
Он был сыном Бориса Карловича Подниекса, - актер и диктор, который по уровню идеологического влияния на аудиторию Латвии соответствующего периода, по мнению ряда источников, сравнивался со значимостью Ю. Б. Левитана в масштабах СССР.
В 1975 году его сын Юрис Подниекс, родившийся 5 декабря 1950 года, закончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская О. Родионова). С 1967 года работал на Рижской киностудии ассистентом оператора, оператором, а с 1977 года — режиссёром. Одна из первых работ Юриса Подниекса «Колыбель» (lv), вышедшая в 1977 году отдельным сюжетом в 3-м номере киножурнала «Советская Латвия» (lv), получила премию на Лейпцигском фестивале документального кино.
Долгое время сотрудничал как ассистент и оператор с классиком рижской школы документального кино Герцем Франком. Заметный фильм этого времени — «Старше на 10 минут» (lv) (1978). В 1981 году картина Юриса Подниекса «Братья Кокарс» (lv) об известных дирижёрах народных хоров получила первый приз на Киевском МКФ «Молодость».
В 1982 году вышел фильм «Созвездие стрелков» (lv), который рассказывал о Латышских стрелках. Фильм стал документальным фильмом года на латвийском кинофестивале «Большой Кристап», также Юрис получил Премию Ленинского комсомола Латвийской ССР. В самой Латвии фильм вызвал настоящее потрясение. О нём много писали, на него ходили трудовыми коллективами, обсуждали на собраниях. В остальном Союзе фильм вышел небольшим количеством копий и остался практически не замеченным массовым зрителем.
С 1983 по 1986 годы вместе с Артемием Троицким и Янисом Шипкевицем вёл на латвийском телевидении программу «Видеоритмы» (lv). Это была молодёжная программа, которая шла в ночное время и в которой можно было увидеть западные видеоклипы. По заказу ресторана Cabourgh снимал клипы с Валерием Леонтьевым и Аллой Пугачёвой.
Всесоюзную и международную известность Юрис Подниекс получил в 1987 году благодаря фильму «Легко ли быть молодым?» (lv). Фильм в начале социально-политических изменений середины 1980-х годов становится первым документальным событием одного из новых жанров: «проблемного» фильма о молодёжи. Фильм получает множество отечественных и зарубежных призов, включая Государственную премию СССР. Картину закупают телекомпании десятков стран мира.
Позже к Юрису обратился английский продюсер Ричард Кризи с Central TV и предложил снять фильм о российской молодёжи для британского телевидения. Англичане не ставили никаких специальных условий и Юрис мог снимать то, что сам считал нужным. Но в это время начали происходить процессы, предшествующие распаду СССР, и несколько лет Подниекс ездил из одного конца Союза в другой, снимая все эти события. В 1989 году из всего этого материала был смонтирован 5-серийный фильм «Мы». В Англии фильм шёл под названием «Hello, Do You Hear Us?», в США как «Soviets».
Вернувшись в Латвию на заработанные деньги Юрис основал свою студию. После его смерти студия будет называться его именем — «Студия Юриса Подниекса» (lv).
В 1990 году Подниекс закончил фильм «Крестный путь» (lv) о Празднике песни и движении латвийского народа к независимости. В январе 1991 года съёмочная группа Подниекса снимала столкновения в Вильнюсе и Риге. Во время событий в Риге были убиты операторы группы Юриса Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне. Позже эти съёмки войдут в фильм-послесловие к фильму «Крестный путь».
В 1991 году вышел в свет фильм «Конец Империи».
А теперь о самой трагичной странице этой истории. 23 июня 1992 года Юрис вместе с сыном отправились на одной из озер, расположенных на Балтийском взморье. Компания была подобрана из друзей, а потому перед погружением в воду мужики, естественно, накатили по маленькой. Не думаю, что Юрис выпил больше других, ведь пили-то только для «сугреву». Он нырнул, а спустя некоторое время его увидел сын. Почему-то на Юрисе уже не было маски, он что-то крикнул, а потом снова ушел под воду. Больше никто его не видел. Примечательно, но даже когда стало ясно, что с Юрисом что-то случилось (он на берегу так и не появился), первые два дня не предпринималось никаких профессиональных поисков тела. И только на четвертый день, когда «поставили на уши» аквалангистов и бойцов из спецназа, за поиски взялись серьезно. Но даже при этом поиски долго не приводили к результату. Я отчетливо помню, как в те же дни было великое брожение среди всех рижских ясновидящих и экстрасенсов. Все они давали часто противоречивые прогнозы, но большинство сходилось во мнении, что Юриса уже нет в живых. Так оно и оказалось. А вот вскрытие тела вызвало неоднозначную реакцию. Доподлинно точно было установлено, что механическая асфиксия наступила на глубине 8 метров. Но как Подниекс мог там оказаться, если вдруг начал ощущать, что с аквалангом что-то не в порядке. Как показал эксперимент, акваланг оказался неисправным, клапан пропускал воду. А потом следствие обнаружило еще много «несуразностей». Почему тело было найдено только на восьмой день, если это относительно небольшое озеро аквалангисты прочесали вдоль и поперек? И тело нашли не они, а курсант, только что вошедший в воду. Почему был без маски? Сам снял или ему помогли ее снять? Есть ли связь между несчастным случаем на глубине и гибелью за шесть месяцев до этого в январе 1992 года сразу двух операторов из команды Подниекса? Причем, их убили профессиональные снайперы. А перед тем, в Вильнюсе сломали ключицу еще одному оператору, который снимал события у телецентра. Может, Юриса «вели» какие-то спецназовцы, перед которыми поставили задачу уничтожить режиссера? Эту тему активно обсуждали практически все средства массовой информации, особенно титульной нации. Им очень хотелось сделать из Юриса героя, но и дразнить могучих гусей из КГБ тоже не хотелось, положение в Латвии тогда было взрывоопасное, достаточно было одной искры... Но как бы там ни было, а автор фильма ушел из жизни тоже молодым. Что такое 41 год для цветущего мужчины? А мне кажется, что к его судьбе очень подходят слова из песни Макаревича о том, что костер можно сжечь и слишком быстро. «Но в этот час стало всем теплей...»
Геннадий Орешкин