Культурно-исторический научно-просветительский проект
«Сто лет СССР. Лучший опыт»
Фонд «Сто лет СССР» Общественное движение
«Международный союз «Рождённые в СССР»
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» Михаил Ломоносов.
Путевые заметки.
Дорогие друзья. Товарищи!
Первого июля 2024 года, с Ярославского вокзала города Москвы отправился юбилейный эстафетный поезд,
посвященный 50-летию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) по маршруту Москва-Тында-Москва.
Пассажирами поезда стали ветераны БАМа: участники ОРОО «Бамовское содружество», строители, железнодорожники, представители воинов-железнодорожников; волонтёры, почётные гости.
Участниками этого уникального проекта также стали члены Общественного движения «Международный союз «Рождённые в СССР»: представитель Фонда содействия сохранению исторической памяти «Сто лет СССР» Тууль М.Ю., представитель Московской Ассоциации Предпринимателей Жгун А.Ю. и представитель Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) Федянова Н.И.
Предстояло за 14 дней преодолеть более 13 000 км пути, через города Владимир, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург,
Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Братск, Усть-Кут, Таксимо, Новая-Чара и многие другие.
Пройдя первый участок по Транс- сибирской магистрали до города Тайшет (нулевой километр БАМа), далее поезд должен был двигаться непосредственно по БАМу, огибая озеро Байкал с севера, пройти по гребню Братской ГЭС, преодолеть Северомуйский тунель, длинной 15 км, и, миновав десяток станций и полустанков, прибыть в столицу БАМа - город Тынду ко дню завершения строительства и ввода в эксплуатацию Байкало-Амурской магистрали 8 июля 1984 года.
50 лет назад, в апреле 1974 года именно с Ярославского вокзала прямо с XVII съезда комсомола на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился отряд первых первопроходцев этого грандиозного строительства - членов Студенческого Строительного Отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.
Об этом событии напоминает памятная доска первостроителям БАМа, открытая в честь 45-летия начала строительства БАМа, а также 100-летнего юбилея комсомола.
На вокзале были устроены торжественные проводы ветеранов БАМа, многие из который были участниками того исторического старта.
Звучал духовой оркестр, по перрону сновали журналисты и телевизионщики, пытаясь взять интервью у участников этой исторической поездки и провожающих их официальных лиц.
В 21.07 по московскому времени эстафетный поезд №936 №Москва - Тында» отправился от платформы №1, увозя ветеранов
БАМа во времена их молодости.
Владимир
Первой остановкой нашего поезда стал один из древнейших населённых пунктов (по оценкам археологов, возраст оценивается приблизительно в 30 000 лет) духовный центр православия на Руси, древний город Владимир. Когда-то здесь был похоронен Александр Невский. Его мощи хранились в монастыре до середины 18 века (после их отправили в Петербург). И здесь же расположена самая известная, благодаря Михаилу Кругу, в России тюрьма.
Прошли мы город ночью, спокойно и тихо. Что, в дальнейшем, повторится ещё не раз.
Забегая вперёд, надо сказать, что у меня сложилось такое впечатление, что на всем протяжении пути наш поезд был как призрак. Поезд никто не встречал, его загоняли на 3-4 путь, и, если бы не друзья-ветераны, проживающие в городах следования, которые приходили увидеть своих товарищей во время остановок поезда, то мало кто мог бы признать в этом туристическом, как его обозначили, поезде специальный эстафетный поезд ветеранов БАМа.
Да и на вокзалах, вплоть до Тайшета, за редким исключением, тоже мало что напоминало об этой юбилейной дате.
Однако все это не отразилось на настроении и духе наших ветеранов, которые радовались, как дети, встречая на перронах своих старых друзей и были искренне благодарны любым знакам внимания.
Сам поезд и поездная бригада были выше всяких похвал. Современные, чистые купе, душ в каждом вагоне, два ресторана, уборка несколько раз на дню, предупредительные молодые проводники и удивительно позитивная начальник поезда.
Искренняя благодарность главному организатору поездки - АО «РЖД».
Нижний Новгород
Следующим городом, который мы опять проехали ночью, была столица Поволжья, пятый по численности мегаполис России, ведущий свою историю с ХIII века, Нижний Новгород. Нашим бамовцам он более знаком по имени великого пролетарского писателя Максима Горького. С городом связаны и такие имена, как Андрей Печерский, Добролюбов, Кулибин, Лобачевский, Чкалов.
К сожалению, по пути в Тынду нам посмотреть город не удалось, однако, как нам сказали, обратно все ночные города мы будем проезжать уже в светлое время, так что шанс есть.
А пока мы начинаем понемногу осваиваться. Истинный смысл выражения «через тернии к звёздам» я в полной мере испытал на себе , преодолевая всю дорогу серьёзнейшее затруднение -практически полное отсутствие интернета. За те короткие остановки на полустанках, когда буквально на несколько минут появлялась возможность выйти в эфир, необходимо было отправить почту, обработать и закачать информацию, ответить на запросы, перегнать
отснятый материал с телефона на компьютер...А при этом надо было ещё и продолжать освещать события, происходившие в пути.
Спасало то, что изначально в нашем купе оказалось одно свободное место и мы сразу оборудовали его под мобильный информационный центр. Однако при всей кажущейся простоте дела, работать пришлось в сложных условиях.
Помогала закалка рыбака. Подвешиваешь информацию на каналах и оставляешь на ночь. Утром смотришь: ушло, не ушло...
А потом, во всём надо искать положительные стороны. Получается, что наша Россия-матушка являет собой для всего мира спасительный Ноев Ковчег, так как в эпоху глобальной цифровизации на большей своей части полностью защищена от пагубного влияния интернета!
Киров
Это была первая остановка при свете дня и первая возможность не в стеснённых обстоятельствах заняться восстановлением своего здоровья,разминая затёкшие «члены». Следует сказать, что постоянное нахождение в закрытом ограниченном пространстве, при том, что тебя регулярно снабжают достаточно вкусной и сытной пищей, делает тебя героем
замечательного советского мультфильма про Дюймовочку, и ты начинаешь поневоле действовать в полном соответствии с призывом: «ну, вот поели, теперь можно и поспать....» Хорошо, если это длится
сутки-двое. А когда 15 суток? Отсидел и уже не вышел, а выкатился...
Правда, чтобы этого не случилось, вместе с нашим новым товарищем Владимиром Горбуновым, который занимал в те давние времена неожиданную для нашего восприятия должность на БАМе - участковый, мы каждый день выходили в тамбур, который превратили в спортзал, на гимнастику и приводили свой пошатнувшийся организм в тонус.
Но вернёмся в Киров, родину дымковской игрушки, который многие знают, как Вятка.
Сам город нам увидеть не удалось, по вышеприведённым причинам фантомного образа нашего поезда. А ведь команда крейсера "Аврора" -жители Вятской губернии. В Кировской Диораме хранится флаг с этого корабля.
Правда и город Киров наших ветеранов тоже не увидел, исключая редких друзей, живущих в городе, пришедших встретить своих старых товарищей.
На вторые сутки пути участники этой исторической поездки уже более тесно познакомились друг с другом (объединяли общие воспоминания, впечатления и совместные контакты). Ходили друг к другу в гости, угощались чаем,
рассказывали о жизни, обменивались мнениями о будущем их детища - БАМа.
Пермь
Следующим пунктом нашего путешествия стал город Пермь - город миллионник на Каме, пятнадцатый по численности населения, где в 1916 году был открыт первый на Урале Университет. Город по праву считается самым длинным на Урале (приблизительно 50 км вдоль Камы). Именно из древесины, добытой в Пермском крае, изготовлены деревянные сваи, на которых построены дома в Венеции.
Наш поезд вновь на 4 пути, и вновь без каких-либо знаков отличия... И опять только друзья-товарищи наших ветеранов пришли на встречу.
А на привокзальной площади в это же время провожали молодых ребят, которые готовились отдать свой долг по защите Отечества. Так, случайно, перехлестнулись два поколения, олицетворяющих собой трудовые подвиги и воинский долг.
Екатеринбург
И вот, наконец, середина Евразии, столица Урала - город Екатеринбург (для некоторых более привычен, как Свердловск). Четвёртый по численности населения, претендующий на титул «третьей столицы России». Неофициально он признан также «майонезной столицей мира». И именно Свердловск является Родиной для 11 мальчиков по имени Фидель, которые родились ровно через 9 месяцев после посещения города Фиделем Кастро в 1963 году.
Стоит город на границе двух миров. Подъехали мы к нему со стороны Европы и теперь будем удаляться в сторону Азии. Правда, все это произошло ночью, поэтому поезд, хотя и приняли впервые на первый путь, никто не приветствовал.
А разница во времени уже два часа. Надо сказать, что такое постепенное прохождение часовых поясов не то, чтобы резко встряхивает организм, как это бывает при перелётах, но все же вносит
некую разбалансировку и ты иногда наблюдаешь за собой странности, особенно со сном и едой.
Омск
Наша следующая остановка - Омск. Столица «Белой России» в 1918-20 гг. Расположен город на слиянии двух сибирских рек Иртыша и Оми, чьи имена с тюркского переводятся, соответственно, как «бурный» и «тихая» — пример идеального союза, давшего обильное потомство.
Впервые нас встретила достаточно пасмурная погода и впервые мы увидели на фасаде вокзала банер, посвящённый юбилею БАМа.
А внутри здания - несколько стендов с информацией о магистрали.
На перроне, силами местных волонтёров, была
организована встреча ветеранов, за что Омску отдельное спасибо. Ибо в рядах ветеранов уже начало проявляться некоторое недоумение. Но дружная работа молодых омичан сделала своё дело. И мы отправились дальше уже с ощущением, что наш поезд, все-таки, действительно, является уникальным событием.
Тюмень
Утро следующего дня мы встретили в нефтегазовой столице нашей Родины - городе Тюмень, первом русском городе в Сибири. Именно сюда, в 1941 году было эвакуировано тело В.И.Ленина. А в 1944 году группу тюменских кошек отправили на спасение Эрмитажа.
Однако пассажирам нашего поезда не довелось поближе познакомиться с этим уникальным городом. Удалось только немного размяться на перроне и далее наблюдать этот город из окна идущего поезда. Прошли, что называется, по касательной.
Новосибирск
Следующей остановкой стал третий по размеру город России -Новосибирск. Стоит этот город на реке Обь. И до 1956 года вы могли поехать с правого на левый берег, чтобы второй раз отпраздновать Новый год или купить алкоголь, если не успели до комендантского часа. Просто на двух берегах Оби были разные часовые пояса. Граница часового пояса проходила точно по реке, оставляя левый берег в пятом часовом поясе, а правый — в шестом.
Первое, что бросилось нам в глаза - это вокзал, который впечатляет своей монументальностью и мощью.
Было немного досадно, что стенду, посвящённому нашему юбилейному мероприятию, в таком большом пространстве достался только маленький участок. Но и на том спасибо.
Одна деталь, пожалуй, отличает вокзал Новосибирска от всех остальных вокзалов страны (могу ошибаться): в зале ожидания на втором этаже стоит рояль!
Ну, а на перроне царила оживлённая и очень тёплая атмосфера встреч тех, кто живёт в этом городе и их товарищей, едущих в поезде.
Красноярск
На очереди - самый восточный город миллионер в России Красноярск.
Могучий Енисей. Трехчасовая стоянка не оставила шанса устроителям лишить нас возможности осмотреть этот город поближе. Чем мы и не преминули воспользоваться, пройдя за 2 часа две его центральные улицы, поклонившись Енисею и
посмотрев основные достопримечательности. Правда приходилось все время обходить
заборы грандиозной стройки метро, которое должно появиться в городе в 2026 году.
А в это время на перроне наши ветераны зажигали по полной, вместе с пришедшими их встретить товарищами. Такие тёплые проводы напитали наших ветеранов положительными эмоциями для дальнейшего пути.
Да и в целом, по мере приближения непосредственно к началу БАМа, и на вокзалах, и на перронах появлялось всё больше информации о предстоящем юбилейном событии, что не могло не
радовать тех, кто отдал этой дороге самые лучшие свои годы. И это было не напрасно!
Тайшет
Ну вот и он! Нулевой километр БАМа -город Тайшет, который встретил нас проливным
дождём. Именно отсюда начинается развилка дорог и далее мы будем двигаться уже по северному обходному пути, который и строили наши ветераны.
На вокзале разместили подробную красочную информацию о юбилейном событии, а на перроне, несмотря на дождь, наши
попутчики из Ростовского отделения ОРОО «БАМ» провели награждение своих соратников, живущих в Тайшете.
Далее мы двигаемся непосредственно по БАМу. Теперь уже каждая станция и каждый полустанок начинает вызывать бурю эмоций то у той, то у другой группы ветеранов. И, разумеется, на всех этих станциях вокзалы были украшены банерами и транспарантами по поводу предстоящего юбилея.
Остановка недолгая, и мы двигаемся дальше... а дождь в дорогу -хорошая примета.
Коршуниха-Ангарская
Первой «бамовской» остановкой стал поселок Коршуниха-Ангарская (бывший Железноводск). Все посёлки БАМа развивались примерно по одному сценарию, а потому фасады, которые нас встречали, не сильно отличались друг от друга.
Надо сказать, что БАМ в полной мере можно окрестить «Дорогой Дружбы народов». Строили её представители всех республик и национальностей необъятной
советской страны и каждая из них оставила свой след, внеся некоторые национальные элементы в оформление тех посёлков, которые строили именно их отряды.
На этой же станции единственным национальным элементом стали мужественные представители охраны с аккуратно подстриженными бородами.
Усть-кут
Станция Лена в посёлке Усть-кут стала следующим пунктом нашего маршрута. Именно здесь, на реке Лена, находится морской порт, благодаря которому посёлок, в
своё время, получил колоссальный импульс для развития и который
принимает даже пассажирские суда.
Поразил нас своей архитектурой новый вокзал, который был открыт именно к юбилею БАМа.
Лена же встретила нас тёплой погодой и тёплой водой.
Ну а местные жители отнеслись к нашему появлению без особого энтузиазма. Для них наш поезд был очередным туристическим составом, каким он, по-сути, официально и являлся.
Новая Чара
И, всё-таки, нашёлся один пункт назначения, который устроил торжественную встречу нашему поезду, с хлебом и солью, с песнями и плясками, с радушным приёмом и
добрыми напутствиями. Это была Новая Чара.
Многие наши ростовские товарищи - ветераны БАМа, строили этот город и потому для них такой приём был особенно ценен.
Главой Каларского округа, куда входит Новая Чара, является Владимир Устюжанин, молодой мужчина, чьи
учителя ехали с нами в поезде. Он провез наших ветеранов по тем местам, где они начинали свой трудовой и жизненный путь на БАМе. Трудно передать их эмоции, когда они находили свои дома, в которых когда-то жили.
В рассказах Владимира Устюжанина о сегодняшнем дне и о планах развития округа,
который он возглавляет, сравнимого по территории со средней Европейской страной, слышалась искренняя любовь к своему краю и вера в его будущее. Одним словом, нет сомнения, что ветераны передали своё дело в твёрдые и надёжные руки.
Северо-Байкальск
И вот, наконец, перед нами красавец Байкал. Правда как следует разглядеть его мы смогли только на рассвете.
Город Северо-Байкальск, северная оконечность Байкала. Хотя, как таковой, официальной встречи не было, но на перроне было весело и шумно. Дело в том, что в Тынду друг за другом шли несколько поездов и наш был вроде как в середине. Поэтому первый «снимал все сливки», его встречали торжественно, на нашем, вероятно, отдыхали, а следующий за нами получал новую порцию поздравлений от уже отдохнувших. Долгая стоянка позволила нам , хотя и в темноте, но почувствовать Бакал непосредственно: омыв лицо и послушав шум его волн.
Таксимо
Следующим пунктом стал посёлок Таксимо (с ударением на последнем слоге), который строили комсомольцы Бурятии. Здесь в своё время в болотах был найден гидроплан, который, как говорили старожилы, был когда-то сбит из
ружья одним метким шаманом, считавшим его исчадьем зла. Но мало ли, что говорят... Вот и стоит сейчас на постаменте уменьшенная его копия, напоминающая о тех славных временах.
Ещё один момент ностальгически перенёс нас в прошлое. Разумеется, на площади размещалась гостиница «Центральная». А на дверях этой гостиницы был прикреплён листок белой бумаги с надписью....
Мы двигаемся дальше и по ходу движения местами очень явно ощущалось, что поезд наш идёт в гору. Везёт нас уже не конь на электрической тяге, а труженик тепловоз, оставляющий периодически после себя клубы черного дыма.
Дорога идёт по территории молодого горного массива и у нас впереди было несколько перевалов, и знаменитые туннели, главным их которых считается 15-ти километровый Северомуйский тунель - гордость строителей
БАМа.
Именно с его сдачей в 2003 году был дан старт полномасштабному движению по
Байкало-Амурской магистрали.
Проехали мы и речку Витим - известную в народе как Угрюм-река.
Тында
Наконец, проехав 6720 км пути, мы подъезжаем к столице БАМа - городу Тында! Вот здесь уж встречали наш поезд со всеми полагающимися такому событию почестями. И наши ветераны наконец-то почувствовали себя в полной мере главными героями праздничных торжеств.
После пышной встречи, на вокзальной площади состоялся митинг и торжественное открытие памятной доски Министру путей сообщения СССР Н.С.Конреву, а в парке у
привокзальной площади ветераны, вместе с волонтёрами, высадили рябиновую Аллею 50-летия БАМа.
В память об этом событии там же был заложен камень.
В торжественных мероприятиях приняли участие герои социалистического труда, руководство местной железной дороги, представители органов власти и почётные гости, а главным героем стал легенда БАМа, руководитель Восточного участка Байкало-Амурской магистрали Иван Николаевич Варшавский.
На два дня город был предоставлен дорогим гостям - ветеранам БАМа. Для них были созданы все условия, чтобы они смогли вспомнить былое и почувствовать значимость
того, что было ими сделано. Украшением вечера
первого дня пребывания стал концерт бардовской песни. И не случайно. Ведь этот жанр - плоть от плоти людей творцов, энтузиастов и бессеребренников, коими и были нынешние ветераны БАМа.
Следующий день начался с потрясающего по своей символике события -стыковки двух эстафетных
поездов из Иркутска и Хабаровска с ветеранами БАМа на фоне поезда из Москвы.
Чудесным украшением стал настоящий паровоз, который периодически подавал свой голос, выпуская при этом мощные клубы пара. Наступил главный день
юбилейного года: именно 8 июля 1984 года БАМ официально был открыт для движения на всём своем протяжении. Правда, пока в обход Северомуйского перевала, прямой ход через который по туннелю был запущен только в
2003 году.
Началась программа праздничных мероприятий, которая длилась весь день и завершилась глубокой ночью красочным салютом.
На привокзальной площади города состоялись торжественный митинг и возложение венков к памятнику герою Советского Союза В.П.Мирошниченко.
На центральной площади города в честь 50-летия был торжественно открыт грандиозный памятник героям - строителям БАМа.
На его фоне состоялось торжественное награждение государственными наградами героев-бамовцев, которое
провели советник президента РФ и спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта
Игорь Евгеньевич Левитин и Генеральный директор — председатель
правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Валентинович Белозёров.
В городском парке культуры и отдыха для ветеранов был развёрнут развлекательно-рекреационный кластер.На стадионе «БАМ» проходили спортивные мероприятий.
Но, пожалуй, самым грандиозным зрелищем стал проезд по центральному проспекту города бамовской спецтехники и шествие многотысячной
колоны ветеранов БАМа, представляющих практически все уголки нашей необъятной Родины.
Завершился праздничный день феерическим гала-концертом с фейерверком, на который, было похоже, собрался весь город.
Тында поразила нас огромным количеством детей и молодёжи.
Постоянно на улицах встречались будущие мамы. Складывалось впечатление, что город переживает настоящий бэби-бум. И это в зоне не самых благоприятных природных и иных условий. Возможно, нам это только показалось, но, честно говоря, очень бы хотелось видеть такую картину и в других наших городах.
Именно от этой молодой аудитории наши ветераны получили в тот незабываемый день колоссальный поток позитивной энергии, которая, безусловно, поможет им и дальше чувствовать себя молодыми душой и нужными людям.
До поздней ночи продолжалось бурление в поездах.
К утру на перроне остался только наш поезд, который в 11 часов, дав прощальный гудок, спокойно направился в обратный путь, говоря «До свидания» городу Тында, который строили москвичи.
Впереди все те же 6270 км.
Юктали
На обратном пути новые станции и одна из них -станция Юктали, детище строителей из
Челябинской области. Первое, с чем нам пришлось столкнуться на обратном пути - это пожары. Горела Тайга. И если в Тынде дым от пожаров спасал нас от раскалённого солнца, делая погоду комфортнее, то в пути это уже стало, несмотря на кондиционеры, довольно сильным раздражающим фактором. Концентрация была такова, что часть дороги нас сопровождало аж три солнца.
Ко всему прочему, к вечеру наш тепловоз сломался и мы простояли 2,5 часа, ожидая, когда придёт его смена. Честно говоря, вид из окна на задымлённую тайгу удручал. А очаги открытого огня болезненно отзывались в
сердцах тех, у кого большая часть жизни была связана с этими местами.
Таксимо
Следующее утро мы встречали в Таксимо. Удивительно, но за ночь наш поезд ликвидировал отставание и мы вновь шли по графику. Таксимо спал. Тайга продолжала гореть, хотя ветер немного разогнал дым и дышать стало легче. На станции мы встретили группу ребят- бурятов из лесоохраны. Они только что прибыли из мест, где верховой пожар растянулся на 15 км. Сделать ничего невозможно. Горит всё, даже техника. Высадиться негде, чтобы начать работу. Площадок не видно. С мая, кроме двух дней, не было ни одного дождя. Так что, тот огонь, что мы видели из поезда - детские игрушки. Страшна стихия в своём разгуле...
Прошли Северомуйский туннель.... Вновь 15 минут в закрытом пространстве.
Для всех ветеранов с этим туннелем связаны печальные воспоминания. При его прокладке проходчики неожиданно наткнулись на подземное озеро и мощный поток воды смел всю смену вместе с оборудованием. Сегодня при
прохождении туннеля все ветераны отдают дань памяти погибшим минутой молчания.
На противоположном конце тунеля нас уже встретила ясная погода. Дым рассеялся и солнце вновь в полной мере заняло свои позиции.
Новый Уоян
Очередная станция Новый Уоян. Её строили представители советской Литвы.
Один из этих строителей ехал с нами в вагоне. В интервью он сказал мне удивительнык слова. По его ощущениям, в СССР он жил при социализме, в новой России при капитализма, а на БАМе - при
коммунизме. Когда я говорил это другим бамовцам, многие соглашались. А значит, можно предположить, что при разумном использовании ресурсов, в том числе человеческих, создании правильных стимулов и
мотивов, формировании условий для раскрытия творческого потенциала каждого у нашей великой страны было и есть достаточно сил и средств, чтобы построить «рай на земле».
Но вернёмся на станцию Новый Уоян. На площади перед вокзалом уже разбирали праздничную атрибутику, когда наш поезд ненадолго оживил этот тихий уголок.
На своеобразной торговой улице в вагончиках был представлен весь возможный ассортимент товаров, и что поразительно, три из четырёх представленных магазинчиков декларировали круглосуточную работу. Чего мы не встречали ни в одном другом посёлке.
Ну и конечно, двухэтажный Гранд Отель! (Справедливости ради, надо сказать, что перед словом Гранд стояло слово Мини.)
Ангоя
Вслед за Литвой, свой след на земле БАМа оставили строители из Азербайджана. Мы проезжаем станцию Ангоя, которая носит имя Гейдара Алиева. И это абсолютно
справедливо, так как он внёс неоценимый
вклад в эту стройку века. Благодаря усилиям и решимости Гейдара Алиева, Байкало-Амурская магистраль была введена в эксплуатацию в 1984 году. Бытовало даже
высказывание: «Если бы не Алиев, не было бы БАМа»
Северо-Байкальск
И вновь Байкал, но уже при полном свете.
Товарищи наших ростовских друзей устроили нам настоящую встречу. Отвезли на пляж, где мы решились окунуться в холодные
воды Байкала. И не пожалели об этом. Байкал имеет
удивительную притягательную силу; зайдя в него один раз, через некоторое время вновь тянет в него вернуться.
Сам Байкал в длину достигает более 600 км, а в ширину местами 80-90 км. Кто-то подсчитал, что, если все население земли лишится в одночасье воды, то Байкал может 50 лет поить всех чистой водой.
Можно сказать, что на Байкале мы оставили частицу своего сердца.
Покидаем город Северобайкальск, который своим потомкам оставили ленинградцы.
Пока двигаемся через бескрайние просторы, позволю себе некоторое лирическое отступление.
Надо сказать, что поезд ветеранов сопровождал студенческий отряд проводников. Ребята все молодые, из разных учебных заведений. Каждый год подобные поезда у них вместо практики.
Работали с душой. Наш вагон обслуживали две девушки, одна была комиссаром отряда. Говорили, что они специально просились на этот поезд, чтобы встретиться с настоящими героями нашего времени. Приятно удивила их трезвость рассуждений, целеустремлённость и искренность. По-сути, для них этот поезд стал своеобразной школой жизни, где они, общаясь с ветеранами, почерпнули для себя много нового.
А ещё был наглядный урок по экологии.
У нас было трёхразовое питание. И каждый день что-то разносили по купе работники ресторана. Все упаковано в пластиковые контейнеры. Как-то в один из вечером мы попытались представить, сколько же только один наш вагон за день производит мусора, и нам стало не по себе. Поневоле начинаешь понимать матушку-природу, которая делает нам уже последнее предупреждение.
Хани
Но вернёмся к нашему поезду. Постепенно пейзаж за окном начинал приобретать более привычный для
нашего глаза вид. Стартовав из Амуской области, мы поехали Якутию, Забайкальский край, Бурятию и Иркутскую область. Правда, по поводу «остроносового конца», которым БАМ зашёл в Якутию, ходит интересная информация. В посёлке Хани, который строили якутяне, и где на стене вокзала висит мемориальная доска декабристу Михаилу Лунину, умершему в 1849 году в Акатуйской тюрьме, соединились три области: Читинская, Якутская и Амурская. Дело в том, что в Якутии северный коэффициент составлял 1.1, тогда, как у других строителей БАМа он был 0,7. И все, кто вместе с якутами строил этот посёлок, норовили причислить себя к строителям из Якутии.
При свете дня видно, какое же грандиозное строительство было осуществлено в те года. Поселки идут один за другим. Повсюду строительные бригады, снуют большегрузы, и при этом огромные просторы нетронутой природы. Не только сердцем, но и умом начинаешь понимать, что всю эту мощь и всё это великолепие никто и никогда завоевать не сможет. Воистину Россия - Ноев Ковчег для всего человечества. А благодаря таким людям, как наши ветераны, как те, кто сегодня живут на этой земле и сохраняют культурный код человека творца и созидателя, Россия остаётся, возможно, последним островком духовности и базой для возрождения Общества Человечности.
Братск
Мы подъезжаем к замечательному примеру высоты человеческой мысли и народного подвига - Братской ГЭС. Красавица Ангара, которая является единственной рекой, вытекающей из Байкала (при том, что впадают в него более 320), здесь разливается в широкое Братское море (Братское море), и, отдав стране часть своей энергии через 14 турбин, продолжаем своё неспешное течение вплоть до Богатыря Енисея. Проезжая по платине Братской ГЭС, над её 14 турбинами, невольно вспомнились опасения некоторых экспертов о том, что всё возрастающий поток транспортных перевозок, который в перспективе может превысить все расчётные нормативы, может стать причиной серьёзных неприятностей.
На нас же вид Братской ГЭС произвёл сильное впечатление, заставив ещё раз поклониться и отдать должное всем тем, кто оставил нам такое мощное наследие.
Мы вновь на нулевом км БАМа. Город Тайшет. При свете дня производит совсем иное впечатление. Наконец-то, смогли увидеть монумент, который герой соцтруда Вячеслав Иванович Аксенов открывал на 40-летие БАМа.
Наш путь вернулся на Транссибирскую железную дорогу со знакомым до боли ландшафтом за окном, который уже не будет сильно меняться вплоть до Москвы.
Красноярск в этот раз мы проезжали ночью. Выйдя на площадь, как уже к хорошему старому знакомому, прошёлся до главной улицы. Полный штиль, тишина, абсолютное отсутствие людей. Город спал.
А вот Новосибирск, наконец-то, мы смогли увидеть во всей красе. И прежде всего - грандиозный, монументальный вокзал. Вообще, история Новосибирска напрямую связана с Транс-сибирской магистралью. Он и был построен, для обслуживания этой стратегической магистрали.
Когда мы вышли на площадь, нас сразу облепили белые мошки. Об этой проблеме уже говорят в эфире и вот теперь мы сами убедились в реальности происходящего. Но при этом над привокзальной площадью, прямо в центре города кружил ястреб.
Сам город полностью соответствует формату миллионника: прямые широкие проспекты, высотные спальные районы, традиционная
застройка центра и пробки, безумные пробки. Москва отдыхает! Так что цените, друзья, что имеете.
Тюмень мы опять смогли увидеть лишь частично и из окна поезда. Краткая остановка не позволила взглянуть даже на привокзальную площадь. Не смогли даже в вокзал пройти. Так
только через решётку и запечатлели герб города и стелу.
И снова в путь. Впереди Екатеринбург.
В Екатеринбурге наш поезд, наконец-то, удостоился чести быть принятым на первый путь. Можно предположить, что именно с этого перрона начался промышленный расцвет нашего восточного соседа.
На первый путь в 1950 года прибыл поезд с руководителем компартии Китая Мао Дзедуном, который, после поездки на уральские заводы, «увёз» в Китай в качестве помощи Советского Союза более 150 заводов. Сегодня ситуация повторяется почти зеркально, правда условия несколько изменились...
Ну, а мы, подойдя со стороны Азии, продолжим теперь путешествие в Европу. До Москвы остались сутки.
БАМовец - это не просто слово. Это состояние души, это достоинство и честь, это верность навеки своему делу и своей стране. Примеров этому не счесть. В нашем же поезде таким ярким примером стала группа прекрасных женщин из Ленинграда, которые на протяжении всего пути в свободное время плели маскировочные сети для наших ребят на передовой. Воистину, такой народ непобедим!
Последнее утро для наших ветеранов началось аж в 3 часа. Такой активности я не наблюдал за всю обратную дорогу. Как будто и не было 14-дневного испытания на прочность. Бодрые, весёлые, молодые - они в очередной раз показали и доказали, что тот, кто в своей жизни прошёл через большое, общественно-значимое деяние, которое помогло ему обрести себя, раскрыть свой талант, дать ему ощущение не напрасно прожитой жизни, даёт ему силы до конца своих дней быть молодым в душе и передавать эту энергию молодости своим детям и внукам.
Спасибо БАМу, спасибо организаторам и устроителям этого исторического путешествия, спасибо стране, которая воспитала настоящих Героев нашего времени!
Общее впечатление от поездки
1. Мы прикоснулись к Великому и не на словах, а в реалиях прочувствовали, насколько «широка страна моя родная...»
Конечно, второй раз «15 суток» добровольно уже повторять желания мало. Как ни крути, но тяжеловато в замкнутом помещении и в ограниченном личном пространстве 14 дней находиться в большей части в сидячем или горизонтальном положении. Как бы то ни было, но выходили мы на Ярославском вокзале далеко не осунувшимися. 2. Главное, конечно, уникальный состав людей, настоящих профессионалов, умеющих жить по братски, знающих цену дружбе и готовых по первому зову вновь встать в ряды тех, кто творит в нашей стране будущее. Они счастливые люди. Они уже оставили свой след в
истории. И могут прямо глядя в глаза своим внукам, сказать, для чего они пришли в этот мир и что сделали для своей страны и своих потомков.
3. БАМ в полной мере можно назвать территорией Дружбы народов. Каждая республика , возводя свой участок дороги и свою станцию, навеки оставляла на этой земле частицу души своего народа, своего культурного кода. И это был наказ будущим поколениям держаться вместе, помогая и оберегая друг друга.
4. Безусловно, БАМ - это Школа жизни. Пройдя через неё вы становитесь Человеком, она формирует и воспитывает волю, характер, помогает вернуть человеку его истинное предназначение на земле: быть творцом и созидателем. И что ещё важнее - дети этих людей вырастают похожими на своих родителей. Сегодня нашей молодёжи этот опыт крайне необходим.
5. Очень важный момент, стоящий сегодня в первых рядах повестки дня всего цивилизованного мира. БАМ - пример замысла и по масштабу, и по значимости, который может стать примером для решения важнейшей проблемы дня: сохранение и преумножение народонаселения. Нам привели пример города Тында, где ситуация доходила до того, что в день рождалось 13 детей. И он был вторым в Советском Союзе городом по рождаемости после некоего города одной из Среднеазиатских республик.
6. Человеку, особенно в пожилом возрасте свойственно задавать себе вопрос: «А для чего я пришёл в этот мир?» Пример БАМа показывает, как любой из нас может оставить свой след на Земле на благо себе, своим родным и близким, своей стране и обществу. Нужны именно такие масштабные, перспективные и далекозовущие проекты для нашей молодёжи.
7. БАМ - прекрасный пример Содружества. Объединение людей на основе общей цели.
Такие масштабные стройки закаляют и формируют личность.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии
читайте на pressa.ru