
Мы привыкли видеть пропеллеры на летательных аппаратах или у плавательного средства (аэроглиссера), ну в крайнем случае пропеллер ассоциируется у нас с Карлсоном, но никак не с автомобилем. А ведь такие машины были и сегодня я вам о них расскажу
В 1913 году во Франции инженер представил публике необычную машину "Helica". Машина странной футуристической формы, трехколесная, с пропеллером впереди, который не был закрыт какой нибудь внешней защитой. Два пассажира размещались в машине один за другим. С помощью руля можно было управлять только одиноким задним колесом, что в свою очередь создавало некоторые сложности. Но выпустить в серию такой опасный автомобиль Марселю не разрешили и ему пришлось его усовершенствовать. К 1914 году Лейя поставил защиту на пропеллер, оборудовал более менее удобный салон.
А спустя некоторое время перешел и на четырехколесную систему. С 1913 по 1931 год Марсель Лейя построил около тридцати "Хелик" и некоторые из них даже умудрился продать (одна, например, очутилась в нефтеносном Баку).
До наших дней дожили только две машины "Хелика". Одна из них 1921 года выпуска стоит в Парижском музее техники.
А есть еще машина "Хеликрон" построенный 1932 году. К сожалению данные о том, кто его создал не дошли до наших дней. В 2000 году этот экземпляр был найден в полусгнившем состоянии в закрытом сарае во Франции.Энтузиасты его полностью восстановили, заменили утерянный двигатель на новый Citroen GS. Как и у его предшественницы "Хелики", управление "Хеликроном" осуществляется посредством поворота задних колес. Сегодня, после тщательного ремонта "Хеликрон" на ходу и может достигать скорости 100км/ч, но вот его происхождение так и остается догадкой: скорее всего, это чья то частная разработка, созданная каким то энтузиастом у себя в гараже.
А вот британская военная разработка- броневик «Sizaire-Berwick Wind Wagon» 1915 года. Создавался для использования на сложных дорогах Африки и Ближнего Востока. Пропеллеры были сделаны для того что бы выталкивать застрявшую машину. Броневик был создан в единственном экземпляре и дальше Великобритании так и не выехал.
А в СССР было произведено около ста винтовых снегоходов "Север" на базе старой доброй "Победы". До сих пор есть действующий эземпляр в Архангельской области. Еще 10 лет назад был в Никельском погранотряде. Рассказывали, что аппарат сломался, когда катал тогдашнего спикера Госдумы Грызлова.
Геннадий Орешкин