Здоровое развитие ребёнка. «Эргономика 2.0 – СтойКость». СИСТЕМА В.Ф. Базарного

 Здоровое развитие ребёнка. «Эргономика 2.0 – СтойКость». СИСТЕМА В.Ф. Базарного - фото 1Общий закон – воссоздание (развитие) творческих, психических, духовно-нравственных, и телесно-функциональных потенциалов видовой жизни людей осуществляется только на этапах детстваВсе мы родом из детства!

Система Базарного – перевод образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу, обеспечивающую раскрытие потенциалов ребёнка, формирование здоровой творчески развитой  личности в ходе образовательного процесса.

Это:

-        целостная научно обоснованная система популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих педагогических технологий,органически встроенных внутрь  методики  проведения учебного процесса,и управленческих действий по их внедрению в образовательные учреждения;

-        системный подход к здоровому развитию ребёнка на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа;

-        воссоздание той основы, на которой тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая, психомоторная и духовно-нравственная конституция человека.

 Блоки

  1. Научный
  1. Эргономический
  1. Дидактический
  1. Гендерный (поло-личностный)
  1. Функционально-развивающий
  1. Организационно-управленческий

Научный блок

Основа – научная школа теории сенсорной и психомоторной свободы в раскрепощении и реализации видовых потенциалов жизнеспособной, здоровой мужской и женской личности.

Создана группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного в Красноярском НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР в 80-х годах прошлого века. Этот научный подход Постановлением № 2 Научного Совета № 37 АМН СССР от 17.4.1986 г. признан научным открытием.

 

Суть открытия – описание механизма воздействия доминантной учебной позы ребёнка на реализацию потенциалов природной конституции человека.

 

Принятая во всём мире модель обучения характеризуется, прежде всего, преобладанием режима, при котором учащиеся систематически  пребывают в положении сидя, сгорбившись над столом (при письме), в итоге  его движения (как свобода жизни и развития),  радикально ограничены. Организация рабочего места и всего пространства учебного помещения, их эргономика, в основном определяются доминантным  обездвижено-закрепощённым режимом проведения занятий. Однако, можно утверждать и обратное – традиционная мебель и среда не позволяют применять других режимов обучения, лишая учащихся и педагогов права выбора.

Устоявшаяся модель обучения в режиме сидя приводит к угасанию здоровья, в т.ч. репродуктивного, у новых поколений детей и молодёжи. Она способствует возникновению обширной группы заболеваний опорно-двигательного аппарата (в первую очередь – сколиоз), зрения (близорукость), сердечно-сосудистой системы, нервно-психические расстройства и др. О том, что эти заболевания являются сугубо школьными во весь голос заявляли специалисты на ряде европейских форумов по школьной гигиене, состоявшихся на рубеже XIX–XX веков.

К сожалению, за последнее столетие мировой наукой так и не были предприняты действенные шаги к изучению механизмов воздействия устоявшейся модели обучения в режиме обездвиженности на качество развития и здоровья сменяющих друг друга новых поколений народа. В итоге ситуация с телесным и психическим здоровьем от одного поколения к другому всё больше и больше ухудшается.

Комплексом научных исследований, осуществленных российским учёным доктором медицинских наук В.Ф. Базарным в 1979-2010 годах, установлено, что организация учебно-познавательного процесса на основе доминантной сидячей учебной позы (закрепощённой и обездвиженной) является фактором глубокой  и нарастающей в поколениях дезорганизации конституции людей на генетическом, клеточном, телесном и психомоторном уровне.

Систематическое пребывание детей в сидячей позе на этапе их активного развития привело к угасанию телесно-гравитационного баланса, и, в итоге,сенсорного контроля за произвольной моторной сферой, проявлению нарастающего в поколениях синдрома глубоко проникающего напряжения (стресса) детей в процессе их учебной деятельности. Внешним выражением внутреннего стресса ребёнка является пребывание его в распространённых мышечных напряжениях, сопровождающихся недопустимо низким склонением над столом в процессе выполнения тонко координированных зрительно-ручных действий (письмо, рисование и др.).

Доктор Базарный В.Ф. доказал, что систематическое пребывание детей в таком неестественном для природы человека состоянии ведёт к угнетению активности на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, истощению эндокринной и других  систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье  (в т. ч. и репродуктивное) детей и подростков, деградации психомоторной и психической сфер, а также формированию в процессе учёбы целой группы сугубо школьных форм патологии.

Исследования доктора Базарного В.Ф. доказали, что изменение укоренившейся в  современной системе образования доминантной учебной позы  качественно улучшает развитие и здоровье  детей и подростков.

Основной должна стать вертикальная поза (прямостояние и прямохождение), характерная для человека как биологического вида, которая, в сущности, явилась принципиальным фактором эволюции homosapiens.

Это возвращает детям гравитационную опору (за счёт пребывания на ногах) и малые формы двигательной активности, что, в свою очередь, приводит к постепенному повышению эффективности сенсорного контроля за произвольной моторной сферой, повышению точности формирующих сознание моторных способностей рук и, как следствие, постепенной нейтрализации синдрома напряжения (стресса) детей в учебном процессе.

В результате повышается генетическая, клеточная и иммунологическая активность; оптимально развиваются функциональные системы, обеспечивающие жизнь и развитие ребёнка, развивается эмоционально-волевая и психическая устойчивость; гармонично развивается тело(в т. ч. детородная сфера), что даёт, в конечном итоге, повышение жизненного потенциала новых поколений.

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем.

В целом разработанные физиолого-эргономические режимы и технологии, синтезирующие процесс развития и обучения ребёнка, являются основой профилактики формирования болезней старения на этапах детства.

 

Это в основном:

       - проведение занятий в режиме энергомобилизационной  телесной вертикали и ориентировочно-поисковой активности, в режиме так называемых динамических поз  с использованием эргономически сообразной мебели  (конторок);

       - проведение занятий в режиме “зрительных горизонтов” (т.е. максимального удаления от глаз дидактического материала), а так же  в условиях природной  экологической среды;

       - использование на академическом уроке энергомобилизирующих зрительно-вестибулярных тренажей;

       - использование специализированных технологий формирования глубокой ассоциации слов с образами мира, постановки осмысленного чтения, а так же, лишённого закрепощающих ребёнка судорог-зажимов, каллиграфического почерка;

       - реализация базовой доктрины отечественной системы образования – личностной ориентации учебного процесса за счёт формирования параллельных классов из мальчиков и девочек;

       - физические упражнения с высокой подвижностью (волейбол, баскетбол, настольный теннис, лапта, бег и т.д.) должны занимать не менее 30% времени образовательного процесса.

Одно из важнейших условий такой реализации – привитие и укоренение базовых видовых параметров телесной и психомоторной конституции, на основе которых происходит эффективное развитие и очеловечивание новых поколений:

  • воспитание идеальной осанки через формирование с раннего детства и закрепление у человека доминантного динамического стереотипа (привычки) – прямостояния и прямохождения (телесной вертикали) – как основы, на которой тысячелетиями взрастала и держалась природная генетическая, физиологическая и психомоторная конституция человека. Стать человеком!
  • запечатление подвижных логически развивающихся в трёхмерном пространстве  образов  классического реализма. Образы правят миром!
  • глубокая ассоциация впечатлённых образов со звуко-словесным  кодом. Понимание и различение!
  • воспитание  рукотворчества. Только умная рука делает умной голову!
  • интеграция врождённо-эгоцентрических чувств в коллективную  «симфонию» (душу)  с помощью коллективного (хорового) пения. Песня – душа народа!

Эргономический блок

Движение – жизнь! Абсолютный закон  развития ребёнка  и поддержания жизни людей.

Основа системы – формирование и закрепление у человека устойчивого динамического стереотипа – внутренней потребности и привычки к прямостоянию и прямохождению – как фундамента, на котором человек сформировался как биологический вид. Это достигается путём создания рабочего места ребёнка в образовательных учреждениях и дома, эргономика которого обеспечивает возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности, необходимые для поддержания работы генома и удовлетворения потребности в психомоторной активности человека.

Приемы и технические средства – школьная мебель (конторка Базарного) и связанные с ней режимы обучения:

-        на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности;

-        дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”.

Дидактический блок

Приёмы для:

-        раннего овладения художественно-образным чтением-письмом-рисованием в режиме телесной вертикали, сохранения и развития чувства пространства и перспективы

-        обучения детей в режиме сюжетно-образного моделирования («безкнижное» мыслетворчество)

Средства:

-        широкоформатный экологический букварь

-        импульсно-нажимное перьевое письмо

-        образные прописи, сообразные природе эндогенных ритмов ребенка

-        набор предметно-дидактических широкоформатных панно и др.

Гендерный блок

Поло-личностная модель обучения и воспитания:

-        мальчиков по мужскому типу

-        девочек по женскому типу

Реализуется с помощью:

-        раздельно-параллельной модели комплектации классов;

-        ориентации дидактики на сообразные полу интересы, воображение, мотивы, игры.

Функционально-развивающий блок

Развитие:

-        телесно-моторных функций и реакции на внешний источник раздражения

-        психомоторных способностей (речь, осмысленное чтение, письмо, рисование и др.)

-        духовной сферы (психики), опирающейся на творческое воображение

-        активности органов чувств и, как следствие, генетической реактивности

-        базовых функциональных систем поддержания жизни организма

-        детородной конституции тела.

Используемые технические средства и приёмы:

-        сообразная сенсорным ритмам учебно-познавательная среда

-        конторки и «режим смены динамических поз»

-        оборудование для проведения комбинированных учебных и физкультурно-оздоровительных занятий детей

-        вестибуло-зрительные тренажёры

-        сенсорно-дидактические кресты

-        шаговый логоритм

-        рукотворчество и словотворчество

-        коллективное (хоровое) пение и др.

 

Организационно-управленческий блок

Программа «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе»:

-        Правовые положения

-        Этапы внедрения. Делай - раз, делай – два… !

-        Критерии оценки результатов педагогической деятельности.

-        Организация отслеживания (мониторинга) динамики и результатов. По плодам узнаете их…

-        Поощрение за положительный труд. Страна знает своих героев! Слава ударникам учительского труда!

-        Вовлечение родителей и общественности. Вместе мы вдвое сильней!

 

Технологии, функционально ориентированные

 запатентованные изобретения  и полезные модели

А. Технологии, повышающие потенциал гармоничного развития ребенка на ранних этапах детства

  1. Приемы и технические устройства раннего формирования родоразрешающего ритма у беременных.
  2. Приемы и технические средства, повышающие эффективность адаптации новорожденного к гравитации земли (спортивные и музыкальные подвесные люльки).
  3. Адекватная генетической природе сенсорных ритмов среда обитания младенца.
  4. Приемы и технические устройства раскрепощения и развития нейродинамических функций головного мозга младенца.
  5. Технологии глубинного запечатления ритма, мелодии и гармонии.
  6. Технологии раннего формирования синтетического телесно-моторного, в т.ч. зрительно-ручного чувства.

Б. Технологи, повышающие потенциал гармоничного развития  детей в дошкольном возрасте

  1. Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования мужественно-волевых качеств у мальчиков.
  2. Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования женственных качеств у девочек.
  3. Технологии и технические устройства для гармоничного развития телесно-детородной конституции у девочек.
  4. Приемы раннего формирования установок чувств (души) на добро, нравственность, справедливость и силу духа.
  5. Технологии дистантного жестово-образного обучения чтению.
  6. Пололичностно ориентированное, функционально-развивающее обустройство пространства вокруг детского сада и начальной школы.

 В. Технологии для организации процесса обучения на основе законов свободы и раскрепощения чувственно-эмоциональной и духовно-волевой природы ребенка

  1. Методика и технические устройства оценки уровня школьной зрелости.
  2. Сообразная сенсорным ритмам учебно-познавательная среда.
  3. Приемы и технические средства раннего овладения чтением-письмом-рисованием в режиме сохранения и развития чувства пространства и перспективы.
  4. Технические устройства предупреждения психомоторного закрепощения и утомления учащихся в процессе чтения-письма.
  5. Графические прописи, сообразные природе эндогенных ритмов ребенка. Методика проектирования индивидуальных прописей.
  6. Приемы и технические средства, обеспечивающие выполнение зрительно-умственных работ в режиме сохранения телесной вертикали (конторка и режим «динамических поз» и др.)
  7. Набор широкоформатных природно-экологических панно для обучения детей в режиме сюжетно-образного моделирования.
  8. Наборы технических средств для обучения детей грамоте в режиме ориентированно-поисковой и телесно-моторной активности в свободном пространстве.
  9. Конструкции и приемы обучения детей быстрому и осмысленному чтению.
  10. Сенсорная матрица для раннего формирования у детей чувства метризации и исчисления пространства.
  11. Настольные и напольные сенсорные конструкции для овладения детьми образно-математическим мышлением.
  12. Учебный класс для проведения комбинированных учебных и физкультурно-оздоровительных занятий детей.
  13. Технические устройства коррекции возникших в процессе учебы отклонений в развитии зрения, а также нарушений осанки и сколиозов.
  14. Техническая система раннего развития вестибуло-координаторно-мышечного чувства с целью повышения потенциала профессиональной ориентации детей и подростков.
  15. Открытая дидактическая площадка.

Данная система в 80-х годах XX века прошла многолетнюю экспертизу  ведущими научными организациями в области охраны здоровья ребенка и в 1989г. утверждена Министерством здравоохранения РФ (по согласованию с Министерством образования РФ) для образовательной системы России.

Разработанные на базе этих подходов образовательные технологии в начале 90-х годов прошлого века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, и начали активно внедряться практически во всех союзных республиках СССР. Однако, из-за последующих социальных катаклизмов они не были реализованы в широкой практике.

В 2001г. здоровьеразвивающие педагогические технологии Базарного В.Ф. прошли повторную гигиеническую экспертизу Научного центра здоровья детей РАМН и, единственные в России, еще в 2001 г. получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77.99.02.953.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 35 лет назад, наконец-то включены в утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Из «Отчёта» о гигиенической экспертизе данной программы, подписанного директором Научного центра здоровья детей РАМН академиком А.А.Барановым, министром образования Республики Коми Н.А.Садовским, а так же  директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проф. В.Р. Кучмой, проф. Л.М.Сухаревой, к.м.н. М.И.Степановой (2001 год), видно, как «экспериментальные классы», использовавшие технологии проф. В.Ф.Базарного, в которые поступали самые больные дети  от самых неблагополучных родителей, спустя только год обучения обгоняли по показателям здорового развития ранее здоровых детей, обучавшихся  в  традиционном «седалищном» режиме.

Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников всё более востребуется в России и за рубежом (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Украина, США). Сегодня только в нашей стране более 3 тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты.

Основные положения системы Базарного в 2005 году были заслушаны  и одобрены в Комитете по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Отличительной её особенностью является то, что  технологии органически встроены внутрь методики проведения учебного процесса. Она включает в себя 44 запатентованных изобретений и полезных моделей и затрагивает основы оптимизации эргономики учебного процесса. 

Система Базарного не подменяет творчество учителя, а дает научное обеспечение и физиолого-эргономическую основу для такой деятельности.

Справка. В 80-х годах некоторые разработки были награждены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 г. профессор В.Ф. Базарный награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России.

Владимир Филиппович Базарный – хирург-офтальмолог высшей квалификации (6 тыс. операций), доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель проектов ОД №Российский Союз за здоровое развитие детей, советник министра образования Азербайджана, автор 11 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Его монография «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» на русском и английском языках была включена в раздаточный материал участникам Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённом в октябре 2010 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Европы. Он удостоен звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». В 2000 году объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000. Награждён Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007 г.), Благодарственным письмом Председателя Совета Федерации (2010 г.) и Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012 г.)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить