
В кинематографе Пьер Гаспар-Юи перепробывал массу профессий!
Он прославился как сценарист,- по его произведениям поставлено около 100 фильмов и сериалов, - он сам выступал режиссером , например ,экранизации "Капитана Фракасса", позволяя себе нет-нет да и сыграть что-то. А начал молодой Пьер еще до войны, когда его пригласили в кино...подраться! 20-летний парень зарабатывал на ринге.
Гаспар-Юи появился на свет 29 ноября 1917 года. И почему-то тщательно хранил тайну о происхождении родителей, возводя себя к наследникам влиятельного древнего валлонского рода де Юи, к которому вряд ли имел хоть какое-то отношение. Ему не было и 10 лет, как он оказался на попечении мужа своей бабки - вот тот точно был достаточно родовит, предки его некогда носили герцогский титул, что впрочем не помешало ему самому промышлять торговлей и ремонтом велосипедов. Велосипедами занялся и сам Пьер поначалу - и даже выиграл одну из внлогонок в Жиронде, перебрался в Париж, - и вышел на ринг! Тут его заметили киношники..но начав с трюкача, Гаспар-Юи практически тут же переквалифицировался в бутафоры и помощника оператора.
Он участвовал в подполье, был схвачен полицией - и отправлен в Голландию в концлагерь. Освободившись, он на какое-то время задержался в Голландии, сняв там в качестве сооператора первый документальный фильм. Там же и женился. Впрочем, уже в конце 40-х снова был в Париже - и холостяком! Он попытался навписать роман - получилось не очень..
Тогда Гаспар-Юи написал сценарий по "Сирано де Бержераку" - в длинной череде экранизаций ,а бретера с длинным носом играли и Бельмондо и Депардье и Флотатс и даже Пласидо Доминго, - постановка с Клодом Дофеном особо не запомнилась, разве что в рекламных целях Гаспар-Юи подретушировал биографию, записав в предки и подлинного Эркбюдя Савиньена Сирано де Бержерака, который между прочим был в некотором роде и предтечей авторов научной фантастики. Кстати, к образу заявленного предка он вернется дважды: для фильма «Сирано и д'Артаньян» , сыграв заодно в постановке Абеля Ганса одну из эпизодических ролей, а также переписав его «Мазаринад» (Masarinades, 1649) - сатирические памфлеты времен Фронды на ситуацию 1968 года.
Тогда же внезапно занялся рекламой - и преуспел на этом поприще! Именно реклама сделала его тем состоятельным мсье, который упокоился 1 мая 2017 года и за чьим гробом шел Ален Делон.
Геннадий Орешкин