
«Талант в мужчине - то же, что красота в женщине», - говорил Достоевский.... Это непременно и замечательно о нем говорил!
В 1958 году в Лондон приехал МХАТ и привез чеховские постановки.
На «Вишневый сад» пришел Чаплин.
И когда Симеонов-Пищик, которого играл Яншин, произнес: «Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...» -
Чаплин заплакал.
А после спектакля, придя за кулисы, сказал, что словом «восторг» это впечатление не выразить.
И все спрашивал, как у вас это получается: зрители без слов понимают, откуда вышел актер, что он там делал и куда уходит; я всю жизнь «пытался понять, как этого достичь, но мне это не удалось».
И еще сказал, что у них ЭТО называется: «система Станиславского».
Или - «играть по-русски»
2 ноября 1902 года в тогда Смоленской губернии (ныне Калужской области) появился на свет мальчик Миша. Его батюшка занимал в городке видное положение: оформлял ссудные и кредитные билеты , нарочно приезжая на 4 дня в неделю из губернского Смоленска , где служил в банке. Мальчик был назван в честь отца - МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯНШИН!
В 1909-1916 годах учился в Ольховском городском реальном училище. Далее три года учился в московском среднем Комиссаровском техническом училище. В 1919 году стал студентом Высшего технического училища (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана). Он на всю жизнь сохранит знакомство с будущими академиками, а тогда сбежит добровольцем от наук в Красную Армию!
В 1922 году поступил в школу Второй Студии МХАТ. В 1924 году вместе с другими молодыми студийцами (в частности, с Н. П. Хмелёвым, М. Н. Кедровым и Б. Н. Ливановым) был принят в труппу МХАТа, актёром которой он оставался до конца жизни (даже когда руководил "Ромэном" - в 30 лет! - или после войны Станиславского).
Внешность у него была не вполне актерская и весьма далекая от эталонов мужской красоты.
Невысокий, курносый, полненький, с высоким и смешным тембром голоса.
Даже в детстве, в драмкружке ему давали только женские роли – Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе» и Марию Антоновну в «Ревизоре».
В мультфильмах он часто озвучивал бегемотов – режиссеры находили его образ очень подходящим...
Да и в кино героя-любовника он не сыграл никогда.
А вот женщины, видимо, считали иначе, потому что выходили замуж за него настоящие красавицы: Вероника Полонская (последняя любовь его друга Владимира Маяковского), цыганка Ляля Черная, актриса театра «Ромэн», и Нонна Мейер, игравшая на сцене театра Станиславского, которая влюбилась в Яншина еще студенткой-первокурсницей и была моложе на 20 лет.
Первыми заметными ролями Яншина в Художественном театре стали Добчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и лакей Петрушка в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Прославила его роль Лариосика в пьесе «Дни Турбиных» М.А. Булгакова.Под его руководством играл Лариосика Леонова - и постоянно получал и зрительские симпатии и едкие замечания самого Яншина.
Много работал над озвучиванием мультфильмов. Написал для них сценарий мультфильма «Ночь перед Рождеством». В 1970 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за исполнение роли Кузовкина в спектакле «Нахлебник» И. С. Тургенева. В 1975 году получил Государственную премию СССР - за исполнение ролей Мамаева и Абеля в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского и «Соло для часов с боем» О. Заградника. Имел два ордена Ленина (1948, 1972) и орден Трудового Красного Знамени (1971). Владимир Высоцкий называл Михаила Яншина своим самым любимым актёром. Скончался 17 июля 1976 года.
Геннадий Орешкин