Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов

Наверное, нет в советском точно - может, и в мировом - кинематографе глыбы сризмеримой Сергею Аполлинарьевичу Герасимову!

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 1Получив мировое признание как режиссер, был великолепным актером, интересным сценаристом и драматургом, вершин мастерства С. А. Герасимов достиг и как педагог. Он был сильной и цельной личностью, искренне верил в правоту своего дела и отдавался любимой работе целиком. Ему удавалось успеть везде – Союз кинематографистов СССР, Госкино, Комитет защиты мира, Академия педагогических наук, ВГИК, журналы, членом редколлегий которых он состоял, одновременно он снимал очередной фильм или писал новый сценарий... Он был воспитан, образован, всегда выглядел элегантным, подтянутым.Член Академии АПН СССР, Народный артист СССР(1948), Лауреат Ленинской (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971), Герой Социалистического Труда(1974).На него в перестроечные времена бездари и завистники поспешили вылить столько ушатов грязи - но не пристало!, например, помню в начале 90-х все пороги обивал и дыры прошагивал в коридорах власти странный человечек , требовавший ВГИК называть именем не Герасимова, а режиссера Льва Кулешова , племянником которого, де, являлся, - дошло до абсурда, когда его сумели завести к тогдашнему руководителю Администрации Президента, а ныне вождю московских писателей Сергею Филатову: мол, вот она борьба с проклятым коммунистическим прошлым! И ведь не потрудились заглянуть в биографию Мастера, осознато тот факт, что запретов на планы хватило бы еще на две герасимовские жизни!

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 2Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 3Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 4Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 5Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 6
Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года, в селе Кундравы, ныне Чебаркульский район Челябинской области. Его отец и братья матери отбывали сроки в царской ссылке за антиправительственную деятельность. Политссыльной была и мать — Юдифь Борисовна Эстрович, — из двинской еврейской купеческой семьи, выросшая в Старобельске и принявшая ради брака православие (в замужестве — Юлия Борисовна Герасимова. Сергей был последним из пяти детей. Отца он лишился в возрасте трех лет – Аполлинарий Герасимов, будучи инженером-технологом на Миасском заводе, трагически погиб во время геологической разведки. Воспитанием мальчика занималась няня Наталья Евгеньевна, женщина образованная и одаренная, привившая ему любовь к прекрасному. В возрасте восьми лет Сергей Герасимов в Екатеринбурге попал в театр на оперу «Евгений Онегин», спектакль произвел на мальчика неизгладимое впечатление.
Смерть отца сказалась на финансовом положении семьи, и будущий режиссер совмещал учебу в реальном училище с работой на заводе. С 1920 работал на заводах Красноярска, Свердловска. В 1923 году в 17-летнем возрасте он приезжает в Петроград. Сергей неплохо рисовал и по настоянию матери и сестер поступил в художественное училище, хотя бредил театром. И вот приятель пригласил его на фабрику эксцентрического актера. Герасимов поступил в мастерскую именно в тот момент, когда она перерождалась из театральной в кинематографическую. С 1924 — актер, затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Г.М.Козинцева и Л.З.Трауберга.
В кино он впервые снялся в небольшой роли шпика в 1925 году (филм "Мишка против Юденича"), как режиссер дебютировал в фильме «22 несчастья» в 1929 году. Во всех актерских работах ощущались тонкие, ясные мотивировки поведения, социальная принадлежность, определенный психологический тип. Особенно ему удавались роли романтических злодеев.

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 7Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 8Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 9Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 10Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 11
В 1928 году он окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств. В дальнейшем, не оставляя актерской работы, он начал заниматься преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая в качестве сценариста. С 1930 был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 стал режиссером «Союздетфильма» (ныне — киностудия им. Горького).
В период с 1924-го по 1929-й годы Герасимов много снимался в кино, зрители увидели его в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон»(1929), Сергей Герасимов проявил себя как талантливый актер гротескового плана. Известный факт, что «Новый Вавилон», где Герасимовым была сыграна роль журналиста Лутро, был практически тут же запрещен советской цензурой, в архиве сохранилась записка с автографом Сталина "Зачем запрещаем?",- от режиссеров Козинцева и Трауберга отстали, но в итоге премьерный показ фильма с оригинальной фортепианной музыкой Дмитрия Шостаковича прошел в Лондоне в марте 2017 года: и вот вам отзыв из популярной The Daily Telegraph «Гений Шостаковича несомненен, ему под стать игра актеров Жеймо,Герасимова,Жакова...Они стали героями в своей стране - английской публике предстоит их открытие. Хотя Герасимов это режиссер шедевра "Тихий Дон" - самого успешного советского фильма в британском прокате»
С 1931 Сергей Аполлинарьевич (в 25 лет!) руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930, «Сердце Соломона»,1932, «Люблю ли тебя?», 1934).

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 12Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 13Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 14Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 15Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 16
Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова — непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х. В фильме снялись Тамара Макарова, впоследствии ставшей его женой, актрисой многих его фильмов и руководителем мастерской во ВГИКЕ, и талантливый ученик, ставший открытием и любимым актёром довоенного поколения, Петр Алейников (увы, Петр Мартынович влюбился в Тамару Федоровну - и то, что ему она предпочла рано лысеющего "старика" режиссера - а Макаровой было даже по официальной версии почти 30! В фильме Герасимова Макарова впервые появилась в 1934 году. Это была картина «Люблю ли тебя?», к сожалению не сохранившаяся. К тому времени Макарова уже успела поработать с такими режиссёрами как В. И. Пудовкин и И. А. Пырьев, нередко снималась с мужем.И указывался тогда 1902 год рождения - а не ныне официальный 1907!,- но тогда влюбленный Алейников был так потрясен, что попытался тяжелым табуретом приложится к лысой режиссерской голове: к счастью, реакция Герасимова не подвела - и Петр Мартынович сбежал и с поле боя и на время со съемок). Но и без него там был просто букет любимейших актеров, в том числе и Леонид Утесов.
В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории.«Комсомольск» был омрачен омерзительной историей с начинавшим свой кинематографический путь Георгием Степановичем Жженовым - и Герасимов долго боролся за артиста, пока тот отбывал свою лагерную Голгофу. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. С этой ленты в творчестве Герасимова начинается этап так называемой «авторской режиссуры». Отныне сценарии всех фильмов, даже экранизаций, он будет писать сам. Сергей Аполлинариевич считал, что 80 процентов успеха или неуспеха фильма зависит от сценария.

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 17Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 18Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 19Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 20Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 21
Перед самой войной Сергей Герасимов экранизировал «Маскарад» по одноименной драме М.Ю.Лермонтова (1941). В главной женской роли, роли Нины, Герасимов удачно снял Тамару Федоровну Макарову. А роль Неизвестного блистательно сыграл сам Сергей Аполлинариевич. История с вальсом Хачатуряна известна всем и каждому: куда меньше известно, что в сентябре 1941 года самого Герасимова вместе с еще несколькими ленинградскими деятелями культуры вызвали в местное НКВД: на него , Евгения Шварца, Тамару Габбе, Татьяну Глебову,Николая Заболоцкого, - короче, всех, кто общался с арестованным неделю назад Даниилом Ивановичем Хармсом, было заготовлено постановление об аресте. У Тамары Григорьевны Габбе был опыт ареста в 1937 году - как и тогда, ее родные сумели достучаться до ответственного в большевистском руководстве за идеологию Щербакова, - и задержанных отпустили. Супруги оставались в городе до 1943 года. Макарова участвовала в организации обороны Ленинграда, работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой. Их совместной работой в этот период стал фильм «Непобедимые» о героической борьбе советского народа. Фильм был поставлен Герасимовым совместно с Михаилом Калатозовым, и Макарова сыграла в нём одну из главных ролей. Всего на киностудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 1942 годы).
Затем чета отправилась в глубокий тыл, в Ташкент. Там у них появился приёмный ребёнок — сын Артур, ставший впоследствии известным писателем и кинодраматургом. Военной тематике, тылу посвящена следующая работа супругов — лента «Большая земля».
С 1944 Герасимов - чета из эвакуации перебралась в Москву - руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману А. А. Фадеева, Сталинская премия , 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков, комсомольцев Краснодона. «Молодая гвардия» стала значительным явлением в советском кино.Хотя изначально будущих лауреатов премии своего имени Иосиф Сталин вызвал на разговор: первая редакция ему не понравилась категорически! Фадеев от испуга впал в деперессивное состояние, когда на приеме у вождя появились Герасимов с киноначальством, тот поставил диагноз :"А товарищ Фадеев запил?" - после он уже обращался с начальниками, критикуя за то, что в фильме мало отражена руководящая роль партии; потом неожиданно взял Герасимова за руку , предложив "пойдемте от них, ведь вы уже все поняли? через две недели я хочу посмотреть вашу хорошую картину, какие там молодые актеры!" - как ухитрился Герасимов уложиться с поправками в две недели?! Ведь и так фильм задержался на полтора года из-за параллельной бесконечной доработки романа, да еще на первом совещании доклад Фадеева не понравился Сталину - было от чего запить! А актеры - Герасимова и Макаровой ученики и впрямь изумительные: главные роли в этом фильме сыграли Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Владимир Иванов.
Пришлось Сергею Аполлинарьевичу выполнить и прямое поручение Сталина - с киноработниками КНР создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году по сценарию С. Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 — фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 22Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 23Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 24Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 25Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 26
«Освобождённый Китай» был условием для постановки «Тихого Дона»: ни к одной постановке Герасимов не готовился так долго и с таким трепетом. У вождя и лучшего друга кинематографистов было и пожелание по исполнительнице главной роли - неподражаемая Нато Вачнадзе, но авиакатострофа оборвала ее жизнь в один год со Сталиным, якобы из Москвы она возвращалась после встречи с Сергеем Герасимовым.
Еще одним довольно неожиданным препятствием для экранизации был..писатель Шолохов! Он был вполне удовлетворен постановкой 1930 года с Абрикосовым (вообще считал его лучшим артистом) и Цесарской. После первой встречи с Герасимовым на своей московской квартире, едва гость вышел за порог, Михаил Александрович отправился тогда зампреду Совмина Клименту Ворошилову, - дело быстро дошло до Сталина, который позвонил "красному маршалу" со словами, что тот недостаточно умен, чтобы выносить свое мнение, а коли писатель Шолохов против режиссера Герасимова - то пусть посмотрит "Учителя" и "Маскарад"!
Пока Михаил Александрович вынужденно в нарочно организованных показах в кинотеатре у Никитских ворот вместе с провинившимся Ворошиловым исполнял указание хозяина Кремля , Генрих Бардухмиосович Оганесян - второй режиссер будущей постановки - привез им набросок сценарной композиции от Герасимова, который занят был на съемках. Оганесян - будущий постановщик "Три+два", отец замечательного сценариста Ганны Оганесян-Слуцки, видевший фронт, - честно признавался, что так страшно не было никогда, что он вообще ожидал , что его посадят в "воронок", особенно когда услыхал :«Черте что, зачем ты,Миша, меня втянул!?» - от красного как рак Ворошилова, позвавшего Оганесяна к себе домой на Грановского , где накормил-напоил чересчур, вручил для Герасимова шашку и бутылку с заветом, чтоб всем говорил : «Сталин прав!»
Трехсерийная эпопея "Тихий Дон" окончательно была завершена в 1958 году - и это один из самых великих фильмов мирового кинематографа.Михаил Александрович Шолохов в Карловых Варах, где третьей серии фильма присудили "Хрустальный глобус", прилюдно поклонился Макаровой и Герасимову.
В течение последующего десятилетия (1962-1972) Герасимов создает четыре оригинальных кинематографических романа, четыре больших двухсерийных фильма о современности. В 1962 году он поставил картину «Люди и звери». Это произведение о моральных последствиях войны. Фильм рассказывает о сложном пути бывшего советского офицера, побывавшего в фашистском плену и возвратившегося на родину после многих лет жизни за границей. Главные роли в фильме исполнили Николай Еременко ст., Тамара Макарова, Жанна Болотова. Сам Герасимов блестяще сыграл эмигранта князя Львова-Щербацкого.
В 1960-е годы Герасимов перешел к съемкам фильмов на современную тему, вводя в сюжеты своих картин социально-публицистические интонации. В это время по его сценариям им были сняты фильмы «Журналист», «У озера» и «Любить человека». Герасимов старался выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень, не забывая, впрочем, и о душевных переживаниях героев, очень чётко показанных в любой из его картин.
Действие второго киноромана «Журналист» (1967) происходит на Западе и в уральском городе (съемки шли в Миассе, на озерах Тургояк, Чебаркуль). По словам Герасимова, это «история молодого журналиста, который, проходя свои жизненные университеты, из скороспелого всезнайки становится человеком своего времени, своего общества, своей идеи». Прекрасная игра актеров Юрия Васильева и Галины Польских, очень тонко подмеченные персонажи. В фильме С. Герасимова мы видим и звезд мирового масштаба. Маленькую очаровательную прелестную француженку Мирей Матье можно увидеть на репетиции песни, а актрису Анни Жирардо за круглым столом в кафе в окружении самого мэтра Герасимова и Тамары Макаровой. В зарубежных эпизодах фильма появлялись итальянские режиссеры Витторио Де Сика, Росселлини.

Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 27Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 28Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 29Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 30Аристократ советского кино Сергей Аполлинарьевич Герасимов - фото 31
Замысел фильма «У озера» (1970) возник у Герасимова во время натурных съемок «Журналиста» на берегах озера Чебаркуль, где прошли годы его детства. Там с особой остротой ощутил он постоянство природы и бурную изменчивость жизни. Режиссеру удалось органически включить в картину и документальные съемки Сибири, и поэму Блока «Скифы». Для Наталии Белохвостиковой роль библиотекаря Лены Барминой стала первой серьёзной работой в кино. Студентке ВГИКа довелось стать партнёршей Василия Шукшина и других именитых актёров. За эту роль вместе с рядом других участников съёмочной группы 19-летняя Н. Белохвостикова получила Государственную премию СССР.Герасимов сумел стать для своих учеников не просто педагогом и преподавателем. У него были с учениками отеческие, тёплые и искренние отношения. Никита Михалков вспоминал: «Основой воспитания Сергея Аполлинариевича было воспитание личности. Думаю, ему и самому было интересно работать с теми студентами, в которых чувствовалась будущая личность. Среднеарифметические красавцы и красавицы его интересовали мало».«Сергей Аполлинариевич вместе с Тамарой Фёдоровной задавали очень высокую планку своим ученикам и приобщали их к ценностям мировой культуры. Герасимов приучал их жить не только здесь и сейчас, он приобщал их к мировой культуре...», - рассказывал о Герасимове ректор ВГИКа Александр Новиков. - Он мог заплакать, когда студент показывал что-то пронзительное. Может, и не вполне профессиональное, но что-то такое, трогающее душу». Но преподавателем Герасимов был строгим и мог вспылить, если его не понимали. Однажды, когда студент Николай Рыбников сказал Герасимову, что ничего не понимает из того, что тот говорит. Сергей Аполлинариевич страшно вспылил тогда, ушёл в деканат, сказав, что отказывается работать с этими студентами. По воспоминаниям очевидцев, в итоге вся аудитория ползала перед ним чуть ли не на коленях, умоляя простить и вернуться и проклиная несдержанного простодушного Рыбникова. Герасимов же разбирался и в любовном треугольнике Ларионва-Рыбников-Захарченко, он же не только не дал отправить туда, где Макар телят не пас, обитателей одной комнаты в общежитии Захарченко и Рыбникова за розыгрыш со снижением цен,но и не дал их отчислить из ВГИКа (хотя в "Какая чудная игра" Тодоровского все обернулось куда трагичнее - и реалистичней для тех времен!)
О способности режиссёра, если нужно, идти наперекор приказам «верхов», говорил ещё один эпизод из жизни Герасимова. Знаменитый фильм Александра Аскольдова «Комиссар» буквально обязан Сергею Аполлинариевичу своим существованием. Как оказалось, Герасимов полностью проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ об уничтожении всех негативов «антисоветского» фильма. Лишь после смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар», хранившийся долгие годы.
В 1980 году Герасимов снял два фильма по роману Алексея Толстого - «В начале славных дел» и «Юность Петра». Оба фильма получили специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики» на ВКФ в 1981 году. Герасимов, снимая эти фильмы, намеренно погружался в историческую тематику, обращался к историческому материалу. Ему всегда была интересна мировая культура и история. Классика манила режиссёра ничуть не меньше, чем проза современной жизни.
Особая страница в биографии Герасимова - родная уральская земля, которую он любил и на которую все время возвращался. «К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня - образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и талантом своих земляков», - сказал он однажды на выступлении перед челябинцами.Несмотря на множество регалий, премий и славу, Герасимов продолжал снимать в своих фильмах студентов и малоизвестных актёров. Для многих из них съёмки в его фильмах становились «путёвкой» в мир большого кино, так Герасимов открыл немало талантов. И все, кто с ним работал, кто у него учился, потом всеми силами старались оправдать то доверие, что оказал им Герасимов, работая со своими учениками в полную силу.
В сентябре 1910 года в Ясной Поляне была снята прогулка Льва Николаевича Толстого и его супруги Софьи Андреевны. Ровно 73 года спустя, 6 сентября 1983 года Герасимов начал съёмки фильма «Лев Толстой». Роль писателя в нем сыграл сам Герасимов, роль жены Толстого досталась верной спутнице режиссёра Тамаре Макаровой. Фильм «Лев Толстой» рассказывал о последних годах жизни великого русского писателя, о подведении жизненных итогов, Толстой в нем много рассуждал о смысле жизни, об искусстве и о детях. Профессор ВГИКа Наталья Фокина-Кулиджанова вспоминала, что кризис, который пережил Толстой в конце жизни, был Герасимову интересен и в чём-то даже созвучен. Изучал ли свою генеалогию Сергей Аполлинарьевич, но представитель старинного дворянского рода по отцу, впитавшему социал-демократические идеи, - сам режиссер предпочитал об этом не упоминать,- он находился в дальней родне с разветвленным родом Толстых.
Актёрская профессия всегда полна традиций и суеверий, и одна из примет – актёру, даже играя смерть, нельзя ложиться в гроб. Считается, что тем самым человек призывает свою смерть. Обычно актёры, если по сценарию требуется лечь в гроб, используют вместо себя двойника, что и было предложено Герасимову. Но режиссёр вложил в свой фильм душу, и считал, что нечестно по отношению к зрителям обманывать их, подсовывая «пустышку». Верил ли он в эту примету или нет – никто не знает точно, но преступить через неё режиссёр смог. Позже актриса Инна Макарова рассказывала: «Мы ехали в машине с Сергеем Аполлинариевичем и Тамарой Фёдоровной из Союза кинематографистов, и я рассказывала о том, как только что вернулась с кинофестиваля в Болгарии. И между делом говорю, что нельзя играть смерть, нельзя умирать на сцене и в кино. И повисает тишина в машине – Сергей Аполлинариевич только что гениально сыграл смерть Толстого!»
Герасимов не зря своей последней работой выбрал именно финальные дни жизни Толстого, во многом их жизненные пути совпадали - и долгая, полная трудов и плодотворной работы жизнь, и педагогическая деятельность обоих, и даже то, что оба они прошли свой жизненный путь рука об руку с верной спутницей. Софья Андреевна Толстая была для великого писателя и музой, и верной женой, и секретарём, и опорой в трудные времена. Так же, как Тамара Фёдоровна Макарова была для Герасимова любимой женой, любимой актрисой и постоянной поддержкой в жизни.

Выйдя на экран, фильм получил заслуженное признание зрителей. В ноябре 1985 года Герасимов внезапно чувствовал себя плохо, после чего врачи предложили ему лечь в больницу из-за аритмии и проблем с сердцем. В больнице Герасимов вскоре попал в реанимацию, и ему была проведена операция на сердце. Помощь врачей не помогла, и 26 ноября 1985 года Сергей Герасимов скончался.
Тамара Макарова тяжело перенесла смерть мужа. Она даже не присутствовала на похоронах, сказав, что один раз уже проводила его в последний путь, имея в виду эпизод похорон в фильме «Лев Толстой». Второй раз выдержать подобное актриса уже не могла.
Фильм «Лев Толстой» получил множество премий и наград, в том числе и после смерти своего создателя. В 1986 году ВГИК был переименован в честь Сергея Герасимова, так много сделавшего для этого института, вырастившего в его стенах плеяду гениальных актёров и режиссёров.
Дюжина лет была прожита после мужа Тамарой Федоровной Макаровой. Может, меня поправят, но не могу больше вспомнить пары, где оба супруга были бы Героями Социалистического Труда (и оба имели дворянские корни!) Великая актриса, педагог, Женщина она продолжала трудится, в меру сил и как бы за себя и за него. 19 января 1997 года Тамары Федоровны не стало. Рядом их могилы на Новодевичьем кладбище, рядом и мемориальные доски у подъезда высотки гостиницы "Украина", - они вместе и они живы, пока помним!

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить