
7 мая 1985 г. 33 года назад Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» .Текст этого документа напечатали все газеты. Лозунг «Трезвость – норма жизни» стал девизом антиалкогольной компании. Параллельно произошло повышение цен на алкоголь и резкое ограничение его продажи. Водку стали продавать по талонам. Административные меры привели к возникновению километровых очередей и самое страшное – к увеличению нелегального изготовления спиртных напитков. Решение «отрезвить» страну, принятое без должной исторической и экономической проработки, без учета психологии потребителей, поставило в тяжелое положение отечественную винодельческую и спиртоводочную промышленность, нанесло ей моральный урон, вызвало широкое недовольство народа. Выдавались абсурдные распоряжения о выкорчевке виноградников, что приводило к трагедиям: люди, связавшие свою жизнь с виноделием, умирали от инфарктов или кончали жизнь самоубийством. Ликероводочные заводы повсеместно переоборудовались в предприятия по выпуску безалкогольных напитков. Все это имело и финансовые последствия, причем серьезные, резко возросли спекуляция и воровство. Советская торговля недодала советскому же государству в 1986 году 12 миллиардов рублей, в 1987 году – 7 миллиардов.
Инициаторами кампании были назначены члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, полагавшие , что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.Кампания началась спустя два месяца после прихода к власти М. С. Горбачёва и потому получила название «горбачёвской».
Однако, если посмотреть на факты, то мнение о тотально пьяной России можно поставить под сомнение: так в 1922 году И.В. Сталиным поднимается вопрос о производстве "качественных алкогольных напитков" для государства диктатуры пролетариата, - только что ставший большевистским генсеком, Сталин прилагает пояснительную записку авторов (среди них в частности медик будущий Герой Социалистического Труда А.А.Абрикосов) , где показывается, что производство вина и водки оказалось вдвое меньшим, чем даже в Финляндии, вышедшей из Российской империи. Через четверть века в СССР цифра потребления крепкого алкоголя в СССР была меньше 5 литров на человека в год. Однако с конца 70-х годов прошлого века произошел резкий взлет потребления: достигло к 1984 году отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, а с учётом подпольного самогоноварения могло превышать 14 л. По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90—110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников (собственно водка составляла около ⅓ этого объёма. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вин и пива).
Нетрудно заметить, что время совпадает с началом оказания интернациональной помощи ДРА. Согласно воспоминаний Н.К.Байбакова, еще в самом начале 1982 года главный идеолог и "серый кардинал" КПСС Михаил Суслов (между прочим, именно он был одним из самых главных инициаторов введения войск в Афганистан, да и массы еще решений, которые пользы не принесли) заявляет, что "много стали пить" - и выступает за создание рабочей группы по данному вопросу. Не стало самого Михаила Андреевича, нескольких генсеков, а инициатива его жила! Ведь поручил он это самому молодому секретарю ЦК того времени М.С. Горбачеву.
Массовое недовольство «сухим законом» началось спустя два года после его введения. Хотя отмена всех указов произошла только в 1990 году, уже в 1987-м продажи спиртного стали увеличиваться, а активная пропаганда трезвого образа жизни прекратилась. В современной России Горбачев признал ошибки в антиалкогольной компании. Однажды он сказал, что из-за допущенных промахов хорошее дело завершилось бесславно. Подобные действия правительства следовало проводить поэтапно. Для успешного их завершения должно было вырасти новое поколение с идеями трезвого образа жизни. Слишком быстрые и агрессивные действия властей как сверху, так и на местах привели к негативному отношению к кампании в целом, вызывали чувство отвращения у народа и вследствие этого не привели к положительным результатам.
Геннадий Орешкин