
..Как-то на молодого оперного певца Харьковского театра обратил внимание сам Луначарский.. Он сказал, что тому нужно в Москву. И певец неоднократно бывал - на гастролях, на концертах, в том числе кремлевских! Но жить и работать предпочел на родной для себя Украине
Советский певец Иван Сергеевич Паторжинский родился в семье рабочего-наборщика, в Екатеринославе 3 марта 1896 года . Замечательный голос Ивана обратил на себя внимание окружающих еще тогда, когда мальчик пел в церковном хоре. Увлекаясь театром, молодой Паторжинский бегал на спектакли приезжих гастролеров и тайком (а то досталось бы от начальства семинарии, где он учился) выступал в любительских спектаклях и концертах. Вот тут-то и приметила талантливого юношу профессор пения З. Н. Малютина и стала давать ему бесплатно уроки пения. Ученик делал большие успехи.
После революции Паторжинский стал студентом консерватории.
В годы гражданской войны Паторжинский был артистом прифронтовой концертной группы Екатеринославского Совета, руководил хором при рабочем клубе, учительствовал в Донбассе, опять возвращался к занятиям в консерватории. И вот он в Харькове, где в октябре 1925 года открылся Государственный оперный театр, в котором, впервые за всю историю украинской оперы, оперные спектакли шли на родном языке.
В опере классика украинской музыки Н. В. Лысенко «Тарас Бульба», впервые поставленной на сцене, партию Тараса поручили Паторжинскому.
Могучий бас, коренастая, кряжистая фигура — все подходило для этой роли.
Артист работал над образом Тараса упорно.
Еще и еще перечитывал Гоголя в поисках красок, которыми надо обрисовать героя-патриота. Дух Тараса жил и в старинных украинских исторических песнях, не раз слышанных в детстве от бродячих певцов-бандуристов, и в родных сказаниях-думах...
«Когда я впервые увидел картину Репина «Запорожцы», — вспоминал Паторжинский, — портрет казака в белой папахе поразил меня. — Вот он, Тарас Бульба! — сказал я себе».
Артист сразу завоевывает симпатии слушателей красивым голосом и талантливой игрой. Но он продолжает учиться у старших товарищей, у актеров крупнейших драматических театров, изучать русскую оперную классику. Паторжинский был превосходным Иваном Сусаниным в опере Глинки, Мельником в «Русалке» Даргомыжского, Кочубеем в опере Чайковского «Мазепа». Своеобразно исполнял он роль Кончака в «Князе Игоре» Бородина, Чуба в опере «Ночь перед рождеством» Римского- Корсакова. Выступая в Харьковском, Киевском и других оперных театрах, Паторжинский спел более пятидесяти оперных партий.
К особым его достижениям относится партия Карася в опере С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».
Ивану Сергеевичу удалось раскрыть многие грани своеобразного характера Карася. С первого взгляда казалось, что перед нами обычный комический персонаж: загулял, подвыпил и боится сердитой супруги, но постепенно у зрителей возникало чувство уважения к немолодому вояке, сохранившему вдали от родины ценнейшие
качества своей натуры — смелость и ум, честь и собственное достоинство.
В 1944 году И. С. Паторжинский был удостоен звания народного артиста СССР. Через два года он становится профессором Киевской консерватории, воспитывает молодое пополнение оперного театра.
Помня дни своей молодости, Паторжинский всегда находил время, чтобы помочь самодеятельному искусству, поддержать самородные таланты, укрепить стремление молодежи к искусству.
В самом деле, как приятно было рабочим Донбасса участвовать в спектакле, когда вместе с ними выступали на сцене народные артисты СССР М. И. Литвиненко-Волыемут и И. С. Паторжинский, исполнявшие роли Одарки и Карася в опере «Запорожец за Дунаем»!
Паторжинский пел не только в опере; великолепно исполнял он народные песни, особенно юмористические: «Про козу незарізаную», «Куди ідеш, Явтуше» или «Ой, кум до куми залицявся».
Замечательного украинского певца знали и за пределами нашей родины. Он давал концерты в Финляндии и Польше, Югославии, Канаде, США.
Умер Иван Сергеевич 22 февраля 1960 года шестидесяти четырех лет в расцвете творческих сил, а его искусство сохранилось для нас в записях —
прекрасный голос певца подлинно народного, умевшего передать грусть и веселье, юмор и героику, широту характера и ласковую задушевность.
Геннадий Орешкин