Передвижная инклюзивная выставка «Редкий дар»

Передвижная инклюзивная выставка «Редкий дар» - фото 1Масштабный проект состоится с сентября по ноябрь 2024 года и охватит три города: Санкт-Петербург, Пятигорск и Ростов-на-Дону


17 сентября выставка Российского фонда культуры «Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры» откроется в Санкт-Петербурге, с 10 по 24 октября будет экспонироваться в Пятигорске – в обоих городах на площадке Исторического парка «Россия — Моя история». Далее она отправится в Ростов-на-Дону, где с 1 по 22 ноября жители и гости города смогут увидеть яркие истории возвращения культурных ценностей на Родину в интерьерах Ростовского областного музея краеведения.
Название выставки — «Редкий дар» — многогранно и многозначно: с одной стороны, дар культурных ценностей — удивительное и редкое событие, но с другой, и само их создание стало возможным только благодаря редкому дару — таланту их создателей. Но главный редкий дар — это бескорыстие, душевная щедрость тех, кто причастен к возвращению бесценных артефактов на Родину.
Цели проекта — познакомить широкую аудиторию с историями уникальных культурно-исторических ценностей, возвращённых Российским фондом культуры, а профессиональное сообщество — с актуальными методиками и инструментами расширения доступности культуры и создания проектов, адаптированных для посетителей с различным опытом.
«За историю своего существования Фонд помог вернуть на Родину более 130 000 памятников истории и культуры. За эти годы было безвозмездно передано в дар в различные учреждения культуры свыше 100 000 единиц хранения, — отмечает Елена Юрьевна Головнина, генеральный директор ООГО «Российский фонд культуры». — Это уникальные артефакты, каждый из которых может рассказать увлекательную историю. Но те, кто их принёс в дар, вернув в Россию, обладают ещё более интересными судьбами. В художественном повествовании выставки переплетаются их истории, возрождая образы прошлого и создавая связь с настоящим. Ведь истинные ценности — верность, красота, любовь к Родине и родным — не имеют срока давности. А глубокое понимание и гордость за настоящее своей страны идут от корней, от знания и уважения к прошлому».
Об экспозиции «Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры»:
Выставочное пространство состоит из 10 тематических станций, каждая из которых рассказывает увлекательные истории возвращённых даров, воссозданных для выставки в репликах и репродукциях, и их бескорыстных дарителей.
1. Российский фонд культуры. История деятельности Фонда по возвращению в Россию культурно-исторических ценностей: видеотур по особняку Замятиных-Третьяковых в Москве.
2. Миниатюры Айвазовского и работы Ганзена: к числу шедевров, хранящихся в коллекции Фонда культуры, относятся несколько миниатюр кисти Ивана Айвазовского из коллекции внука художника Алексея Ганзена, который, как и дед, служил живописцем при Морском министерстве. Реплика декоративного щита его работы с миниатюрами Айвазовского представлена на этой станции — её даже можно потрогать.
3. Медали «Родины»: одним из важнейших даров Российскому фонду культуры стала передача в 1993 году коллекции созданного в 1954 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси) русскими эмигрантами музея американского общества «Родина», в том числе уникальной коллекции памятных и наградных медалей. Увеличенные копии четырёх наиболее ценных из них представлены на стенде — они дают возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории.
4. Царевны милосердия: генерал-майор А.В. Сыробоярский передал в дар обществу «Родина» фотографии и материалы, связанные с одной из малоизвестных страниц из жизни царской семьи. По традиции, милосердие и благотворительность считались важной составляющей деятельности царских особ: в годы Первой мировой войны императрица и её старшие дочери лично ухаживали за ранеными в госпитале как руководители Красного Креста, где и познакомились с Сыробоярским. Начавшееся в госпитале знакомство переросло в дружбу, они обменивались письмами до самой гибели царской семьи. Как самую большую драгоценность, зашив в подкладку пальто, Сыробоярский вывез из России царскосельские негативы и письма императрицы и княжон.
5. Русская выставка в Америке: в коллекции Фонда культуры хранятся уникальные материалы, связанные с организацией выставки 1924 года, в том числе работы Нестерова, Грабаря и Виноградова — фотографии и репродукции их можно увидеть на стенде.
6. Приказ к обеденному столу: коллекция американского общества «Родина», переданная в Россию в 1993-1998 годах, включала архивы и мемории многих полковых объединений и офицерских сообществ. Особенный интерес в этой части собрания представляют вещественные памятники военного быта: приглашения на торжественные мероприятия и меню обедов, ужинов и завтраков, которые устраивались полками по случаю юбилеев и других праздничных событий.
7. Илья Репин «Ангел смерти»: художник получил за это произведение малую Серебряную медаль, которая для него означала освобождение из податного сословия и получение статуса независимого художника. А в 1964 году это полотно было подарено Борису Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Советской Армии, как дань признательности за триумфальные гастроли во Франции. В 1988 году Александров передал это произведение Российскому фонду культуры. Сейчас оно находится там, где было когда-то создано — в коллекции музея Российской академии художеств.
8. «Портрет неизвестной с розой» кисти Дмитрия Левицкого: ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он был написан в 1788 году, но до 1990-х годов исследователи творчества Левицкого даже не догадывались о существовании этого портрета, который, по иронии судьбы, не попал ни в один из каталогов мастера. В 1991 году, когда вдова известного коллекционера и художника Александра Копеловича, выполняя его последнюю волю, передала произведение в дар Российскому фонду культуры, встал вопрос об авторстве этого произведения. Эту тайну разгадали сотрудники Третьяковской галереи.
9. Литературное зарубежье. Бунин: в архивах Фонда хранятся уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие момент триумфа русской литературы — вручение Нобелевской премии писателю. Плёнка была обнаружена в одном из шведских архивов и передана в дар Фонду исполнителем роли Бунина в фильме «Дневник его жены» актёром Андреем Смирновым.
10. Булавка жены Шаляпина: под впечатлением от экскурсии по залам особняка Замятиных-Третьяковых слабослышащий журналист Дмитрий Балашов решил передать в дар Фонду хранящуюся в его семье реликвию — шляпную булавку, которую, по легенде, подарила его бабушке её соседка, первая жена Фёдора Ивановича Шаляпина Иола Шаляпина-Торнаги.
В создании экспозиции использованы технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями:
1. Мультисенсорность опыта:
Маршрут посещения экспозиции подразумевает разные типы взаимодействия с ней — и не только разнообразие, но и сменяемость опыта. Разные органы чувств участвуют во взаимодействии с тем или иным элементом экспозиции: экспонаты, которые можно потрогать, смена двигательной активности (посетителю нужно наклониться, привстать, потянуться), звуковое сопровождение.
2. Универсальный дизайн:
 Равноправие: дизайн не только привлекательный, но и доступный для разных пользователей.
 Гибкость: удобный людям с разной скоростью реакции, правшам и левшам, людям разного роста, телосложения и т.д.
 Простота и интуитивная лёгкость: понятность, интуитивно считываемый дизайн настолько, чтобы человек не задумывался о том, что делать и куда идти дальше.
 Эффективность передачи информации:
– ясный язык;
– тифлокомментирование;
– шрифт Брайля;
– рельефно-линейный шрифт;
– тактильные экспонаты.
 Минимальное физическое усилие.
 Достаточность размера и пространства: свободное взаимодействие вне зависимости от размера тела, позы или мобильности пользователя.
С точки зрения инклюзивности экспозиция призвана продемонстрировать на наглядных примерах, как могут применяться различные технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими, ментальными особенностями и разным опытом. В рамках просветительской программы для профессиональной аудитории, запланированной в каждом из городов проведения выставки, специалисты пояснят использованные методики и технологии и поделятся профессиональным опытом и приёмами расширения доступности культурных мероприятий. Участники в ходе открытых дискуссий смогут обсудить свои вопросы и предложения по реализации и развитию инклюзии в учреждениях культуры.

 16+

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить