Непридуманные судьбы подводной войны

Старший лейтенант Вольфганг Лец опять же при внезапном авианалёте был на мостике. Времени спускаться в центральный пост не оставалось. Он прокричал команду на срочное погружение и спасая корабль и команду, захлопнул рубочный люк. Когда лодка всплыла через некоторое время, найти его не смогли...

Непридуманные судьбы подводной войны  - фото 1Ничего не напоминает история? Правильно, сюжет нашего фильма "Командир счастливой "Щуки". Примерно при таких же обстоятельствах принял смерть подлинный ас Крингсмарин кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями капитан-лейтенант Рольф Мютценбург : раненый своими же, предпочел остаться на палубе, нежели умереть на глубине.
Но истории советских подводников бывали и круче! В феврале 1942 года подводная лодка Щ-403 встретилась с отрядом немецких кораблей. Из-за плохой видимости верхняя вахта приняла их за корабли охранения союзного конвоя, начали махать руками и кричать, что они русские. Немецкий минный заградитель, не тратя слов, пошёл на таран. Лодке удалось избежать столкновение с ним, тогда по ней был открыт артиллерийский огонь и другой тральщик попытался таранить её. Это ему удалось, хотя удар пришёлся вскользь.
Командир лодки капитан-лейтенант Семен Иванович Коваленко выскочил на мостик и оценив обстановку дал команду на срочное погружение. Оставаясь последним на мостике, он был ранен и потерял сознание. Штурман крикнул: "Есть кто на мостике?" но не получив ответа захлопнул люк. В этот момент тральщик нанёс ещё один удар. Заметив лежащего советского моряка, немецкий унтер-офицер спрыгнул на мостик и накинул петлю на ноги командира.
Лодка ушла на глубину, а Коваленко оказался в плену. Ему ампутировали ногу, долго допрашивали, поняв, кто перед ними. Погиб Коваленко в концлагере под Парижем.
А вот Герою Советского Союза Сергею Прокофьевичу Лисину - командиру подлодки С-7 - повезло больше. К моменту гибели С-7 ею было потоплено 4 транспорта и даже обстреляны из палубной пушки объекты в Нарве.
21 октября 1942 года производилась зарядка аккумуляторных батарей. В надводном положении, конечно. В такое время открывается часть переборочных люков и дверей для вентиляции и поступления воздуха к дизелям. После взрыва торпеды, выпущенной финской подводной лодкой "Морской чёрт", наша лодка затонула мгновенно, в живых остался командир и верхняя вахта, находившиеся на мостике. Один из них утонул, остальные попали в плен.

Непридуманные судьбы подводной войны  - фото 2Непридуманные судьбы подводной войны  - фото 3После того, как Финляндия вышла из войны в 1944 году,После возвращения из плена капитан 3-го ранга Лисин был отправлен в Подольск, где прошёл проверку в спецлагере НКВД, закончившуюся полной реабилитацией и восстановлением в кадрах ВМФ и отправкой на Тихоокеанский флот. В 1945 году служит командиром 12-го дивизиона 4-й бригады ПЛ в Порт-Артуре. Там же в июле 1945 года ему вручили Золотую Звезду (№ 7123) Героя Советского Союза и орден Ленина в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.10.1942 г. (за две недели до пленения). В партии же его восстановили лишь в 1957 году. Умер в 1992 году.
Израиль Ильич Фисанович, легендарный подводик, Герой Советского Союза, автор книги «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне, изданная при жизни, им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172» - увидела свет в 1956 году, - на самом деле его называли самым фартовым командиром подлодок. Весной 1944 года капитана 2-го ранга И. И. Фисановича командировали в Великобританию, где англичане должны были передать Советскому Союзу в счёт репараций с Италией четыре английские подводные лодки. Их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. За два месяца опытные подводники под командованием И. Фисановича освоили британскую подводную лодку тип S-«Sunfish» (81S), получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1». 25 июля 1944 года подводная лодка В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но на пути в Полярный погибла. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы немецким и советским историкам удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолет «Liberator» 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании, в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д.
Всего же в боевых походах погибли 99 командиров, хотя цифры в разных источниках колеблются, как обычно.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить