в России и за рубежом (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Украина, США). Сегодня только в нашей стране более 3 тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты.
Основные положения системы Базарного в 2005 году были заслушаны и одобрены в Комитете по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Отличительной её особенностью является то, что технологии органически встроены внутрь методики проведения учебного процесса. Она включает в себя 44 запатентованных изобретений и полезных моделей и затрагивает основы оптимизации эргономики учебного процесса.
Система Базарного не подменяет творчество учителя, а дает научное обеспечение и физиолого-эргономическую основу для такой деятельности.
Справка. В 80-х годах некоторые разработки были награждены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 г. профессор В.Ф. Базарный награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России.
Владимир Филиппович Базарный – хирург-офтальмолог высшей квалификации (6 тыс. операций), доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель проектов ОД №Российский Союз за здоровое развитие детей, советник министра образования Азербайджана, автор 11 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Его монография «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» на русском и английском языках была включена в раздаточный материал участникам Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённом в октябре 2010 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Европы. Он удостоен звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». В 2000 году объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000. Награждён Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007 г.), Благодарственным письмом Председателя Совета Федерации (2010 г.) и Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012 г.)