Защитников Плишкинского леса, где и по сей день растут сосны, возраст которых доходит до 600 лет, с его уникальными родниками, во вторник поведут в суд
Экологи Иркутской области пытаются спасти Плишкинский лес в Иркутском районе от застройки, предупреждают, что вырубка лесов вокруг Иркутска чревата экологической катастрофой, но сотрудники полиции считают иначе, и наводят порядок на вверенной территории.
Рассказывает Любовь Аликина, корреспондент «ЭкоГрада», директор Иркутского бюро «ЭкоГрада».
Городские леса – это проблема не только Иркутска. Мы много раз видели и слышали обращение жителей Свердловской области и города Екатеринбурга в защиту «Березовой рощи», много раз и искренне поддерживали горькие замечания от Асхата Каюмова об отношении властей к парку Швейцария в Нижнем Новгороде. Пришла беда и к нам. Собственно, давно пришла и не собирается уходить.
Речь идет о Плишкинском лесе. Ранее сообщалось о том, что не понятно по какой причине и кто стал инициатором, город Иркутск «уменьшился» сократив свои границы за счет того, что городские леса в количестве 807 га, включая Плишкинский лес и лес Академгородка (рукотворный, в 60-х годах посаженный учеными) «ушли» В Иркутский район: Хомутовского и Марковского МО и т.д.. Администрации муниципалитетов и Иркутского района, города Иркутска под прикрытием «мутных» «Схем территориального планирования» якобы для социальных объектов именно на территориях, покрытых лесом, городских лесов, запланировала масштабную вырубку леса в пади Топка и у посёлка Плишкино. 28 апреля 2017 года в Бубновке пыл пожар, практически сгорел весь населенный пункт, но вместо того, чтобы защищать лес его решили вырубать, вокруг населенных пунктов, так как появилось, от пожарного надзора, предписание, о создании противопожарных разрывов шириной 30 метров. Несмотря на многолетнее сопротивление жителей в Плишкино, лес был вырублен. Вырубается он и сейчас, 24 часа в сутки шикарный, реликтовый лес вырубается и вывозится лесовозами, на законных основаниях. По ГОсАкту от 1992 года, Росреестр в 2008 году эти леса отдал в частные руки, и тысячи га леса, доставшиеся им бесплатно, сегодня вырубаются и никто не может остановить эту вырубку. Вот такие «серые схемы» по узаконению полученного не законным путем лесного массива позволяют стать частниками земель сельскохозяйственного назначения и уже никто не разбирается как городской лес, лес, растущий на бывших когда-то здесь территориях совхозов и колхозов, стал растительностью и никому не нужным, за него даже рубль не берут и не восстанавливают.
Тема вырубки леса, по предписанию пожарников, создание противопожарного разрыва, на склоне горы Плишкинского леса была освещена ИА «ИрСити» 11 июня со ссылкой на пресс-службу городской администрации.
Вырубку предписывалось провести до конца 2020 года. Мэрия пыталась оспорить предписание пожарного надзора в суде, чтобы минимизировать объём вырубки, но в удовлетворении иска было отказано. По словам заведующего сектором городских лесов мэрии Игоря Гаврилова, противопожарные разрывы должны быть сделаны на территориях садоводств вдоль Маратовского кладбища, посёлка Искра, микрорайона Лесной и других.
«В связи с масштабностью запланированных работ предполагается поэтапное выполнение работ. Сейчас проводятся геодезические работы. Следующий этап — подеревная съёмка для определения точного объёма древесины для вырубки в границах противопожарных разрывов. Третий этап – проведение лесосечных работ, учёт и вывоз древесины для дальнейшей реализации, выкорчёвка пней, устранение порубочных остатков, обустройство противопожарных минерализованных полос», – приводятся в сообщении его слова.
Гаврилов отметил, что местные жители выступают против проведения работ. Уже собрано около тысячи подписей против вырубки. Жители предложили провести экологическую экспертизу, создать добровольные пожарные дружины, установить гидранты и найти оптимальную ширину вырубку – не 30, а 5-10 метров.
Власти пообещали найти оптимальный вариант решения вопроса. Не нашли, без конкурса, на договорной основе ГУФСИН вырубил лес.
Сейчас по сообщениям очевидцев, Плишкинский лес переполнен лесозаготовительной и строительной техникой. По мнению всё тех же очевидцев, ни о какой защите от пожаров речь не идет. Просто расчищаются территории для строительства новых коттеджей. В Плишкинский лес зашли частные интересы под прикрытием инвестпроектов. Места свежих вырубок засыпаны свежими завалами строительного и иного мусора. Приводим один из примеров вывода городского леса. Так фирма ООО «Мега-девелопмент» где три учредителя, среди которых С. Маяренков, казалось бы человек ратующий за сохранения облика Иркутска (проект 130 кварталов) и якобы защищающий природу Байкала (Байкальск, ВЭБ.РФ), с сотоварищами, по договору аренды от 20.02.2012 года № 65 (изначально договор аренды был заключен с иным арендатором, а фирма Маяренкова зашла в 2020 г.) под малоэтажное строительство, и обо всем об этом мы узнаем из ответа министерства имущественных отношений Иркутской области от 18.12.2020 г. № 03-51-13223/20, в тот период, когда уже создавался ЛЗП города Иркутска и эти леса обязаны были включить в зеленый пояс, но не включили? См. ответ министра Быргазовой М.А.
Пригород Иркутска застраивается. Уникальный лес, легкие города, гибнет. Экологи отмечают, что часть городских лесов вдоль Плишкинского тракта уже застроена, их язвительно называют Новоплишкино.
Еще совсем недавно, рассказали активисты «ЭкоГраду», здесь были девственные леса, с большим количеством родников, которые питают три реки: Ушаковку, Солянку и Злычастиху. Лес ограничен болотами. Есть труднодоступные места, состоящие из ценных пород деревьев – сосны, лиственницы, есть березы, осины, черемухи, рябины. В лесу находится ореол обитания редких, краснокнижных растений. В лесу живут несколько видов змей, а именно щитомордник, полоз, гадюка, уж. Есть даже летучие мыши. Лес является домом для птиц – филина, дятла, кукушки, глухаря, коршуна и других. Заходят сюда при миграциях косули, изюбры. Согласно последним работам по лесоустройству – от 1985–1986 года – лес относился к городским лесам первой категории защиты. В 2018 году со стороны Пивоварихи через Ушаковку построили хороший мост – как будто бы в никуда. Но, даже совам понятно, что это для новых садоводств и коттеджных поселков! Заезжать можно будет со стороны Плишкино и Пивоварихи. В схеме территориального планирования все идет под застройку.
С каждым годом предприимчивые люди захватывают новые территории, деревья спиливаются, и строятся новые дома. Теперь вот противопожарные рубки, лицемерные и циничные. И роль суда в этой истории совсем не красивая, но, главное, никто не думает о последствиях. Пару лет назад горели из-за засухи торфяники по Плишкинскому и Голоустненскому трактам. Тогда Иркутск был окутан дымом не хуже, чем сейчас, во время северных пожаров. Люди в жару спали с закрытыми окнами, чтобы не надышаться дымом. Вырубят леса в том районе – пересохнут родники и ручьи, которые питают реки и болота. Какие сценарии в этих местах развернутся уже в ближайшем ждет будущем, наверное, без дальнейших объяснений понятно. Так зачем вырубать леса? - такой вопрос задают защитники леса.
На все свои вопросы активисты получают лишь отписки из надзорных органов, мол, все совершается законно. Нарушений не нашел и мэр Иркутского района Леонид Фролов – от него был получен примерно такой же ответ.
Но все же кто ответит гражданам на вопрос, что это за леса, какова их ценность, относятся ли они к «зеленому поясу», и если да, то почему их вырубают?
Местные жители уже обратились в прокуратуру за помощью. Они готовы отстаивать лес до конца. А пока выходят на пикеты, пытаются остановить строительную технику. Пытаются приостановить действия такого порядка, синоним которому беспорядок и экологическая катастрофа.
На одном из таких стихийных мероприятий по защите Плишкинского леса, 25 сентября 2021 года побывала съемочная группа «ЭкоГрада».
Граждане вышли на защиту своего леса, а сотрудники полиции стали наводить порядок. Им, полицейским было все понятно, стыдно, но они выполняли приказ, судебное решение, и все, что стало законом вопреки законам природы.
Любовь Аликина