20 ноября в Москве состоялось торжественное открытие памятника Майе Плисецкой. На церемонию пришли друзья балерины и почитатели ее таланта. Были также министр культуры Владимир Мединский, Ольга Голодец, Валерий Гергиев. На открытие прибыл муж Майи Плисецкой – Родион Щедрин.
Странно, но о скýльптуре почти никто ничего не сказал. Только вскользь. А между тем созданный им памятник представляет собой далеко не слепой слепок с Майи Михайловны, не фотографическое изображение (хотя со сходством все в порядке). В нем заложено движение – порыв тела, редкое изящество выдающей балерины и глубина ее души. Виктор Митрошин мастерски и с большим вкусом сумел передать в бронзе тонкие эстетические и духовные черты Плисецкой и этим показать величие этой непокорной страстной женщины и артистки.
Скульптура является редким произведением искусства.
За два дня до торжественного открытия мне удалось побеседовать с Виктором Митрошиным. Дело было в сквере Плисецкой на Большой Дмитровке, памятник был уже поставлен, и какие-то детали его дорабатывались.
– Как возникла сама идея поставить памятник?
– Где-то год назад, когда был юбилейный концерт Майи Плисецкой – а он проходил уже без нее, – мэрия Москвы назвала сквер на Большой Дмитровке, где мы сейчас находимся, в честь Майи. Вот с этого момента и пошло движение. Тогда и было предложено поставить памятник на следующий год, то есть в 2016 г. А я более 20 лет дружил с Щедриным и Плисецкой, и делал статуэтку Гран-при балетного конкурса «Майя». Вот Родион Константинович Щедрин и предложил мне сделать этот памятник.
– А как вы подружились с балериной и композитором?
Дружба началась в 1994 году в мае месяце, когда у меня была выставка в Санкт-Петербурге. Тогда ко мне подошел Анатолий Собчак и сказал, что в 1994 году начинается балетный конкурс «Майя» и он бы хотел, чтобы Гран-при сделал я. Майе Михайловне понравилось несколько моих вариантов.
– Значит, это не первая работа над образом Плисецкой?
– Да, была «Майя», Гран-при «Майя», «Майя-лебедь»,
– А чем эта работа отличается от предыдущих?
– Я хотел сделать динамичную работу, и было конкретно сказано, что должна быть Кармен. Так как Гран-при – это собирательный образ, а Майя-лебедь – другой балет и сюжет, пришлось думать над новым образом. Кармен – это ее визитная карточка. Это основной ее балетный образ, с ним она всю жизнь.
– А вы создавали по воспоминаниям, или тут, в памятнике, больше воображения?
– И по воображению и по воспоминаниям. В 1994 году она мне даже позировала для Гран-при, поэтому у меня сохранился материал. Но так как тут скульптура монументальная, здесь надо «врать» (художественно домыслить), но красиво, потому что если делать слепок – это будет неинтересно, а в искусстве требуется фантазия, образ, мышление, и «врать», и любоваться.
– Сколько времени у вас ушло на работу?
Грубо говоря, я работал над памятником в течение 3-х лет.
– Трудно вам дался этот памятник?
– Да. Потому что постоянно над этим образом работал, работал. Все отложил и ничем больше не занимался.
– Кто принимал работу?
– Был художественный совет по монументальному искусству г. Москвы, так как без него ни одна работа не ставится на территории города. Пришлось получить много всяких заключений, согласований, разрешений. Потом Московская Дума утвердила. А за ней мэр подписал разрешение на установку.
– А Щедрин видел работу?
– Без разрешения Щедрина мы бы памятник не поставили. Прежде чем сделать окончательный вариант памятника я ему три раза показывал. Первый – ему не понравилось то, что у меня получилось, и он сказал, что это не она. В следующий: «Это красивая балерина, но не Майя». После этого мы долго обсуждали концепцию этого проекта. И когда я привез в третий раз, он скала: «Да, это Майя».
– Есть еще где-нибудь памятник Майе Плисецкой? В России или в за границей?
– Нет, это первый. Пока еще никто вообще не ставил памятника балеринам. Ни Майе, ни кому-нибудь другому. Есть надгробья, есть парковые скульптурки, но памятника – нет.
– Ваша работа – это первый в мире памятник балерине?
– Ну да.
– Работа ваша не иссушила вас изнутри, не потратили вы на нее все свое вдохновение?
– Нет, я раньше часто общался с Майей Михайловной и Родионом Константиновичем. А после общения у меня, наоборот, какой-то энергетический запал появлялся, я все время заряжался от них, как аккумулятор.
– Кто-то помогал вам организационно и средствами? Государство принимало как-то участие?
– Этот памятник создан на средства Алишера Усманова и двух бизнесменов – Олега Викторовича Семикоза и Андрея Михайловича Свиридова.
Хотел бы отметить, что литейная фирма, где изготовлялся памятник, находится в Химках. Сотрудники ее отнеслись к работе очень серьезно. Мне помогали: Сергей Викторович Волков – хозяин компании, и его ребята, которые работали с большим удовольствием и хорошим настроением.
– Спасибо.
Юрий АНДРИЙЧУК
Фото с сайта Виктора Митрошина