Надо полагать, что судьба ВСМ Москва-Казань решается прямо в эти часы. Уважаемые СМИ публикуют информацию которую пресс-секретарь самого Президента опровергает. Можно только догадываться о том, какие силы вовлечены в полемику, и каким будет окончательный вердикт верховного арбитра
Пока речь идет о крупнейшем инвестиционном проекте. есть мнение, что для весьма уважаемых людей, это не просто дело чести, но вопрос о солидных доходах и, как результат, о достойном пенсионном обеспечении в будущем. Не на пенсионный же фонд надеяться, в конце концов.
Изначально, когда у экономики страны были еще тучные дни, против проекта особенно никто не возражал, ну кроме экологов. Они, то есть мы, старались известить мир о том, что экологическая экспертиза проекта ВСМ Москва-Казань, сказать мягче, не вполне соответствует действительности. Как показало решение по "Заводу коммерческой добычи воды из Байкала в Култуке", такое с экологическими экспертизами иногда случается. Открыли бумагу, а там все на месте и печати, и штампы, и подписи, но вот сама по себе экспертиза фальшивая. Сомнения экологов подтвердили и экономист Леонид Кудрин и коммунист Валерий Рашкин. Что говорится и справа, и слева.
Потом про экологов, понятным делом забыли. Игра пошла по крупному.
Несмотря на поддержку проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Нижний Новгород со стороны премьера Дмитрия Медведева, Владимир Путин, по информации “Ъ”, его не одобрил. Президент склоняется к позиции первого вице-премьера Антона Силуанова о нецелесообразности строительства ВСМ и желательности, напротив, строительства платной автодороги на Казань. Формальное решение еще не принято, оно ожидается в первой декаде апреля.
Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность проекта строительства ВСМ Железнодорожный—Гороховец, которая должна была стать первым участком ВСМ Москва—Казань и более масштабной ВСМ «Евразия» от Берлина до Пекина. Такая позиция была высказана на состоявшейся на этой неделе встрече президента с профильным вице-премьером Максимом Акимовым, рассказали “Ъ” три источника, отдельно подчеркнувшие, что формального решения пока нет.
По данным “Ъ”, совещание по ВСМ с участием президента, глав причастных ведомств и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова назначено на 11 апреля. Там, рассказали “Ъ” два источника, ожидается формальное решение.
В аппарате господина Акимова, Минфине, Минтрансе, ОАО РЖД комментариев не дали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не был доступен для комментариев.
МОСКВА, 29 мар - РИА Новости. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг сообщение, что Владимир Путин отверг строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань, окончательных решений пока не принято.
Ранее издание РБК сообщило, что проект строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань не смог заручиться одобрением Путина.
"Та информация, которая появилась, не совсем соответствует действительности, точнее не соответствует. Дело в том, что пока разные варианты находятся на стадии проработки, каких-либо окончательных решений не принималось, поэтому говорить, что тот или иной вариант полностью отвергнут в пользу иного, не верно, работа продолжается", - сказал Песков журналистам.
Он отметил, что строительство магистрали - это сложный процесс, многогранный, связанный с экономической целесообразностью, с кумулятивным эффектом для экономики регионов.
Примечательно, что полемика вокруг ВСМ разворачивается на фоне отчетов о задержании и аресте Михаила Абызова в СМИ и сети.
NT: В Москве ФСБ задержала бывшего министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова. Он обвиняется в организации преступного сообщества, ответственного за хищения 4 млрд рублей в период с 2011 по 2014 годы. С 2012 по 2018 год Михаил Абызов курировал вопросы, связанные с работой «Открытого правительства», ответственного за «продвижения идеалов открытости государства и подотчётности чиновников рядовым гражданам». Михаил Абызов считается человеком, близким к премьер-министру Дмитрию Медведеву. И, хотя сам Абызов уже в отставке, эксперты расценивают факт его задержания как очередной удар силовиков по близким к власти системным либералам и экономическому блоку правительства.
Пока мы имеем реакцию пресс-секретаря Медведева, заявившего, что Дмитрий Анатольевич в курсе, но арест не имеет отношения к работе Абызова в правительстве и связан с его чисто коммерческими делами. То есть премьер устами своего пресс-секретаря демонстративно отстранился от этой истории.
Я вообще не сторонник ни термина «системные либералы», ни самого понятия, которое за ним стоит. Потому что человек в душе может быть кем угодно: либералом, консерватором, радикалом и так далее. Вопрос в том, какая по факту проводится политика. И та социально-экономическая политика, которая проводится у нас, от либеральной очень далека. А какие взгляды у себя на кухне исповедует тот или иной чиновник, включая руководителей экономического блока, важно для него и для его семьи. Но мировой опыт говорит, что в кризисные времена либералов обычно призывают на помощь, а у нас сегодня государство явно переживает кризис.
К самой дороге ВСМ у экспертов много вопросов. Заявленная скорость 136-240 км/в час на фоне соседних стран не выглядит убедительной. Скорее это экспорт вполне себе устаревших технологий. Особо крупных объемов в трафике между Казанью и Москвой тоже не наблюдается. Впрочем, это вопросы к техническим экспертам. Ну а мы еще раз вспомним про выхухоль. Удивительный зверек, для которого строительство ВСМ означает вымирание.
< ВСМ Москва-Казань. Экспертиза проекта завершена, экологов к экспертизе не привлекли
История строительства ВСМ Москва-Казань пополнилась новым экологическим скандалом. Напомним, в конце апреля 2018 было сообщено о завершении государственной экспертизы первого участка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - от станции Железнодорожная до аэропорта Нижнего Новгорода. Об этом рассказал первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин на круглом столе «Высокоскоростные железные дороги как драйвер социально-экономического развития регионов РФ».
Теперь, как ожидается, правительство должно принять решение о выделении средств. Протяженность магистрали 390 км, стоимость - 359 миллиардов рублей. Перед открытием всей линии на одном из отрезков этого участка протяженностью 70 км будет отрабатываться технология движения поездов. Технологический срок строительства ВСМ до Казани - 4,5 года. Проект участка от Москвы до Железнодорожной передан в Главэкспертизу, как и участка от нижегородского аэропорта Стригино до самого города. Завершается подготовка проектной документации и идет планировка территории по участку от Нижнего Новгорода до Казани. По словам Мишарина, по всем участкам уже зарезервированы земли регионами, и сейчас можно приступать к процедуре их изъятия федеральными властями (Росжелдором) и региональными властями. Стройка начнется в первую очередь там, где будет быстрее выделена земля, полушутя отметил Мишарин.
Как уже сообщал «ЭкоГрад», ВСМ на этапе проектирования столкнулась с рядом экологических скандалов. Один был связан с краснокнижным зверьком, выхухолью, еще один с озерами и с особо охраняемой территорией вблизи Казани, и «Памятником природы регионального значения Смирновские дачи» в Нижнем Новгороде.
Информация еще об одном скандале – угрозе уникальному руслу реки Васса был озвучен в ходе заседания в ОП РФ. На видео ОНФ выступление Сухова Григория Федоровича с докладом о ситуации в Ногинском районе с природным парком долины реки Вассы на расширенном заседании Региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Московской области 27 апреля 2018 г.
ВСМ Москва-Казань. Экспертиза проекта завершена, экологов к экспертизе не привлекли
Проект ВСМ претендует на звание «экологического» . В частности проект предусматривает возведение лягушкопроводов, специальных зон, в которых лягушки смогут передвигаться в период сезонных миграций, между водоемами на участках строительства ВСМ. Между тем, большая часть потенциальных экологических проблем, как сообщал Главный редактор «ЭкоГрада» Игорь Панарин, не учтены. Журнал «ЭкоГрад» выступал с инициативой о проведении широкого общественного обсуждения экологических аспектов проектирования и строительства ВСМ, однако, предложение осталось без внимания. И, как показало время, многие потенциальные экологические опасности учтены не были
Евгений Панарин
Досье:
Мишарин: «Лягушкопроводы это не смешно — это реально»
Первый вице-президент РЖД, гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин сообщил на круглом столе «ВСМ Москва – Казань: проект гармоничного развития. Технологии. Экология. Общество» в ИД «Гудок», что первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ), строительство которой планируется начать в следующем году, будет создаваться на принципах дружественности естественной среде, а шум от нее будет на порядок ниже, чем от автомобиля или обычного поезда.
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких дорог. Пилотный проект по строительству ВСМ стоимостью более 1,2 триллиона рублей планируется реализовать на участке Москва-Казань. Шум от ВСМ обещается на порядок ниже, чем от автомобиля или поезда, перевозящего руду и уголь. На ВСМ не будет привычного стука колес. Поезд пойдет по бесстыковому пути, на современной тележке, похожей на те.что используются на скоростных поездах «Ласточки» на Московском центральном кольце (МЦК). Предполагается использовать малые локальные экраны на крыше поезда, закрытые межвагонное и подвагонное пространства, шумозащитное исполнение вспомогательного оборудования.
Обещано, что на трассе будущей ВСМ Москва-Казань предусмотрен весь комплекс природоохранных мероприятий, и по особо чувствительным территориям с большим населением она проходит на эстакадах. Гарантируется, что требования по землеотводу под инфраструктуру ВСМ с той же пропускной способностью в 2-3 раза ниже, чем под автомагистрали, безопасность на два порядка выше, гарантированная скорость превышает скорость автомобиля в четыре и более раза. При этом объемы выбросов диоксида углерода ВСМ в четыре с лишним раза меньше воздушного транспорта и в 3,5 раза меньше автомобильного. Расчетные затраты энергии на одного пассажира ВСМ на одно и то же расстояние в четыре раза меньше, чем автомобильным транспортом и в восемь раз меньше, чем в авиации.
Трасса ВСМ Москва-Казань, как предполагается, пройдет по территории семи субъектов РФ. Двадцать процентов трассы идет на эстакаде. Всего в местах миграции животных планируется на трассе 89 зверопроходов. Для защиты восстановления почв проектной документацией предусматриваются мероприятия по рекультивации, включая посев луговых трав и даже садовых деревьев. Заложены максимально эффективные схемы водоотведения, транспортировки и утилизации бытовых отходов, 97 локально-очистных сооружений. Из-за строительства ВСМ Москва — Казань из поймы реки Клязьмы во Владимирской области придется переселить 20 выхухолей, занесенных в Красную книгу. Напомним, в начале сентября сообщалось, что проектирование ВСМ Москва — Казань завершено. Ожидается, что строительство начнется в 2018 году. Предполагается, что скоростная магистраль протяженностью 770 км обойдется в сумму около 1,28 трлн рублей.
ВСМ может стать частью проекта «Евразия», который свяжет Берлин и китайский Урумчи.
В тот же день "Интерфакс" сообщил, что АО "Скоростные магистрали" ("дочка" ОАО "РЖД") объявило открытый конкурс на право заключения договора оказания услуг по разработке бизнес-плана и паспорта проекта организации скоростного железнодорожного сообщения Екатеринбург-Челябинск, говорится на сайте госзакупок.
Разработчика планируется определить 30 октября, он должен будет выполнить работы до 1 декабря 2017 года. Стоимость услуг оценена в 5,9 млн рублей (с НДС).
Победителю конкурса предстоит провести анализ макроэкономического окружения и экономико-географической характеристики района тяготения и на основе этого исследования составить маркетинговый план. Кроме того, необходимо сделать прогноз доходной базы проекта, определить возможный уровень пассажиропотока, уровень тарифа, ценовую стратегию проекта, а также осуществить расчеты поступлений от сбора платы за проезд в целом и в разрезе отдельных участков скоростной магистрали.
Уточняется, что разработка бизнес-плана и паспорта проекта необходима для "определения оптимального сценария реализации проекта и участия РЖД в создании скоростного железнодорожного сообщения Екатеринбург-Челябинск".
Как сообщалось, проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург-Челябинск включен в первый этап (до 2020 года) программы скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ, разработанной РЖД. Он интегрируется с магистральной ВСМ Москва-Пекин.
Предполагается строительство новой двухпутной линии между Челябинском и Екатеринбургом протяжностью около 238 км. Движение предполагается осуществлять как скоростными, так и ускоренными региональными поездами. Время в пути скоростного поезда составит 1 час 10 минут, ускоренного регионального поезда — 2 часа 15 минут. По предварительной оценке РЖД, стоимость проекта составляет порядка 165 млрд рублей. Предполагалось, что движение по новой магистрали может начаться в 2023 году.
ЦИТАТА ДНЯ
Александр МИШАРИН:
«Кстати, лягушкопроводы — это не смешно, это реально. Это сегодня очень важно и заложено в проект».
В работе круглого стола «ВСМ Москва – Казань: проект гармоничного развития. Технологии. Экология. Общество» в ИД «Гудок» принял участие главный редактор журнала "ЭкоГрад" Игорь ПАНАРИН, напомнивший, что линия ВСМ задевает среду обитания русских выхухолей, численность которых измеряется несколькими сотнями. Животное занесено в Красную книгу.
Ответ Игорю Панарину озвучила главный инженер проекта по экологии «Мосгипротранса» Ольга Васюкова:
«Местообитание выхухоли — пойма реки Клязьмы. Это уникальное место, где всего 20 особей выхухоли. В полосу отвода места обитания не попадают. Но в связи с воздействием, возникающим при производстве строительных работ, мы вынуждены предусматривать мероприятия по ее отселению. Сейчас как раз ведется процедура согласования с уполномоченными органами Владимирской области и рассматривается возможность переселения ее в менее затронутый ареал».
«Программа реновации добралась уже до выхухоли тоже. Будем надеяться, им будет хорошо на новом месте», — прокомментировал ее слова главный редактор газеты «Гудок» Алексей Харнас.
По словам госпожи Васюковой, кроме русской выхухоли в зоне прохождения ВСМ выявлены и другие краснокнижные животные — в основном птицы, такие как серый журавль, серая цапля, кулик-сорока. «Само занятие угодий незначительно, при соблюдении мероприятий, в частности ограничения времени производства работ в гнездовой период, воздействие будет минимизировано», — пояснила главный инженер проекта по экологии.
Владимир ХЛУДОВ.
Экологические решения, представленные экспертами «Мосгипротранса» при проектировании ВСМ «Москва –– Казань», вызывают массу вопросов. Некоторые из них, например, об ареале обитания выхухолей, который будет затронут при строительстве ВСМ, я как главный редактор журнала «ЭкоГрад» пытался поднять в ходе круглого стола в ИД «Гудок», где первый вице-президент РЖД, гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин говорил об экологических инновациях при проектировании. Эксперты «ЭкоГрада» отмечают определенный диссонанс между топ-менеджментом проекта, где есть понимание сути и механизмов экологической консервации, и исполнителями отдельных узлов проектирования. Так, Александр Мишарин отметил, что «лягушкопроводы» (искусственные коридоры для миграции животных) –– это совсем не смешно, но серьезно, и в такой же тональности обсуждались изменения в проекте в связи с сигналом казанских экологов об опасностях для лесопарка «Лебяжье». В последнем случае для спасения лесопарка была запланировано строительство на охранных территориях эстакады, минимизирующей ущерб для природы. А во Владимирской области, судя по представленным докладам, экологическая активность проектировщиков свелась к организации сети зверопроходов в лесных массивах, в том числе в лесничестве вблизи Коврова, и переселению 20 особей выхухоли. Однако странная ситуация сложилась по Нижегородской области –– здесь обозначилась подозрительная тишина, хотя в этом регионе ВСМ проходит вблизи множества региональных ООПТ (в некоторых, кстати, также водится выхухоль), таких как Красная Горка, Желнино––Пушкино––Сейма, пойма Клязьмы в Ильинском лесничестве, Лысковский район, где расположены знаменитые водно-болотные угодья международного значения. Возможно, в Нижегородской области проектировщики отыскали сговорчивых специалистов, которые стали существенным резервом для экономии средств при проектировании. Но при экологическом анализе шила в мешке не утаишь.
Ещё один тревожный момент –– отсутствие экологических компетенций для понимания многих вопросов. Так, отвечая на вопрос о выхухолях, главный инженер проекта по экологии «Мосгипротранса» Ольга Васюкова отметила, что предстоит переселить «всего лишь» 20 особей выхухоли. Для справки: русская выхухоль –– неуклонно сокращающийся в численности редкий реликтовый вид фауны России, например, популяция выхухолей в Володарском районе Нижегородской области, как и по районам Владимирской области (если не учитывать численность Сельцовского специализированного выхухолевого охотхозяйства), составляет всего по 200-250 особей, т.е. даже по скупым оценкам требуется переселить около 10% выхухолей района. И самое неприятное, что проектанты слабо представляют себе всю сложность переселения выхухолей, для организации нового места проживания которых требуется система тоннелей и нор, в несколько раз длиннее, чем вся магистраль ВСМ. А ведь местный ареал включает еще массу краснокнижных эндемиков, например, журавлей, о которых на этом круглом столе было упомянуто вскользь, а на иных подобных заседаниях речь и вовсе даже не заходила.
В качестве неутешительного резюме можно констатировать, что, хотя топ-менеджмент ВСМ искренне заявляет о необходимости учета экологического фактора, исполнительный кластер пытается отработать по старинке, формализуя этот самый экологический фактор до абсурда. 37 проведённых обсуждений проекта, фактически с выступлением перед случайно собранными людьми, –– это профанация деятельности. Проблемы, требующие учета экологического фактора, должны решаться на уровне профессионального разговора, а не кабинетной инспекции по предоставленным справкам. Поскольку, увы, цена некоторым таким справкам нам хорошо известна. Сам статус работы с «экологическим фактором» требует формирования особой культуры делегирования решений на основе открытых экспертных обсуждений. И это принесёт ощутимую пользу –– ведь учет экологического фактора не удорожает проект, но поможет избежать строительству ВСМ смертельного для имиджа и перспектив «варварского» ярлыка.
Игорь ПАНАРИН.