
Старший лейтенант Вольфганг Лец опять же при внезапном авианалёте был на мостике. Времени спускаться в центральный пост не оставалось. Он прокричал команду на срочное погружение и спасая корабль и команду, захлопнул рубочный люк. Когда лодка всплыла через некоторое время, найти его не смогли...
Ничего не напоминает история? Правильно, сюжет нашего фильма "Командир счастливой "Щуки". Примерно при таких же обстоятельствах принял смерть подлинный ас Крингсмарин кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями капитан-лейтенант Рольф Мютценбург : раненый своими же, предпочел остаться на палубе, нежели умереть на глубине.
Но истории советских подводников бывали и круче! В феврале 1942 года подводная лодка Щ-403 встретилась с отрядом немецких кораблей. Из-за плохой видимости верхняя вахта приняла их за корабли охранения союзного конвоя, начали махать руками и кричать, что они русские. Немецкий минный заградитель, не тратя слов, пошёл на таран. Лодке удалось избежать столкновение с ним, тогда по ней был открыт артиллерийский огонь и другой тральщик попытался таранить её. Это ему удалось, хотя удар пришёлся вскользь.
Командир лодки капитан-лейтенант Семен Иванович Коваленко выскочил на мостик и оценив обстановку дал команду на срочное погружение. Оставаясь последним на мостике, он был ранен и потерял сознание. Штурман крикнул: "Есть кто на мостике?" но не получив ответа захлопнул люк. В этот момент тральщик нанёс ещё один удар. Заметив лежащего советского моряка, немецкий унтер-офицер спрыгнул на мостик и накинул петлю на ноги командира.
Лодка ушла на глубину, а Коваленко оказался в плену. Ему ампутировали ногу, долго допрашивали, поняв, кто перед ними. Погиб Коваленко в концлагере под Парижем.
А вот Герою Советского Союза Сергею Прокофьевичу Лисину - командиру подлодки С-7 - повезло больше. К моменту гибели С-7 ею было потоплено 4 транспорта и даже обстреляны из палубной пушки объекты в Нарве.
21 октября 1942 года производилась зарядка аккумуляторных батарей. В надводном положении, конечно. В такое время открывается часть переборочных люков и дверей для вентиляции и поступления воздуха к дизелям. После взрыва торпеды, выпущенной финской подводной лодкой "Морской чёрт", наша лодка затонула мгновенно, в живых остался командир и верхняя вахта, находившиеся на мостике. Один из них утонул, остальные попали в плен.
После того, как Финляндия вышла из войны в 1944 году,После возвращения из плена капитан 3-го ранга Лисин был отправлен в Подольск, где прошёл проверку в спецлагере НКВД, закончившуюся полной реабилитацией и восстановлением в кадрах ВМФ и отправкой на Тихоокеанский флот. В 1945 году служит командиром 12-го дивизиона 4-й бригады ПЛ в Порт-Артуре. Там же в июле 1945 года ему вручили Золотую Звезду (№ 7123) Героя Советского Союза и орден Ленина в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.10.1942 г. (за две недели до пленения). В партии же его восстановили лишь в 1957 году. Умер в 1992 году.
Израиль Ильич Фисанович, легендарный подводик, Герой Советского Союза, автор книги «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне, изданная при жизни, им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172» - увидела свет в 1956 году, - на самом деле его называли самым фартовым командиром подлодок. Весной 1944 года капитана 2-го ранга И. И. Фисановича командировали в Великобританию, где англичане должны были передать Советскому Союзу в счёт репараций с Италией четыре английские подводные лодки. Их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. За два месяца опытные подводники под командованием И. Фисановича освоили британскую подводную лодку тип S-«Sunfish» (81S), получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1». 25 июля 1944 года подводная лодка В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но на пути в Полярный погибла. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы немецким и советским историкам удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолет «Liberator» 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании, в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д.
Всего же в боевых походах погибли 99 командиров, хотя цифры в разных источниках колеблются, как обычно.
Геннадий Орешкин