Психологическое образование и культура общества в культурном контексте сегодняшнего дня

 Психологическое образование и культура общества в культурном контексте сегодняшнего дня - фото 1Существенной частью общей культуры любого общества является психологическая культура, которая привносит понимание неповторимости и ценности человека как индивидуума. Психологическая культура - это высокое качество самоорганизации и саморегуляции человеческой жизни, отражающая  отношение человека к другим людям и миру. При высоком уровне психологической культуры человек гармонично сочетает личностные требования с социальными обусловленностями,  имеет власть над привычками и сознательно управляет своим процессом развития.
 Культура  проявляетcя во и во взаимодействии людей: это гуманное отношение к людям - уважение, совесть, любовь, чувство собственного достоинства, принятие ценностей другого человека, исключение всякого рода манипуляций в отношении каждого человека в отдельности и общества в целом. 
 
Психологическая культура - это целостное понятие, включающее в себя психическое и психологическое здоровье, пcихологическую грамотность (образование и самообразование). Стоит отметить, что эта тема наиболее актуальна в  юном возрасте, когда есть возможность «посеять семена» этих знаний и навыков, чтобы в дальнейшем получить достойные «всходы». В связи с этим особое внимание хочется уделить развитию и формированию психологической культуры в дошкольных и школьных учреждениях, так как образовательная система, наряду с родителями, играет ведущую роль в развитии психологической культуры и ее отдельных аспектов.
 Ученица 11 класса Светлана училась хорошо, все предметы схватывала на лету, но в силу своих высоких способностей к обучению не уделяла должного внимания формированию усидчивости и ответственности за  свои результаты. Она считала, что быть успешной достаточно, чтобы развиваться. Так говорила Светлана на первой психологической консультации. В итоге, не понимая себя, своих желаний, ничего не зная о себе как о личности, Светлана ориентировалась только на престижность профессии. Родители в силу того, что сами всю жизнь боролись за место под солнцем, считали, что главное найти после учебы хорошую работу.  Выбор пал на журналистику. Но уже при учебе на подготовительных курсах начались сложности, потому что  журналистика, как и любая другая профессия требует наличия определенных качеств: кругозора, аналитических способностей, определенного склада  нервной системы, умение проявлять гибкость, занимать определенную позицию в отношениях с социумом. После цикла психологических консультаций  выяснилось, что для Светланы гораздо ближе издательское дело и редакторская работа. Работая с психологом девушка смогла преодолеть ряд проблем, связанных с боязнью быть самой собой, со страхом неуспеха. На данный момент Светлана довольна свой профессией и образом жизни, но с сожалением вспоминает несколько лет, когда  ей приходилось каждый день бороться с собой, чтобы соответствовать надуманному идеалу.
 
Психическое здоровье  как один из аспектов общего здоровья согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понимается как состояние душевного благополучия, характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающего мира регуляцию поведения. Эксперты ВОЗ обращают внимание на то, что проблемы психического здоровья тесно связаны с социальными условиями развития человека, особенно в детском возрасте. Поскольку  в каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в общении, познании, понимании и эмоциональном принятии мира, очень важно, чтобы на каждом из этапов взросления  у ребенка была бы  возможность гармонично их реализовывать. В случае неудовлетворенности запросов возникает ситуация психологического дискомфорта, который может спровоцировать развитие детских неврозов, проявляющихся в соматических симптомах и заболеваниях (бронхиальная астма, головные  боли, приступы рвоты) и искажать психологическое развитие.
 
Становится очевидным, что формирование психологической культуры личности возможно только при создании психолого-педагогических условий для развития и укрепления психического и психологического здоровья подростков.  Ответственность за обеспечение этих условий лежит на взрослых: родителях, воспитателях, педагогах и психологах, в силах которых правильно организовать жизнь и деятельность ребенка.  
 
Психологическое здоровье любого человека невозможно  без ощущения личностной индивидуальности, реализованности в мире, соответственно оно предполагает обращение активного  внимания на способности ребенка, его отношения к себе и окружающим, к жизни как таковой. Взрослые должны дать ребенку знания и навыки сознательного и разумного отношения к себе и  миру. Психологическое здоровье проявляется в способности человека стать хозяином самому себе, своим инстинктам и особенностям, но для этого необходимо знать о себе как можно больше и уметь пользоваться этой информацией. От уровня психологического здоровья зависит  дальнейшее самоопределение подрастающего поколения во всех сферах жизни: профессиональной, социальной, личностной. Для того, чтобы обеспечить необходимую поддержку в формировании психологического здоровья,  сами взрослые должны иметь достаточный уровень психологической культуры, в том числе, психологической образованности. 
 
Вопрос о необходимости психологической грамотности  поднимается уже давно, но по сей день нет единой, целостной медико-психолого-педагогической системы, которая учитывала бы  социальный и культурный контекст   времени. Наряду с популяризацией психологии (классные часы, уроки по психологии, тренинги повышения уровня знаний по личностной психологии) важно учитывать возрастные потребности каждого периода становления  человека. Учебная программа по психологии должна в таком случае  быть не теоретическим предметом, а практическим руководством. У сегодняшнего  школьника весьма  слабые представления о себе как о человеке: о своем характере и возможностях, о богатстве человеческих переживаний,  о сущности отношений между людьми и миром. И если признаки физической зрелости очевидны, и достигнув определенного уровня, ребенок начинает познавать себя физически, то понимание себя как личности - процесс сложный. Школьник 9 класса Владимир увлекался  музыкой (гитарист), и довольно успешно выступал на школьных концертах, мечтал стать музыкантом.  Но на  большом концерте, в совершенно новой для него ситуации, Володя не смог справиться с волнением и сыграл очень неудачно. В результате талантливый музыкант оказался не замечен. Причина - отсутствие психологической культуры, отсутствие навыков элементарной саморегуляции, которая помогла бы ему реализовать свою цель. Эта ситуация привела к тяжелым переживаниям, разочарованию в себе. И только психокоррекционные  беседы с врачом-психологом помогли Владимиру обрести веру в себя, научили его управлять своим состоянием и поведением даже в стрессовых ситуациях, видеть и слышать себя и других. 
 
Для создания благоприятной почвы развития психологической грамотности, психология, как предмет общего среднего образования, необходима. Уроки по психологии  должны не только помогать школьнику в решении его проблем, учить позитивному взаимодействию с людьми и с самим собой, но и давать знания о причинах возникновения внутренних сложностей и способах  их преодоления. Так что только на основе психологической грамотности можно создать благоприятные предпосылки для формирования психологической культуры, которая тесно связана с вопросами нравственности и этики. На мой взгляд, каждый человек в отдельности и общество, в целом,  несут ответственность за формирование сознания и психологической культуры будущих поколений. Сегодня необходимо:
 
1. Разработать программу психологической грамотности в образовательных учреждениях с введением уроков по психологии для разных возрастных групп в общий учебный план. Регулярные занятия по психологии в школах со сдачей зачетов по предмету — единая учебная программа. Начать можно в качестве эксперимента - на базе школ района с дальнейшим  их расширением. 
 
2. Проведение занятий по профилактике  от «профессионального выгорания» учителей.  Необходимы регулярные тренинги (занятия) 2-3 часа  раз в месяц для педагогов учебного заведения ( для разных групп). 
 
3. Повышение психологической культуры родителей  через  образовательный еженедельный телевизионный проект на муниципальном ТВ -  для родителей и подростков. Формат программы будет интересен и востребован, если ее построить  в виде наглядного пособия и практических занятий по заданной теме с участием реальных людей с улицы. Цель - повышение уровня психологической грамотности, увеличение доверия населения к психологической помощи, популяризация необходимых и желаемых ценностей. 
       
4. Разработать  мероприятия по повышению квалификации (ПК) для психологов в учебных заведениях, дающих практические навыки работы с учащимися и педагогами.  Нужна корректировка учебных программ в психолого-педагогических вузах через создание методического   отдела или психологического Центра.  Курсы ПК обязательно должны проводиться раз в год, так как  научные открытия и новые  разработки в сфере психологии,  как правило, происходят  ежегодно.
 
Алексей Мишин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор психоневрологического интерната №30 г. Москвы
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить