Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?».

   Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 1 13 апреля в Общественной

палате РФ прошел круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?».

Организатором выступила Комиссия ОП РФ по экологии и охране окружающей среды совместно с Координационным советом при ОП РФ по экологическому благополучию.Модератор — председатель комиссии ОП РФ, руководитель корсовета Елена Шаройкина.

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 2 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 3

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 4

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 5

 

С конца 1990-х годов в России предпринимаются попытки внедрить на системном уровне экологическое образование и просвещение. Законопроекты «О государственном регулировании образования в области экологии» и «Об экологической культуре» рассматривались в период с 1995 по 2009 год и были отклонены. Третий законопроект — «Об экологическом образовании» — так и не дошел до первого чтения. Кроме того, с 2012 по 2020 год Президентом РФ и Правительством РФ были даны разным ведомствам шесть поручений, предусматривающих различные инструменты создания системы экообразования и просвещения, но результата нет.

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 6

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 7  Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 8

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 9 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 10

 

Как отмечают эксперты сектора, ключевая проблема в решении этой задачи заключается в ее глобальности и межведомственности, а отсутствие прямых полномочий приводит к тому, что ни один федеральный орган исполнительной власти не заинтересован в решении проблемы. Однако ответственность за исполнение поручений несут и государственные органы субъектов РФ. Но нормативно-правовая база в данной сфере существует лишь в 34 регионах, а программы по развитию экообразования, просвещения и культуры действуют всего в 17, уточняют эксперты.

   

  Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 6     

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 12

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 13

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 14

 

Рабочая группа по экологическому образованию и просвещению Координационного совета при ОП РФ по экологическому благополучию разработала модель и план внедрения на уровне государства системы экообразования и просвещения, а также ряд решений, которые при поддержке общественного сектора позволят создать условия для развития государственной системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 15 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 16

 

 Круглый стол «Экологическая культура: в чем общественная выгода?». - фото 17

 

                                                        ФОТО: Валерий ЛОМОВ

 

 

Участники круглого стола рассмотрели подготовленные рабочей группой аналитические материалы, выработали подходы, решения и рекомендации для построения эффективной системы непрерывного экообразования и просвещения, обсудили сотрудничество и совместные действия участников круглого стола для решения этой задачи.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
о состоянии и перспективах развития экологического образования и просвещения
(или Как построить эффективную государственную систему
непрерывного экологического образования и просвещения в Российской Федерации)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение стр.2
Вопросы экологического образования и просвещения
в документах стратегического развития Российской Федерации...стр.2

Законодательство Российской Федерации об экологическом образовании и просвещения.................................................................стр.5

Поручения Президента и Правительства Российской Федерации в части развития экологического образования и просвещения................стр. 9

О некоторых достижениях на пути развития экологического образования и росвещения..................................................................стр.13

Предложения по созданию государственной системы экологического образования и просвещения................................................стр.16

Модельный вариант построения государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения в Российской Федерации......................................................................стр.20

Приложения.....................................................................стр.40

ВВЕДЕНИЕ
Координационным советом при Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по экологическому благополучию проанализирована система нормативного правового обеспечения и действия, предпринятые на государственном уровне по созданию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения.
Проведенный анализ показал как имеющиеся результаты, так и наличие барьеров в развитии и выработке подходов для построения эффективной государственной системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Что имеем на настоящий момент?
Одними из стратегических национальных приоритетов при обеспечении и защите национальных интересов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 7 пункта 26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, являются экологическая безопасность и рациональное природопользование. При этом достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задачи по повышению уровня экологического образования и экологической культуры граждан (подпункт 17 пункта 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).
НО...
Согласно подпункту «н» пункта 20 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной

Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176, низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения отнесен к внутренним вызовам экологической безопасности.
Таким образом,
решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности, в соответствии с подпунктом «п» пункта 26 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации, должно осуществляться путем развития системы экологического образования и просвещения...
Задача поставлена, пути решения определены. Что предпринято для этого?
30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Основы), в соответствии с которыми достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением задачи по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания (подпункт «л» пункта 9 Основ). При этом одним из механизмов при решении задачи по формированию экологической культуры, развития экологического образования и воспитания в соответствии с подпунктом «ж» пункта 20 Основ является включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
В соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесены к числу основных факторов деградации природной среды нашей страны. Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий, в соответствии с положениями Экологической

доктрины Российской Федерации, является необходимым условием для решения задачи по повышению экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
И действительно, на уровне субъектов Российской Федерации стали предприниматься действия по принятию соответствующих региональных законов, концепций , планов действий и др.
Вместе с тем регионы действуют эклектично, местничково, не всегда понимая каков должен быть результат и как его достичь. Это объясняется отсутствием соответствующего концептуального и/или программного документа на федеральном уровне.
А что имеет место быть?
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в том числе в целях обеспечения экологической безопасности определены в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).
Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры являются одними из основных принципов охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ).
Декларативно система экологического образования и формирования экологической культуры обозначена.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Заложенные в российском законодательстве основы построения государственной системы непрерывного экологического образования требуют создания условий для обеспечения их реализации.
Поправками, внесенными Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», в Конституции Российской Федерации закреплены полномочия Правительства Российской Федерации по созданию условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
НО...
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 7-ФЗ организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Также в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона № 7- ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации экологическое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В отсутствии федерального закона «Об экологической культуре» пробел восполняется путем разработки и принятия соответствующих законов в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время в 34 субъектах Российской Федерации действуют региональные законы об экологическом образовании и просвещении, принятые в период с июля 2000 года по октябрь 2022 года.
С одной стороны, принятие подобных законов должно способствовать не только реализации государственной экологической политики, но и позволять определять на практике пределы государственного регулирования в сфере экологической культуры, основные направления и способы ее формирования, включая правовые, организационные, экономические основы осуществления экологического образования и просвещения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, меры государственной поддержки организаций и граждан, осуществляющих данные виды деятельности. С другой стороны, при отсутствии федерального законодательства в данной сфере, отсутствия единой методологической, терминологической и правовой основы, региональные законы формальны, несистемны, противоречивы, зачастую базируются на устаревшей природоохранной и/или антропоцентристской методологии и т. д.
Ежегодно Минприроды России совместно с заинтересованными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, другими организациями и учреждениями осуществляет подготовку Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды (далее
— Доклад) во исполнение Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября2012 г. № 966 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды».
Данный доклад содержит раздел «Экологическое образование и просвещение». В качестве примера рассмотрим крайний доклад - Доклад- 2021. Для неискушенного читателя раздел, посвященный вопросам

экологического образования и просвещения, может показаться достаточно полным и насыщенным обилием результатов. В действительности в имеющемся изложении данный раздел при достаточном объеме информации представляет лишь эклектичный набор фактов и информации, не имеющей ни четкой цели, ни достигнутых результатов, зачастую противоречивый и содержащий как терминологические, так и содержательные некорректности. А с финансовой точки зрения заявленный «мероприятийный подход» приводит к неоправданному расходованию бюджетных средств. Полный анализ раздела
«Экологическое образование и просвещение» Доклада-2021 приведен в приложении 1.
Государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды ежегодно формируются во всех субъектах Российской Федерации (см. Приложение 2). Вместе с тем, положения об экологическом образовании, просвещении и развитии экологической культуры содержатся в лишь в 65 региональных Государственных программах об охране окружающей среды. Причем развитие экологического образования и просвещения в абсолютном большинстве проанализированных Государственных программ не выделено в качестве отдельной подпрограммы, а представлено лишь в виде отдельных мероприятий, задач, проблем или результатов в рамках иных подпрограмм.
Так, например в Государственной программе Архангельской области
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» в рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» в качестве одной из основных проблем ее реализации выделен «недостаточный уровень экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды», которой посвящено всего 3 абзаца.
Как отдельные подпрограммы «Экологическое образование и просвещение» либо «Формирование экологической культуры населения»

представлены в Государственных программах лишь 12 субъектов Российской Федерации: Республик Мордовия, Дагестан, Хакасия, Крым, Кабардино- Балкарской и Удмуртской Республики, Нижегородской, Омской, Владимирской и Волгоградской областей, Красноярского и Приморского краев.
Заявленные в Государственных программах целевые показатели в абсолютном большинстве никак не отражают ни развитие экологического образования и просвещения, ни тем более формирования экологической культуры. В качестве показателей заявляются доля распространенных изданий по экологическому просвещению; количество проведенных тематических мероприятий и занятий экологической направленности в образовательных организациях, численность участников олимпиад, конкурсов экологического направления и т.п.
Данная ситуация объясняется отсутствием единой методологии экологического образования и просвещения, как следствие непониманием цели и отсутствием целевых показателей сформированности экологической культуры как интегрального результата данных процессов, а следовательно и инструментов (способов, методов, средств) достижения заявленной цели.
Необходимы решения, направленные на развитие системы экологического образования и пути их достижения на государственном уровне. Действия субъектов Российской Федерации разрозненны и несистемны.
Появляются ПОРУЧЕНИЯ...

ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Так, в пункте 72 Плана действий по реализации Основ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года
№ 2423-р, предусмотрено обеспечение методологического, программного и учебно-методического сопровождения реализации экологической составляющей федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования на основе Концепции общего экологического образования (срок 2020 год) (далее – Поручение 1).
По итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, Президент Российской Федерации поручил представить предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учётом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды1 (далее – Поручение 2).
В июне 2020 года по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных2, Президент Российской Федерации дал поручение3 о

1Пункт 1и-1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 года № Пр-140ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775). 
2 http://kremlin.ru/events/president/news/63458
3Пункт 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 года № Пр-1069 по итогам прошедшей 5 июня 2020 года встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63608).

совершенствовании экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий их реализации (далее – Поручение 3).
В сентябре 2020 года по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета4 по вопросам реализации в регионах России Указа о национальных целях развития страны до 2030 года Президент Российской Федерации поручил5 представить предложения по разработке федерального проекта «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение» (далее – Поручение 4).
Каков же результат исполнения данных поручений?
Необходимо констатировать тот факт, что ни одно из выше обозначенных мероприятий, практически не было выполнено.
Представители Министерства просвещения Российской Федерации отчиталось об исполнении Поручений 1 и 2, тем что указанные требования учтены в обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 и № 287 (далее – обновленные ФГОС). Это зафиксировано в разделе 19 проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году» (далее – Доклад- 2021).
На практике ситуация обстоит ровно наоборот. Эксперты Научного совета по проблемам экологического образования РАО фиксируют тот факт, что изменения внесенные в обновленные ФГОС начального и основного общего образования привели не к совершенствованию экологического образования, а лишь разрушению впервые созданной в 2009-2012 годах
«платформы современного экологического образования», которая была заложена во ФГОС всех уровней общего образования (приказы Минобрнауки

4 http://kremlin.ru/events/president/news/64105   
5Подпункт «ф» пункта 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 октября 2020 года №Пр- 1726ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 28 сентября 2020 года (http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64273)  .

России от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. №1897, от 17 мая 2012 г. №413).
Если проанализировать обновленные ФГОС, то несложно понять, что экологическая составляющая сводится к экологическому воспитанию, причем понятие «экологическая культура» как личностный результат появляется лишь во ФГОС среднего общего образования (см. Приложение 2).
О качестве исполнении поручения 3 можно судить по выдержке из Доклада-2021: «В системе образования Российской Федерации экологическое ДО детей осуществляется в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее – ДООП) естественнонаучной направленности, охват по которым в 2021 г. составил 2,3 млн обучающихся. На сегодняшний день функционирует 82 региональных ресурсных центра по развитию естественнонаучной направленности ДО детей, 22967 организаций- провайдеров, реализующих образовательные программы естественнонаучной направленности, и разработано 268765 ДООП естественнонаучной направленности».
Приведенная цитата говорит о том, что «совершенствование» программ сводится исключительно к цифровым показателям, с одной стороны, а с другой к устаревшим концептуальным подходам в реализации экологического образования с позиции прошлого века, когда используется исключительно естественнонаучный подход, а проблема реализации экологическим образованием культуротворческой миссии – формирования у обучающихся основ экологической культуры для устойчивого развития – полностью игнорирется.
Во исполнение Поручения 4 в 2020 году рабочей группой, созданной Минприроды России, разрабатывался федеральный проект «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение» (далее – федеральный проект).
По оценке экспертов в сфере экологического образования Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации

по экологическому благополучию (далее – Координационный совет), которые несколько месяцев активно участвовали в экспертном обсуждении данного федерального проекта, разработанный федеральный проект не способен был обеспечить построение непрерывной системы экологического образования и обеспечить реализацию положения Конституции Российской Федерации о создании условий «для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры». Проект паспорта федерального проекта содержал узконаправленные и точечные мероприятия.
Инициативной группой Координационного совета на основе системного подхода был разработан альтернативный паспорт федерального проекта с альтернативным названием «Экологическое образование, просвещение, культура», ориентированный не на формальное исполнение поручения, а на обеспечение выполнения конституционных норм. Альтернативный паспорт федерального проекта содержал необходимые для формирования экологической культуры различных групп населения России целевые показатели и общественно значимые результаты.
Что в итоге проведенной работы? Ни один из вариантов паспорта федерального проекта не был одобрен и федеральный проект так и не разработан.
Подход и предложения по формированию и развитию государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения, которые эксперты Координационного совета продвигали в ходе работы над паспортом федерального проекта, изложены в рекомендациях круглого стола
«Социальное партнерство в содействии развитию экологического образования и просвещения в России» в Общественной палате Российской Федерации 13 августа 2020 года.
Таковы неутешительные результаты исполнения поручений, ориентированных на развитие государственной системы экологического образования и просвещения.

О НЕКОТОРЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

И все-таки, имеют место некоторые положительные результаты на данном пути.
В июне 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации разместило на своем официальном сайте в сети «Интернет»6 Концепцию экологического образования в системе общего образования7 (далее – Концепция). Общественная палата принимала активное участие в обсуждении8 и доработке9 указанной Концепции. Эксперты отметили, что доработанный вариант Концепции определяет экологическую культуру обучающихся как интегральный результат непрерывного экологического образования. В Концепции сформулированы задачи и основные направления обновления экологического образования, включающие систему оценки результатов, проработаны механизмы её реализации и инструментарий. Однако положения данной Концепции распространяются только на уровни общего образования, к которым, согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), относятся дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Таким образом, проблема создания методологии современного экологического образования остается нерешенной для других видов и уровней образования (профессиональное образование, дополнительное образование,
профессиональное обучение10).
Несомненно, утверждение Концепции для общего образования является значительным шагом для развития экологического образования, однако,

6 https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/  
7 Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 апреля 2022 года № 2/22.
https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/download/4946/ 
8 https:/ /www.oprf.ru/news/op-rf-dobilas-dorabotki-novoy-kontseptsii-ekologicheskogo-obrazovaniya    
9 https://www.oprf.ru/news/minprosveshcheniya-rf-utverdilo-kontseptsiyu-ekologicheskogo-obrazovaniya-s-
uchetom-pozitsii-op-rf  
10Части 2, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ.

распространение её действия только на уровни общего образования не может в полной мере способствовать решению задачи по созданию системы непрерывного экологического образования.
На современном этапе развития страны экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры населения должны иметь стратегическую направленность и обеспечивать достижение определенных Президентом Российской Федерации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 года. Именно экологическое образование играет решающую роль в формировании экологической культуры человека, обеспечении его экологической безопасности и здоровья, профессиональной деятельности в условиях перехода к экологически ориентированной модели развития экономики государства.
Таким образом, вопросы экологического образования и просвещения, как детей, так и взрослых, формирования экологической культуры населения страны не должны ограничиваться лишь системой общего образования. Экологическое образование и просвещение также должно затрагивать сферу профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых т.е. обеспечивать непрерывность формирования экологической культуры на всех этапах жизни человека, затрагивая все сферы его жизнедеятельности.
Важным является и тот факт, что в настоящее время научным сообществом разработана методология современного экологического образования. Научным советом по проблемам экологического образования РАО (создан в 1970 году), объединившим специалистов в области экологического образования из разных регионов России и координирующем все крупные исследования в этой области, обеспечено становление в российском образовании нового образовательного направления – экологического образования для устойчивого развития. Выше обозначенная

Концепция была инициирована и разработана под эгидой данного общественного объединения.
Вместе с тем, анализ истории развития теории отечественного экологического образования на основе проведенных научных исследований (защищено 597 диссертаций по экологообразовательной тематике, из которых
73 докторских диссертации), концепций отечественного экологического образования (1982, 1991, 2010, 2022), свидетельствует о том, что хотя во многих из работ говорится о необходимости формирования экологической культуры обучающихся, педагогические средства достижения этой цели как правило отсутствуют.
В качестве позитива необходимо отметить и попытки законодательного решения данной проблемы. Несколько попыток разработки и принятия федеральных законов «Об экологическом образовании и культуре» потерпели неудачу и были сняты с рассмотрения депутатами Государственной Думы. Экологическое законодательство по вопросам закрепления правовых основ формирования экологической культуры нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ретроспектива 3 попыток федерального закона «Об экологическом образовании и культуре» приведена в приложении 3.
Одновременно с более или менее успешными действиями и мероприятиями, предпринимаемыми для развития экологического образования и просвещения на практике имеет место разнообразный опыт реализации в Российской Федерации проектов в сфере экологического образования и просвещения. Данный опыт настолько разнороден и разномасштабен, что для его анализа требуется отдельное исследование. О масштабности имеющегося опыта можно судить по итогам работы Форума
«Сильные идеи для нового времени» (2022 год) по направлению
«Национальная экологическая инициатива» в рамках которого было сформировано и поддержано тематическое направление «Как вовлечь население страны в экологическую повестку и вырастить «зеленые кадры»?». В рамках данного направления было подано 538 идей из 72 регионов

Российской Федерации. Интерес практиков вопросам экологического образования и просвещения очевиден. Но действия практиков несистемны и зачастую опираются на методологию и подходы прошлого столетия..

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Каковы должны быть первоочередные шаги по созданию государственной системы экологического образования и просвещения?
Экологическое образование и просвещение, формирование экологической культуры населения России в целом и каждого гражданина в отдельности – задача глобальная по своему объему и межведомственная по содержанию и требует консолидации усилий, активного участия значительного числа органов власти всех уровней, а также общественных объединений, профессионального и научного сообществ.
Принимая во внимание межведомственный характер вопросов экологического образования и просвещения граждан, формирования экологической культуры населения, в целях построения эффективной государственной системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации важной представляется разработка отдельных документов стратегического планирования, содержащих как приоритеты, цели и задачи экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры граждан (например, стратегия или концепция непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации на период до 2030 года), так и комплекс конкретных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам, исполнителями и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры граждан как важной составляющей национальной безопасности страны (национальный проект, федеральный проект или план реализации стратегии, концепции). При этом вовлеченность субъектов Российской

Федерации должна быть обеспечена включением показателей по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и просвещения (наряду с условиями для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности) в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации11.
Учитывая высокую социальную значимость вопросов экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры граждан, направленных на решение стратегических национальных приоритетов и защиты национальных интересов Российской Федерации в области экологической безопасности, видится рациональным предложить рабочей группе Государственного Совета Российской Федерации по направлению
«Экология и природные ресурсы»12 рассмотреть возможность обеспечения координации работ по созданию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования.
Также представляется целесообразной разработка региональных документов стратегического планирования, содержащих комплекс конкретных мероприятий по организации и обеспечению экологического образования и просвещения граждан, формированию экологической культуры, либо включение указанных вопросов в действующие государственные программы регионального уровня. В целях обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач, определенных Президентом Российской Федерации, важным также представляется учитывать вопросы экологического

11Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
12Части 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»; подпункт «р» пункта 3 и подпункт «р» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 800 «Вопросы Государственного Совета Российской Федерации».

образования при разработке (корректировке) стратегических документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Что необходимо для эффективного решения задачи по созданию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования с точки зрения правового регулирования?
Основы формирования экологической культуры закреплены в главе XIII Федерального закона № 7-ФЗ.
Однако, положения указанной главы, равно как и иных нормативных правовых актов, не раскрывают понятие терминов «экологическое образование», «экологическое просвещение», «экологическая культура». Так, в части 1 статьи 74 Федерального закона № 7-ФЗ определены цели экологического просвещения (формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов) и способы его осуществления (посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов). Согласно положениям части 2 указанной статьи экологическое просвещение включает в себя информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и в области экологической безопасности. В статье 71 Федерального закона № 7- ФЗ закреплено, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Отсутствие законодательно закрепленного понятийного аппарата в области экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры приводит к произвольному трактованию установленных в главе XIII Федерального закона № 7-ФЗ норм, что не соответствует принципу правовой определенности, неоднократно обозначенной Конституционным Судом Российской Федерации.
Имеет место и отсутствие преемственности законодательных норм. Так, в статье 71 Федерального закона № 7-ФЗ закрепляется всеобщность и комплексность экологического образования, которые не получают раскрытия в последующих статьях указанного закона. Кроме того, положения ранее действующей статьи 72 Федерального закона № 7-ФЗ, регулировавшие вопросы преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, в 2013 году были признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ, однако не нашли отражения в принятом законе.
В целях реализации конституционных норм, направленных на создание условий для развития системы экологического образования граждан и воспитания экологической культуры, представляется целесообразным законодательно закрепить требования по организации и обеспечению экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры в Федеральном законе № 7-ФЗ, включая определение терминов
«экологическое образование», «экологическое просвещение», «экологическая культура», а также определить механизмы их реализации и установить ответственных лиц, в том числе путем внесения соответствующих изменений в главу XIII Федерального закона № 7-ФЗ.
Одновременно целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ, дополнив главу 11 (Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся) отдельной статьей, регулирующей вопросы экологического образования.

Итак...
Проведенный анализ показал наличие барьеров в развитии и выработке подходов для построения эффективной государственной системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации и позволил определить первые шаги на пути построения такой системы.

МОДЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Модельный вариант построения государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения в Российской Федерации представлен:
модельным планом первоочередных действий построения государственной системы современного непрерывного экологического образования и просвещения (образования и просвещения для устойчивого развития) в Российской Федерации;
модельным содержанием федерального проекта «Экологическое образование, просвещение, культура» (или федеральных проектов
«Экологическое образование», «Экологическое просвещение», «Кадры для устойчивого развития России»);
примером модельной системы мероприятий для сферы общего образования по обеспечению формирования экологической культуры обучающихся (ЭК) на различных уровнях образовательной системы (федеральном региональном, институциональном);
примером модельным вариантом внесения изменений в действующую редакцию Федерального закона от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Модельный план первоочередных действий построения государственной системы современного непрерывного экологического образования и просвещения (образования и просвещения для устойчивого развития) в Российской Федерации

Направление действий Ключевой документ реализации направления
1. Единая методология современного экологического образования и просвещения Документ стратегического планирования, содержащий приоритеты, цели и задачи экологического образования и просвещения, обеспечивающий формирование экологической культуры граждан России (например, стратегия или концепция непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития
Российской Федерации на период до 2030 (2035) года)
2. Четкий межведомственный скоординированный план действий, включающий комплекс конкретных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам, исполнителям и ресурсам, направленный на создание и развитие в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования, экологического просвещения, формирования экологической культуры и подготовку «зеленых кадров» в условиях перехода к экологически ориентированной модели развития экономики государства и в интересах устойчивого развития Российской
Федерации Государственная программа «Экологическая культура граждан России» или Национальный проект
«Устойчивое бисферосовместимое развитие России» (включающая/ий федеральные проекты «Современное экологическое образование», «Экологическое просвещение», «Кадры для устойчивого развития России» и др.)
3. Вовлеченность субъектов Российской Федерации через полномочия и ответственность за формирование экологической культуры граждан, проживающих на территории субъекта Включение показателей по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и просвещения (наряду с условиями для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности) в оценку эффективности
деятельности высших должностных лиц (руководителей

высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Разработка региональных документов стратегического планирования, содержащих комплекс конкретных мероприятий по организации и обеспечению экологического образования и просвещения граждан и формированию экологической культуры, либо включение указанных вопросов в действующие государственные программы регионального уровня
Включение вопросов экологического образования и просвещения при разработке (корректировке) стратегических документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
4. Координация работ по созданию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования Создание рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по направлению
«Экологическая культура (или Устойчивое развитие России)» для обеспечения координации работ по созданию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования или предложить рабочей группе Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы» рассмотреть возможность такой
координации
5. Законодательное регулирование осуществления
экологического образования и просвещения Принятие федерального закона «Экологическое
образование, просвещение и культура»

Закрепление требований по организации и обеспечению экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры в Федеральном законе № 7-ФЗ, включая определение терминов «экологическое образование», «экологическое просвещение», «экологическая культура», а также определить механизмы их реализации и установить ответственных лиц, в том числе путем внесения соответствующих изменений в главу XIII Федерального закона № 7-ФЗ.
Внесение изменений в Федеральный закон № 273- ФЗ, дополнив главу 11 (Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся) отдельной статьей, регулирующей
вопросы экологического образования.
6. Компетентностная модель кадров для обеспечения устойчивого развития России Разработка системы базовых моделей компетенций для устойчивого развития и современной экологической культуры
Система нормативных документов для реализации
модели добровольной сертификации и верификации организаций по устойчивому развитию

Модельное содержание федерального проекта «Экологическое образование, просвещение, культура» (или федеральных проектов «Экологическое образование», «Экологическое просвещение», «Кадры для устойчивого
развития России»)

Цель Формирование у граждан России экологической культуры (ЭК) в интересах устойчивого (биосферосовместимого) развития
Показатели Охват граждан образовательными программами непрерывного экологического образования и эколого-просветительскими программами и мероприятиями Число образовательных и иных организаций, реализующих образовательные программы и ведущих просветительскую деятельность, обеспечивающих формирование ЭК
Общественно значимые результаты Сформированы у населения экологическая культура, включающая в том числе экологическую грамотность, эколого- сообразное поведение и экологически ответственное мировоззрение Модернизирована инфраструктура системы образования и просвещения для формирования экологической культуры обучающихся в интересах устойчивого развития
Результаты 1.Методологические и нормативные основания формирования ЭК
2.Система дополнительных образовательных программ и просвещенческих мероприятий
3.Программное, учебно-методическое обеспечение, цифровой контент для всех уровней общего образования
4.Программное, учебно-методическое обеспечение, цифровой контент для СПО, высшего образования 1.Инфраструктура, в том числе внедрения
«зеленых» практик, формирования экологонаправленных решений, поступков и поведения, обеспечивающая формирование ЭК на базе различных организаций
2.Сеть/система коммуникативных площадок в целях популяризации практик и поддержки молодежных и детско-взрослых инициативных сообществ в сфере ЭК
3.Мониторинг формирования ЭК в системе образования и просвещения

5.Система ДПО специалистов, обеспечивающих формирование ЭК
6.СМИ (социальная реклама проблематики формирования ЭК)
7.Система общественной поддержки деятельности ООПТ
8.Система требований к СМИ в части экологической проблематики, выделения эфирного времени для интеграции экологического контента (в т.ч. атрибутов экологического образа жизни) в детские программы, мультфильмы, сериалы, фильмы и др.
9.Показатели развития экологического образования, просвещения и культуры включены в перечень критериев оценки деятельности руководителей организаций, органов местного самоуправления и субъектов РФ 4.Информационная цифровая экосистема формирования и развития ЭК
5.Сеть региональных ресурсных экоцентров, в том числе на ООПТ в федеральных округах
6.Систематичность профессиональных конкурсов, которые стимулирует освоение педагогическими работниками профессиональных компетенций работы с обучающимися по формированию экологической культуры, стимулирующих эффект методических сетей и сообществ педагогических работников, развивающих экологическую тематику
7.Доля образовательных организаций при проектировании которых учитываются инфраструктурные эко- требования (энергосберегающие здания, природные материалы для оформления территорий, участков и т.п.) к 2030 году составляет 100%

Пример модельной системы мероприятий для сферы общего образования по обеспечению формирования экологической культуры обучающихся (ЭК) на различных уровнях образовательной системы

Направления мероприятий Мероприятия
Федеральный уровень13 Региональный уровень Институциональный уровень
Создание нормативно- правового и нормативного обеспечения формирования ЭК Руководство в деятельности нормативными правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176
«О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года Включение вопросов экологического образования при разработке (корректировке) стратегических документов социално- экономического развития субъектов Российской Федерации
Разработка (актуализация) регионального закона «Об экологической культуре, образовании и просвещении»
Разработка региональных документов стратегического планирования, содержащих комплекс конкретных мероприятий по организации и обеспечению экологического образования и просвещения граждан и формированию экологической культуры, либо включение указанных вопросов в действующие государственные программы регионального уровня Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям актуализированных ФГОС (издание приказов и распоряжений по реализации Концепции, ориентированный на формирование ЭК, утверждение новых и внесение изменений в действующие локальные нормативные акты (ЛНА), включение в должностные обязанности координатора (заместителя руководителя) и ответственных организаторов по уровням образования задач по формированию ЭК на основе реализации Концепции и др.).
Актуализация (разработка) на основе федеральной основной общеобразовательной программы образовательной организации и утверждение данной программы

13 В перечне приведенных ниже документов действующие документы выделены курсивом

Экологическая доктрина Российской Федерации
Реализация Концепции экологического образования в системе общего образования
Разработка Федерального проекта
«Экологическое образование, просвещение, культура», или
«Экологическое образование и просвещение», или «Экологическая культура»
Актуализация ФГОС дошкольного, начального, основного и среднего общего образования на основе Концепции экологического образования в системе общего образования Включение задач по формированию экологической культуры обучающихся в положения о попечительском совете, управляющем совете, и других коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом соответствующей образовательной организации.
Заключение договоров о сотрудничестве с организациями сферы образования и культуры по широкой тематике образования для устойчивого развития.
Разработка экологических составляющих федеральных основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на основе актуализированных ФГОС
Разработка примерного плана- графика (дорожной карты) обеспечения формирования ЭК в сфере общего образования Разработка и утверждение плана- графика (сетевого графика, дорожной карты) обеспечения формирования ЭК в сфере общего образования в субъекте РФ Разработка и утверждение плана-графика обеспечения
формирования ЭК в образовательной организации
Подготовка инструктивно- методического письма Минпросвещения России об обеспечении формирования ЭК на различных уровнях общего

образования
Внесение изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Подготовка Рекомендации образовательным организациям по использованию учебников и учебных пособий (в том числе с региональной составляющей), ориентированных на формирование ЭК Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности
Создание научно- методического и организационного обеспечения формирования ЭК Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по обеспечению формирования ЭК
Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения обеспечения формирования ЭК
Разработка рабочей группой РАО системы методических материалов по реализации Концепции экологического образования в системе общего образования и базовой модели экологической культуры
Разработка дидактических и методических материалов по формированию ЭК на различных предметах , во внеурочной и воспитательной деятельности внедрению в при реализации основных Создание органов, координирующих деятельность по обеспечению формирования ЭК в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.)
Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в цифровом формате), по вопросам формирования ЭК на базе организаций дополнительного профессионального образования, высшего (педагогического) образования, инновационных общеобразовательных организаций
Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам формирования ЭК
Координация взаимодействия Обеспечение координации деятельности субъектов образовательных отношений по обеспечению формирования ЭК на базе «Площадок экологической культуры»
Реализация моделей взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, культуры, спорта, организующих экологическое образование и просвещение
Создание системы
методической работы, обеспечивающей сопровождение формирования ЭК
Привлечение органов государственно-общественного управления образовательной

общеобразовательных программ
Разработка методических материалов для руководителей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общеобразовательных организаций по теме: «Непрерывность и последовательность формирования экологической культуры обучающихся общеобразовательных организаций»
Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по формированию ЭК и организация проведения данного мониторинга
Осуществление запуска во всех субъектах Российской Федерации "Площадок экологической культуры" (ЭКО-школ, «Зеленых школ», ESG-школ и др. (организаций, ориентированных на формирование экологической культуры (ЭК)
Обеспечение функционирования сети "Площадок экологической культуры" (ЭКО-школ, «Зеленых школ», ESG-школ и др. ) во всех субъектах Российской Федерации организаций общего образования, дополнительного образования, организаций культуры и спорта, обеспечивающих организацию экологического образования и просвещения
Обеспечение образовательных организаций учебной и учебно- методической литературой по формированию ЭК. Создание регионального банка данных передового опыта по формированию ЭК обучающихся субъекте РФ
Организация деятельности пилотных (апробационных) «Площадок экологической культуры» (ЭКО-школ,
«Зеленых школ», ESG-школ и др. ) организации к проектированию основной образовательной программы в части экологических составляющих
Анализ рабочих программ по реализации Концепции, формированию ЭК и их обсуждение.
Создание системы взаимодействия и взаимопомощи педагогов образовательной организации по реализации общепредметной экологизации во взаимосвязи с экологическим, патриотическим, духовно- нравственным и гражданским воспитанием
Проведение оценки качества научно-методических разработок по формированию ЭК и /или реализации Концепции внутри образовательной организации.
Внешняя экспертиза научно- методических разработок по реализации Концепции.
Онлайн консультации по научно-методическому обеспечению формированию ЭК с кураторами на муниципальном и региональном уровне

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам обеспечения формирования ЭК
Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Основы экологической культуры обучающихся» Внедрение в образовательный процесс Технологической карты общепредметной экологизации образовательной деятельности с учетом вариативности методических средств ее реализации.
Создание системы взаимопомощи и согласования действий педагогов с разным функционалом по реализации общепредметной экологизации, координации экологического, патриотического, нравственного и гражданского воспитания обучающихся и просвещения родителей.

Создание информационного обеспечения формирования ЭК Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах экологического образования и просвещения, формирования ЭК, в том числе с использованием интернет- ресурсов (официальные сайты Минпросвещения России, РАО, и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.
Создание информационной цифровой среды, отражающей участие обучающихся в экологическом образовании и просвещении
Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия и координации обеспечения формирования ЭК Организация публичной отчетности образовательных организаций субъекта РФ региона о ходе и результатах экологического образования и просвещения
Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании экологических составляющих основной образовательной программы общеобразовательной организации
Создание информационного банка педагогического опыта по формированию ЭК, реализации общепредметной экологизации, воспитанию у обучающихся базовых экологических ценностей, формированию природосообразного поведения, экологической культуры Организация изучения общественного мнения по вопросам формирования экологической культуры
Разработка и
распространению среди местных жителей, включая родителей, эколого-просветительской
информации по формированию экологической культуры
Создание для педагогов информационного банка необходимой для реализации Концепции методической и учебной литературы по экологическому образованию
Создание банка информации на сайте образовательной организации о формировании ЭК, о Концепции, цели работы образовательной организации по ее реализации, плана работы, мероприятий
Создание системы информирования родителей, детей, общественности о ходе реализации Концепции, формировании ЭК
Создание для субъектов образования открытой онлайн библиотеки обучающих и просветительских материалов по формированию экологической

культуры, включая онлайн фильмотеку, тематические игровые и демонстрационные материалы для их использования во внеурочной работе, в семейном кругу
Создание кадрового обеспечения формирования ЭК Разработка рекомендаций по обновлению содержания дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) педагогических работников и руководителей системы образования с учетом задач обеспечения формирования ЭК
Разработка «примерных» дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам организации современного экологического образования
Разработка цифрового контента для апробации дополнительных профессиональных программ по формированию готовности педагогических работников различных уровней общего образования обеспечивать формирование у Обеспечение повышения квалификации всех педагогических работников по вопросам формирования ЭК
Разработка и утверждение организациями дополнительного профессионального образования дополнительных профессиональных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам организации современного экологического образования
Подготовка педагогов дополнительного профессионалного образования к реализации программ, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации современного экологического образования
Разработка он-лайн курсов на основе федерального цифрового контента с включением регионального Выявление
профессиональных дефицитов педагогов по реализации Концепции, формированию ЭК
Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательной организации в связи с новыми подходами к организации экологического образования (включающего, в том числе, повышение квалификации педагогических работников на базе Института стратегии развития образования Российской академии образования, Томского информационно-методического центра и других участников сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: экология, здоровье, безопасность»)
Разработка (корректировка) плана научно-методических
семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с

обучающихся экологической культуры
Подготовка тьюторов,
обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации современного экологического образования материала для дополнительных профессиональных программ по формированию готовности педагогических работников различных уровней общего образования обеспечивать формирование у обучающихся экологической культуры ориентацией на проблемы формирования ЭК
Разработка индивидуальных планов профессионального развития педагогов по приращению компетенций, обеспечивающих формирование ЭК
Оценка и самооценка профессиональной готовности педагогов по формированию ЭК
Создание финансово- экономического и материально- технического обеспечения формирования ЭК Разработка требований к условиям реализации современного экологического образования
Разработка и апробация пилотного проекта создания образовательной организации для формирования и развития экологической культуры (Площадка экологической культуры), содержащая в том числе инфраструктурные экокультурные требования (инфраструктурное
обеспечение формирования экологической культуры)
Разработка проектно-технической документации для строительства новых школьных зданий с учетом экологосообразных требоаваний Обеспечение функционирования экологической инфраструктуры, в том числе внедрения «зеленых» практик, формирования экологонаправленных решений, поступков и поведения на базе образовательных организаций общего и дополнительного образования Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательной организации с учетом требований к минимальной оснащенности учебной деятельности по формированию ЭК

Модельный вариант внесения изменений в действующую редакцию Федерального закона от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Действующая редакция (ред. от 05.12.2022) Предлагаемая (новая редакция)14
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3.1 (или 36) Образование для устойчивого развития – направление развития мирового образования, в том числе российского, ориентированного на обеспечение его качества, доступности для всех и рассматривающего в качестве цели и планируемого результата, формирование экологической
культуры обучающихся как условия биосферосовместимого социально-экономического развития общества.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1)признание приоритетности образования;
2)обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3)гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к
природе и окружающей среде, рационального природопользования; 1.Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1)признание приоритетности образования;
2)обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3)гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, экологической культуры;

14Изменения и дополнения выделены в тексте курсивом

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
13.3. создание условий для формирования экологической
культуры обучающихся в системе образования
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально- экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; 1.К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально- экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, приоритетных задач образования для устойчивого развития субъекта Российской Федерации;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2)соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3)уважать честь и достоинство обучающихся и других
участников образовательных отношений; 1. Педагогические работники обязаны:
1)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2)соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 3)уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4)развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового, безопасного и устойчивого образа жизни в окружающей социоприродной среде;
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей 1.Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей.

должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Статья 87.1 Особенности осуществления образования в интересах устойчивого развития
1.Образование в интересах устойчивого развития, один из ключевых факторов устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности государства, реализуется на основе экологического образования, путем включения в него социального, экономического и культурного контекста, и направлено на формирование культуры взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой в целях устойчивого развития.

2.Образование в интересах устойчивого развития реализуется через все компоненты системы образования, в том числе через все виды образования непрерывно и преемственно по всем уровням образования, сопряженно с внеуровневым образованием и направлениями просветительской деятельности.

3.Показатели экологической культуры как результата образования для устойчивого развития, а также порядок проведения контроля за их достижением устанавливается Правительством Российской Федерации.

Показатели экологической культуры отражаются, в том числе в результатах следующих образовательных программ:

1)основные общеобразовательные программы;

2)основные профессиональные образовательные программы;

3)основные программы профессионального обучения;

4)дополнительные образовательные программы..

4. В целях формирования общей экологической культуры в федеральные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, включаются, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, во все учебные предметы экологические составляющие, направленные на получение обучающимися знание основных экологических закономерностей, включая взаимосвязи социальных, экономических и природных явлений (экологический императив), знание и умение применять принципы поведения в интересах экологически устойчивого развития общества; умение переносить и применять экологические знания в жизненные ситуации (потребления, созидания, организации образа жизни) на основе ценности
гармонизации природы, людей, мира вещей; умение

рефлексировать личный опыт освоения новых социальных ролей и способов деятельности в интересах устойчивого развития.

5.При разработке экологических составляющих федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации используют природное и культурное наследие региона.

6.Профессиональные образовательные программы обеспечивают развитие общей экологической культуры и в случаях, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, формирование профессиональной экологической культуры.

Приложение 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

«О Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году»

Координационный совет при Общественной палате Российской Федерации по экологическому благополучию рассмотрел проект Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году» (далее
– Доклад-2021) и в части своей компетенции направляет предложения и замечания к разделу 19 проекта Доклада «Экологическое образование и просвещение».
Выражаем благодарность за учет замечания, которое было высказано нами в части названия соответствующего раздела Доклада-2020 и отмечаем корректность названия данного раздела Доклада-2021 как «Экологическое образование и просвещение» в части соответствия терминологии Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании»).
Вместе с тем предлагаем исправить некоторые терминологические и содержательные неточности, имеющие место в данном разделе.
В абзаце 1 раздела 19.1 дается ссылка на статью 71 Федерального закона от 10 января 2002 г № 7-ФЗ о формировании системы всеобщего экологического образования. А затем идет перечисление видов образования. Поскольку приведена не дословная ссылка из текста закона, предлагаем восстановить содержательную
«несправедливость» и добавить подвид образования «дополнительное образование детей и взрослых» или заменить подвид «дополнительное профессиональное образование» на вид образования «дополнительное образование», который включает оба вышеприведенных подвида образования. Тем более, что ниже целая часть доклада
19.1.3. «Дополнительное образование детей» посвящена именно подвиду
«дополнительное образование детей и взрослых». А содержание работы по дополнительному профессиональному образованию в докладе не представлено. Хотя в настоящее время в рамках реализации экологической повестки и «зеленой экономики» является довольно актуальным и значимым реализация соответствующих

дополнительных профессиональных программ, направленных на формирование у специалистов различных сфер профессиональных «зеленых» компетенций.
Не очень корректным, если говорить о комплексности экологического образования, является и вторая часть абзаца 1 раздела 19.1, которая почему то ведет речь лишь об аккредитованных образовательных программах. То есть рассматривается частный случай образовательных программ, которые охватывают не все виды образования, в частности даже вышеперечисленные. Так, в сфере дополнительного образования (дополнительного профессионального и дополнительного образования детей и взрослых) аккредитация программ законодательством не предусмотрена.
Не очень понятно почему часть доклада 19.1.1. «Общее образование» содержит информацию о среднем профессиональном образовании (начиная с абзаца 4 на стр. 645 и до последнего раздела данной части доклада), которое в данный вид образования не входит, а является частью профессионального образования. Целесообразно, согласно структуре системы образования, определенной Федеральным законом «Об образовании» (часть 2 статьи 10), было сформировать часть доклада как «Профессиональное образование», которое включает «Среднее профессиональное образование» и «Высшее образование».
В первом абзаце части 19.1.1. «Общее образование» идет ссылка на поручения 2012 и 2017 годов, которые были даны Минобрнауки России и срок исполнения которых был установлен соответственно 2020 год и 1 сентября 2017 года. Достаточно странно выглядит в Докладе-2021 информация о том, что данные поручения выполнены Министерством просвещения Российской Федерации в 2021 году посредством утверждения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 и № 287 (далее – обновленные ФГОС), в которых якобы учтены требования выше обозначенных поручений. Если проанализировать данные ФГОС, то несложно понять, что экологическая составляющая сводится к экологическому воспитанию, причем понятие «экологическая культура» как личностный результат появляется лишь во ФГОС среднего общего образования.
А далее совсем нелогичная ссылка на содержание уже по сути отмененных ФГОС общего образования (приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,

17.12.2010 № 1897 и 17.05.2012 № 413), прием на обучение по которым прекращен 1 сентября 2022 года. Это можно объяснить только тем, что изменения, внесенные в обновленные ФГОС общего образования привели не к совершенствованию экологического образования, а лишь разрушению впервые созданной в 2009-2012 годах «платформы современного экологического образования», которая была заложена во ФГОС всех уровней общего образования, оставив лишь в данных документах эклектично вопросы экологического воспитания.
И в завершении хотелось бы высказать предложение по содержанию части 19.2.
«Экологическое просвещение и формирование экологической культуры».
Нужно отдать должное, что в данной части Доклада-2021 предпринята попытка систематизация информации по субъектам эколого-просветительской деятельности: библиотеки, музеи, ООПТ и др. Вместе с тем, среди субъектов эколого- просветительской деятельности отсутствуют организации, осуществляющие образовательную деятельность. Хотя Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании» введена отдельная статья 12.2. «Общие требования к осуществлению просветительской деятельности», а часть 5 статьи 28 закрепляет за образовательной организацией право вести просветительскую деятельность.
В первом абзаце данной части зафиксирована норма, закрепленная статьей 74 главы 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о том, что экологическое просвещение осуществляется с целью формирования экологической культуры. Содержание же части 19.2. содержит исключительно перечень проведенных мероприятий по эколого-просветительской деятельности различными юридическими лицами, по названию которых трудно или даже невозможно понять, какой вклад они вносят в формирование экологической культуры. Это предсказуемо, так как положения указанной главы Федерального закона № 7-ФЗ, равно как и иных нормативных правовых актов, не раскрывают понятие термина
«экологическая культура», не определяют пути, средства и результаты ее формирования.
Вышеизложенное приводит и к следующей некорректности в Докладе-2021. Формирование экологической культуры в рамках данного доклада отнесено только к сфере просвещения. Если вернуться к главе 13 Федерального закона № 7-ФЗ «Основы

формирования экологической культуры», то согласно структуре данной главы определены три составляющих, обеспечивающих формирование экологической культуры – это образование (статья 71), просвещение (статья 74) и подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 73).
Целесообразно рассматривать экологическую культуру как интегральный результат непрерывного экологического образования и просвещения. С тем, чтобы это обеспечить необходимо не только дать инструментальное определение
«экологической культуры», но и определить четкие критерии и показатели ее сформированности, как на различных уровнях образовательной системы, так и на различных уровнях власти и в различных сферах.
Только такой подход обеспечит достижение системности в формировании раздела 19 доклада «Экологическое образование и просвещение». В имеющемся изложении данный раздел при достаточном объеме информации представляет лишь эклектичный набор фактов и информации, не имеющей ни четкой цели, ни достигнутых результатов. А с финансовой точки зрения данный подход приводит к неоправданному расходованию бюджетных средств.
Несомненно, учесть последнее высказанное замечание в Докладе-2021 не предоставляется возможным. Но наметить пути дальнейшего совершенствования данного вида деятельности и обеспечить новый продуктивный подход к формированию раздела доклада «Экологическое образование и просвещение» - вполне реально.
В целом нужно отметить, что раздел 19 проекта доклада «Экологическое образование и просвещение» претерпел существенные позитивные изменения по объему и структурированию информации. И в этой части Доклад-2021 - это шаг вперед.

Приложение 2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об анализе Государственных программ субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды
Положения об экологическом образовании и просвещении и развитии экологической культуры содержатся в 65 региональных Государственных программах об охране окружающей среды. Стоит отметить, что развитие экологического образования и просвещения в абсолютном большинстве проанализированных Государственных программ не выделено в качестве отдельной подпрограммы, а представлено лишь в виде отдельных мероприятий, задач, проблем или результатов в рамках иных подпрограмм.
Так, в Государственной программе Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области» в рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» в качестве одной из основных проблем ее реализации выделен «недостаточный уровень экологического образования, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды», которой посвящено всего 3 абзаца.
Повышение экологической культуры и развитие экологического просвещения в качестве задачи подпрограммы в той или иной форме закреплено в Государственных программах Республики Коми, Ярославской и Кировской областей.
В Государственной программе Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" в подпрограмме
«Охрана окружающей среды» одним из мероприятий обозначено «Развитие экологического образования и просвещения». Аналогичные положения содержатся в Гос.программах Вологодской, Омской, Ленинградской и Саратовской областей.
Содержательно такие мероприятия включают в себя издание пособий и буклетов экологической направленности, проведение конкурсов и акций, брифингов, конференций, круглых столов.

Как отдельные подпрограммы «Экологическое образование и просвещение» либо «Формирование экологической культуры населения» представлены в Гос. программах лишь 12 субъектов РФ: Республик Мордовия, Дагестан, Хакасия, Крым, Кабардино-Балкарской и Удмуртской Республики, Нижегородской, Омской, Владимирской и Волгоградской областей, Красноярского и Приморского краев.
В Государственной программе Волгоградской области в качестве целевых показателей подпрограммы в ней отражены: доля распространенных изданий по экологическому просвещению; количество проведенных тематических мероприятий и занятий экологической направленности в образовательных организациях (не менее 15 единиц в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования; не менее 10 единиц в образовательных организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного профессионального образования); информирование населения об экологическом состоянии Волгоградской области путем ежегодного издания доклада о состоянии окружающей среды (100 экземпляров).
В Гос. программе Республики Дагестан целевые показатели иные: охват населения Республики Дагестан мероприятиями в сфере экологического просвещения; охват учащихся экологическим образованием; число объектов социальной рекламы; число участников межрегиональной научно-практической конференции "Правовые аспекты природопользования".
Отличаются от остальных целевые показатели, отраженные в Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики: численность преподавателей образовательных учреждений, прошедших повышения квалификации по экологии; численность библиотек, образовательных учреждений, обеспеченных современной экологической литературой; численность взрослого населения, участвующего в экологических акциях, субботниках; численность образовательных учреждений республики, работающих по программе экологического воспитания и просвещения; численность участников олимпиад, конкурсов экологического направления.

Приложение 3
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Ретроспектива попыток разработки федерального закона «Об экологическом образовании и культуре»
Законопроект «О государственном регулировании образования в области экологии» (22.04.1995 – 18.02.2005) рассматривался 9 лет и 10 месяцев.
Проект закона № 90060840-3 «Об экологической культуре» (13.07.2000 – 17.04.2009) рассматривался 8 лет и 8 месяцев.
4 февраля 2016 года депутат ГД РФ О. Лебедев (фракция КПРФ) внес на рассмотрение проект федерального закона «Об экологическом образовании». Законопроект не «дошел» до первого чтения.
Глоссарий законопроектов очень скудный - 4 определения в законопроекте 1995 года и 5 определений в законопроекте 2000 года.

1.Проект закона № 95700009-1 (В архиве)
«О государственном регулировании образования в области экологии» (период рассмотрения 22.04.1995 – 18.02.2005 снят с рассмотрения)  https://sozd.duma.gov.ru/bill/95700009-1

Глоссарий проекта закона «О государственной политике в области экологического образования»
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: государственная политика в области экологического образования – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделяемых отдельными государственными полномочиями по созданию условий для экологического образования и координации деятельности заинтересованных общественных объединений, организаций и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
экологическое образование – процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
система непрерывного экологического образования – экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных), соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного эколого-образовательного пространства Российской Федерации, а также управление непрерывным экологическим образованием;
экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому

образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

2.Проект закона № 90060840-3 (В архиве) «Об экологической культуре» (период рассмотрения 13.07.2000 – 17.04.2009) https://sozd.duma.gov.ru/bill/90060840-3

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия: экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека;
управление в области экологической культуры - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования общественного экологического сознания через систему непрерывного экологического образования и просвещения, координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

3.4 февраля 2016 года депутат ГД РФ О.Лебедев (фракция КПРФ) внес на рассмотрение проект федерального закона «Об экологическом образовании)
https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/2071508.html

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить