
В Ханты-Мансийске завершился XXIII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня». Событие, как оказалось важное и наводящее на мысли. Почему Ханты-Мансийск? Что скажет церковь про название «Дух огня»? Что с Центральным домом кино? Какова судьба Киноцентра на «Красной Пресне»?
Еще в далёком 2002 году, автор «Ассы» Сергей Александрович Соловьев, взволновавшей наше общество незамысловатой историей об отсутствии социальных лифтов у молодого поколения в момент, когда «сердца требовали перемен» - народный артист РФ кинорежиссер - выступил и инициативой создания международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» (видимо именно так должны были выглядеть перемены) в Ханты-Мансийске (предположим, что нефтяники дали денег, так что радуемся жив в нашем обществе дух меценатства, чтобы там не говорили про наших бизнесменов) и был его бессменным президентом почти 20 лет. В 2022 году президентом фестиваля избрали кинорежиссера Эмира Кустурицу.
25 февраля 2025 губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Руслан Кухарук, президент кинофестиваля Эмир Кустурица, директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко, директор департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям Министерства иностранных дел РФ Александр Алимов, вице-президент кинофестиваля Мария Зверева, председатель отборочной комиссии кинофестиваля Петр Шепотинник и председатель правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев собрались в ТАСС, чтобы объявить программы и составы жюри международного и российского конкурсов, а также озвучить анонсы о внеконкурсных показах, культурной, деловой и образовательной программ.
Впрочем, Пётр Георгиевич Шепотинник, по независящим от него обстоятельствам не смог присутствовать на «церемонии анонсирования». Председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Дух Огня» присутствовал «онлайн» в толстом свитере, на манер Хемингуэя. Пресса с язвительной иронией отозвалась о формате участия фактически главного лица Фестиваля: «… и это оказалось приятной новостью, ведь режиссер и кинокритик по некоторым причинам не смог принимать участия в российских киносмотрах. Журналисты предполагают, что появление Петра Шепотинника в составе отборочной комиссии является верностью традициям, которые заложил один из учредителей фестиваля Сергей Соловьёв. Как сказал П.Г. Шепотинник, участвовавший в пресс-конференции в режиме онлайн: «Наша программа сложилась довольно любопытной. Как нам завещал Сергей Соловьев поддерживать необычное и оригинальное кино, все это в нынешней программе есть – по стилям, материалам, жанрам». Гостей фестиваля ждет насыщенная культурно-просветительская программа: конкурсные и внеконкурсные показы, лекции, презентации, спектакли». Еще Петр Георгиевич клятвенно пообещал, что они выложатся по полной, и не щадя живота выберут лучшие из лучших - конкурсные фильмы.
Про Бахтина и его исторически знаменитый термин «Карнавализация» не упомянули. Да и что в этом плохого – в синтезе кино и карнавала? Не будем делать умные лица господа. В качестве отдыха от цитат, предлагаю еще один фильм: «Карнавальная ночь». В нем проведена тонкая грань между «смешно и весело». То-есть может быть смешно, но не весело.
Старое доброе кино. Эта фраза пришла к нам из американских фильмов. Они говорили о своём. И о том, что существует новое кино, которое отличается от «старого доброго кино». Подобную фразу мне доводилось слышать в Израиле, где уличные музыканты играют «Наши песни военных лет», а местные жители называют их «своими старыми добрыми песнями» и указывают на улицы, на которых жили авторы этих песен.
Я вам скажу, это у меня вызвало острое ощущение сиротства. И вопрос, а был ли мальчик? Было ли у нас старое доброе кино? Тарковский, Герман Старший, Кончаловский…
Считать ли мировые шедевры кино нашими? Можно уткнуться в бескрайнее рассуждение о кинокартине, как частном локальном явлении. Например, кому и где в мире можно объяснить разницу между выражениями «кровь с молоком» и «молоко с кровью»? Что там творится в Буффало, писал американский классик, и чем это похоже на то, что происходит в Москве, например?
И вообще, где современный Меньшов? Почему Москва опять не верит слезам? И вот вопрос, стал ли выдающимся бизнесменом Гога, он же Гоша?… Любил ли удачливый бизнесмен Крымов, которого сыграл
Стас Говорухин, свою Алику, или просто покупает её молодость. Есть так, то почему он читал ей Онегина?
Все эти вопросы остались в прошлом. И скорее всего никто не подхватит эстафетную палочку, вопросы умрут навсегда незаданными. Нашей литературе повезло больше. Она пережила «лихие годы» и дистанцию «тихой атомизации общества». Но, увы, на «Духе огня» литература не была представлена.
«У нас на Фестивале нет лаборатории, - пояснила корреспонденту «ЭкоГрада» «ответственный работник», - мы не рассматриваем на Фестивале потенциальные сценарии для кино, мы демонстрируем уже снятое». Надеемся, что наше…
В российском конкурсе Фестиваля было запланировано участие картины дебютантов:
- «Ниша» Антона Ермолина (необычная работа об эксрасенсе-биолокаторе);
- «Тропа» Михаила Кулунакова (драма о семье, живущей в горной долине);
- «Как звезды» Марии Лойтер (о мечте, приводящей к взрослению героев);
- «Выбор» Игоря Федорова (клаустрофобический психотриллер, разыгрываемый единственным актером);
- «Мытарства» Никиты Добрынина (документальное исследование драматической судьбы народности водь);
- «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой (фильм вошел в программу 73-го Берлинского кинофестиваля).
Программа международного конкурса вобрала «чрезвычайное разнообразие» – стилистически, тематически, географически… По словам организаторов, некоторые из поступивших на конкурс картин уже снискали успех на международной арене.
В жюри Международного конкурса дебютантов вошли режиссёр Павел Лунгин (председатель, Россия), киновед Гульбара Толомушова (Кыргызстан), продюсер Бауддхаян Мукхерджи (Индия).
Среди участников международной программы:
- «Клементина», режиссеры Констанса Фельдман, Агустин Мендилахарсу (Аргентина);
- «Нездешние глаза», режиссер Ван Чунь-Хун, Тайвань (Китай);
- «Как актриса», режиссер Себастьен Байи (Франция);
- «По обе стороны пруда», режиссер Парт Саурабх (Индия);
- «Параллакс», режиссер Шахрам Эбрахими (Иран);
- «Торао», режиссер Кадзуя Мураяма (Япония);
- «Узлы», режиссер Олег Хамоков (Россия).
Нет никто не сравнивает «Дух огня» с повседневной работой «Кинопоиска», например. Тем более, что победителям конкурса обещаны и компенсация части затрат на производство кино, и иные «коврижки». Но если кто-то спросит меня, наше ли это кино? - Я вряд ли найду что ответить.
В роли русских Канн Ханты-Мансийск выглядит заманчиво. Мне повезло побывать в этом городе. Нет ни на кинофестивале. По другому поводу. Приятный сибирский городок поражает своим дружелюбием и громадьём планов. Здесь сходятся две великие сибирские реки Иртыш и Обь (наверное, потому и «Дух огня»). Высокий храм на холме, ошеломительный мост «Красный дракон», яркий окрас крыш и залитые светом ночные проспекты. В Ханты-Мансийске хорошая медицина. В городе при губернаторе Комаровой подумывали даже о развитии «медицинского туризма». Конечно, многотысячная аудитория для кинофестиваля в Ханты-Мансийске – это пока не достижимая планка. Но ведь время идёт. Еще какие-нибудь полвека и - столица мирового кино.
Кропотливый много-десятилетний труд Лины Богатырь и Льва Давыдовича Рузина из Евразийской академии телевидения и радио лишний раз доказывает, что «терпение и труд» всё перетрут. Академия, несмотря на хроническое отсутствие регулярного государственного финансирования «живёт и дышит», оказывает влияние на российское кино, на жизнь общества. Конечно, кинофестиваль «Победили вместе», проводившийся в Крыму не стал основной причиной присоединения Крыма к России, но, как знать, лично я думаю, сыграл не малую роль.
На площадке в ТАСС губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Руслан Кухарук мучительно пытался сказать что-то важное. Жаль, что не получилось. В итоге отложилось лишь то, что «Дух огня» стал брендом, но в каком смысле брендом также осталось не ясным. Возможно, речь шла о продаже самого Фестиваля, а может быть речь шла о продаже этикеток с логотипом Фестиваля, с целью повышения ритейловской привлекательности розничных товаров. Остаётся только гадать.
Эмир Муратович Кустурица на конференции в ТАССе говорил про бессмысленность затеи снимать фильм о нравственных переживаниях проститутки. На вопрос Главного редактора «ЭкоГрада» Игоря Панарина о том, собирается ли он, Кустурица, снимать кино про Москву, да-да, про ту, которая не верит слезам, или про ту, которую посетил Воланд, дабы взглянуть на москвичей, и которого кинули, показав, вместо москвичей «Варьете». Пусть бы Кустурица снял Воланда в образе солнечной женщины, например, Бранки Катич.
Сам вопрос Панарина прозвучал невпопад. Ведущая напряглась, и ощетинилась ежовыми иголками. Она сама минуту назад задавала Кустурице вопрос про его книгу, с заходом: «не могу не спросить»…
Ход конференции, посвященной, по сути, созданию площадки для чиновников поговорить о важности современного кино для современного общества был трагически сломан.
Какое такое творчество?
- Не для того мы тут собрались...
- У нас тут серьезный разговор, про будущее…
Под словом будущее подразумевались, конечно же, деньги. Оно понятно, есть деньги – есть будущее, нет денег – и будущего тоже нет. При чем тут кино, конечно, не очень понятно. Но может быть и не важно. Не в кино ведь дело.
На вопрос про кино о Москве Кустурица не ответил. А вот про Бранку Катич сказал говорил долго. Глаза мэтра при этом светились. Он говорил, что она вечно молодая, талантливая, и что кино с нею он больше снимать не намерен. Критики пока не выложили в открытый доступ трактат о влиянии современного кино на современное общество. Фестиваль в Ханты-Мансийске без всякого сомнения поднял эти важные вопросы, но припрятал в бескрайних просторах вечной мерзлоты, до поры до времени.
Отрывок фильма "Черная кошка белый кот" с участием Бранки Катич
На торжественной церемонии закрытия были объявлены победители.
Приз «Золотая тайга» получил режиссер Сяосюань Цзян за дебютный фильм «Убить монгольскую лошадь»
Режиссер Себастьян Парра из Колумбии стал обладателем награды «Серебряная тайга» за фильм «Семя пустыни»
«Бронзовая тайга» отдана режиссеру Али Бехраду за фильм «Тегеран, каким вы его еще не видели».
Специальные номинации за лучший отечественный дебютный фильм (за лучшую режиссуру) получил режиссер Сергей Члиянц за картину «Ветер»,
Приз президента «Духа огня» Эмира Кустурицы достался режиссеру Кириллу Султанову за фильм «Наступит лето».
Спецприз «За сохранение культурных традиций» от генерального партнера компании «Газпром нефть» получил режиссер Анджей Петрас за картину «Огниво против волшебной скважины»,
Напомним, на участие в «Духе огня» были поданы 563 заявки из 45 стран.
Владимир Хлудов, Игорь Солонцов