
20 мая исполнилось бы 80 лет Игорю Алексеевичу Васильеву..
Он был сыном известного московского архитектора Алексея Васильева. В 1961 году окончил школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева), в 1973 году — Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
Игорь Алексеевич Васильев был совсем не похож на большинство своих коллег-актеров, в первую очередь благодаря своей какой-то особой таинственности и необычной поэтичности.
В этом талантливейшем человеке сочетались способность к тонкому пониманию образов, эмоциональность и убедительность игры. При этом Васильев одинаково успешно играл как на театральной сцене, так и в кинематографе, каждую из ролей непременно делая оригинальной и запоминающейся.Его родители смогли собрать обширную и разностороннюю библиотеку, книги из которой стали для Игоря настоящим сокровищем. Он читал увлеченно и очень много, в воображении рисуя себя на месте героев романов и повестей. По своей природе будучи не слишком общительным и погруженным в себя, Игорь Васильев с самого детства отличался глубоким переживанием за судьбу каждого книжного персонажа, что наложило ощутимый отпечаток и на стиль его игры уже как актера. Именно любовь к чтению и столь развитое воображение дали ему толчок к выбору жизненного пути, на котором Васильев смог проявить все свои лучшие качества.
НАИБОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ ВАСИЛЬЕВУ ОБЕСПЕЧИЛА СЫГРАННАЯ ИМ РОЛЬ ОФИЦЕРА АБВЕРА ШЛОССЕРА В ФИЛЬМЕ «ВАРИАНТ ОМЕГА».
Играть расчетливого, прагматичного и холодного немца, казалось, было сложной задачей для романтичного и мечтательного Васильева. Однако, как только фильм вышел в прокат, именно барон Шлоссер в исполнении гениального Игоря Алексеевича стал для зрителя самым магнетически притягательным и любимым героем. Даже сейчас, по прошествии многих лет после премьеры картины, актерская игра Васильева без преувеличения завораживает, а его фотография в форме немецкого офицера стала одной из визитных карточек актера.
После великолепно исполненной роли полковника Шлоссера Игорь Васильев стал по-настоящему модным и востребованным советским актером. Его фотографиями пестрели страницы журналов, а следующие не менее удачные работы в лентах «Похищение в Савойе», «Трактир на Пятницкой», «Вернемся осенью», «Завещание профессора Доуэля» и целом ряде других картин только укрепили и так огромную популярность актера, принеся ему заслуженную славу.
Среди более современных актерских работ Васильева в кино следует отметить его участие в историческом сериале «Пером и шпагой», где он играет роль шевалье Д'Эона, а также отличную ленту «Искушение Дирка Богарда», в которой Васильеву предоставили главную роль.
Игорь Васильев, несмотря на огромную популярность, не стремился выносить перипетии собственной судьбы на суд публики, а все, что касалось отношений с женщинами, вообще было и остается тайной за семью печатями, которую могли знать только немногие люди, близкие актеру.
Большинству известно, что он несколько раз был женат, при этом зрители часто слышали имя лишь одной его бывшей жены — Ирины Мирошниченко, их брак продержался всего лишь пять лет. Последней женой актера была Людмила Васильева сопровождавшая его до самой кончины. Семья проживала в Барвихе, где продолжает жить супруга актера.
– О каком Игоре Васильеве вы говорите? – удивилась худрук театра «Современник» Галина Борисовна Волчек. – Гарик, что ли? А разве он умер? Когда? Я даже не знала. Не могу ничего сказать. Я просто раздавлена этой новостью. Я в шоке.
Такая реакция была у большинства от известия о кончине под самый новый 2008 год Игоря Алексеевича Васильева..Последняя премьерная постановка МХТ – спектакль «Тутиш» – состоялась ровно за два месяца до его кончины 23 октября. Но артист успел выйти на сцену в новой роли старика Али. Символично, но «Тутиш» – спектакль-притча об ожидании чуда, история, полная надежд и воспоминаний. Находясь на обочине жизни, трудно что-либо менять. Что делать, если ты не в силах повернуть время вспять? Только одно – быть человеком.
– Он был ни на кого не похож, – говорит, вспоминая, Марина Брусникина. – Невероятно красивый мужчина и интересный человек. Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ. В годы своей молодости он считался человеком андеграунда. Это же он первый нашел Петрушевскую, первый тонко почувствовал и понял ее произведения, а затем привел ее в театр.
Это право иметь свое мнение и суждение он пронес через всю жизнь.. Ни в коем случае не выпячивая.. Как сказала о нем всё та же режиссер МХТ им. Чехова Марина Брусникина: «Он был очень редкий человек в смысле тишины, достоинства и интеллигентности».
Геннадий Орешкин