
Существует красивая легенда. А возможно, такой случай произошёл в действительности.
В 1955 году Жерар Филип посетил Москву. Когда он любовался Красной площадью, к нему по8дошёл мальчик, извинился и робко спросил: «Вы Жерар Филип?» «Нет!» — шутя ответил Филип. «Простите. Конечно, я ошибся, — растерянно сказал мальчик, отходя, а потом повернулся и, улыбаясь, добавил: — Вы не Жерар Филип... Вы Фанфан-Тюльпан...»...Эта история величайшего актера ЖЕРАРА ФИЛИПА и грандиозного фильма "Фанфан-Тюльпан".. 4 августа 1951 года оператор Кристиан Марта пометил в дневнике: "Первый съемочный день..Много неразберихи, много смеха и шуток, Филип и Юссено подшутили над Кристином-Жаком, предложив ему самому играть героиню, на Деламаре загорелся парик..Завершить по контракту нужно 30 сентября!" Так начиналась история, не создания - сюжет с головокружительными приключениями героя был сочинён изобретательным Рене Вилером в 1947 году ,использовав подлинные исторические факты и выдуманные персонажи, имя Фанфана произносят в песенке эпохи Реставрации, но навеяна она ещё более древней мелодией. Было установлено, что этот «почти» легендарный персонаж фигурирует в одном из романов Дюма,- но съемок киношедевра! Контракт с Джиной Лоллобриджидой (вынужденная мера,так как большая часть затрат по фильму продюсер Александр Мнушкин нашел в Италии) был подписан только 10 августа. Она тут же прилетела в Орли, где ее встретили Кристиан-Жак и Жерар Филип (Кристиан-Жак предложил главную роль Жерару Филипу еще при окончании съемок "Пармской обители". Актёр сразу же согласился на съёмки.
«Фанфан-Тюльпан» многим обязан Жерару Филипу. За это время Жерар стал общепризнанным любимцем зрителя — в кино и театре.
«Персонаж этот жизненный, живой, пышущий здоровьем, — говорил Жерар. — Поступками Фанфана управляет его воля: он — человек, сам творящий собственную судьбу), - и ее повезли на съемки сцены казни главного героя, а Джина не успела выучить! Жерар Филип много спорил с Кристианом-Жаком: режиссёр хотел видеть Фанфана импульсивным, пылким, немного сорвиголовой, неспособным хладнокровно продумывать свои поступки. Жерар, напротив, видел Фанфана более ответственным за собственные действия, более сознательным в своём возмущении, одним словом, человеком, наделённым высоким интеллектом.
С самого начала фильму задан насмешливый, иронический тон. Зрителю открывается стилизованная Франция XVIII века, когда, по словам историка-комментатора, «женщины были ветрены и легкомысленны, а мужчины воевали красиво», умирали, как в балете, не забывая о причёске и картинности поз.
Фанфан отправляется на войну, чтобы избежать женитьбы на Марион, которую он соблазнил. Но прежде этот удалец встречает полногрудую, черноглазую Аделину (Джина Лоллобриджида), дочь сержанта Лафраншиза.Жерар Филип отказывался от дублёров в самых опасных эпизодах, работал под дождём (очень не везло с погодой), в любых условиях. Бои с участием Жерара были по-настоящему опасными. Во время съёмок ему рассекли лоб и проткнули руку остриём сабли.
В сцене на крыше, во время которой Жерар, стоя на десятиметровой высоте, сражался с Ноэлем Роквером, Филип настолько перевоплотился в своего героя, что перестал отдавать себе отчёт в возрасте своего противника.
Роквер, задетый за живое, стал задиристым и агрессивным. Бой становился настолько натуральным, что в какой-то момент Жерар прятался за трубу уже не во исполнение указаний сценария, а по-настоящему, спасаясь от удара сабли Роквера...
Кристиан-Жак вспоминал ещё один любопытный эпизод: «В непосредственной близости от бочки с порохом разгоралось пламя пожара. На бочке сидел мальчик.
Может быть, я немного поздно подал знак... По моему сигналу Жерар бросился вперёд, едва успел схватить малыша и вынести его из огня. Он подошёл ко мне с опалёнными ресницами и волосами и сказал просто, с обычным своим полунасмешливым, полудобродушным выражением: „Мне кажется, что всё прошло очень точно!"»
Жерар был Фанфаном и в повседневной жизни. Ни один завтрак не проходил без дружеских потасовок, во время которых в ход шли картофелины, крем, да и многое другое. Безвинными жертвами становились столы и посуда. Сколько же их было перебито в такие часы, когда начиналась радостная возня!
Кристиан-Жак сделал фильм весёлым, брызжущим типично французским остроумием, каскадом шуток, иронических реплик... Для того чтобы заставить противника говорить на непонятном языке, Кристиан-Жак записывает французский текст на плёнке наоборот.Комедия «плаща и шпаги», псевдоисторическая пародия — один из классических жанров французского театра и кино. Чем запоминается «Фанфан-Тюльпан»? Лёгкостью, игривостью, чисто французской гривуазностью. Неписаный демократизм острого словца, шпаги и постели блестяще воплощён в дуэте Жерара Филипа и прелестной итальянки Джины Лоллобриджиды.Премьеры состоялись 20 марта 1952 (Париж), 9 августа 1952 (Рим)! Сборы побили рекорды на десятилетия! Стареющий Сталин посмотрел не раз картину с резюме "А вы мне товарища Довженко подсовываете!" (вождь, вероятно, не забывал о провале проекта фильма "Прощай,Америка!"), - за ним только в первый сезон свыше 30 миллионов советских людей посмотрели "Фанфан-Тюльпан"! Тех самых, которым было суждено погрузиться в неслыханную печаль, когда 26.11.1959 специальное правительственное сообщение передало невероятное - в возрасте 36 лет не стало большого друга СССР артиста Жерара Филипа..
Геннадий Орешкин