Часто фотоловушки и камеры запечатлевают как бы обычное природное явление на морском побережье: посреди тишины или фонового шума природы вдруг резко отрывается от массива и падает в воду скала или огромный кусок льда, обращая в панику всё живое в округе, да и вовсе лишая жизни множество существ. Почему так происходит, есть множество гипотез и даже определённых ответов на твёрдой естественнонаучной платформе, но важно другое — жизнь титана предполагает такую же титаническую смерть, волны от которой будут расходиться ещё долго и будоражить всё живое в большом радиусе от эпицентра. Покинувший этот мир вчера вечером Владимир Филиппович Базарный, знаменитый врач и педагог, работавший с "ЭкоГрадом" и предшествующими ему проектами бессчётное число лет, был из тех, на ком держался некий важный жизненный сегмент, и даже после недавнего инсульта у 79-летнего мэтра его ученики и последователи никак не могли смириться с грядущей трагедией, ещё вчера днём заявляя о шансах на восстановление и собирая донаты. Но скала отрывается и падает мгновенно и намертво. Это закон жизни титанов, на которых держится Земля.
Знаменитый популяризатор экологической педагогики не дожил совсем немного до своего 80-летнего юбилея, но оставленное им наследие переживёт века. Пока оно ещё только собирается и будет издаваться параллельно осмыслению и анализу ещё много лет, но его своеобычность (даже в опубликованной части айсберга) имеет глубокие генерационные корни. "Система Базарного", включающая "здоровьесберегающую/здоровьеразвивающую педагогику", всегда выбивалась из тренда "гуманной/гуманизирующейся педагогики", который подняло на щит гремевшее в 1980-х сообщество педагогов-новаторов. Они походили к реформе сферы с позиций психологии, что было тоже очень ценно в период затяжного кризиса советских канонов обучения, но по факту выводило педагогику из экологического контекста, разрывало её естественные связи с природным процессами. Владимир Базарный, прежде всего врач с методологией естествоиспытателя, спас положение, представив основу педагогики будущего, и эта основа была экологической. Поэтому кризис современной российской школы, который мэтр часто живописал "ЭкоГраду" в сергиево-посадских бдениях, мог быть преодолён на твёрдом фундаменте, и шаги к этому быи вполне конкретными с точки зрения науки и методологии. Сложно сказать, насколько это было воспринято власть предержащими, не слишком баловавшими педагога титулами и наградами, но истина в конце концов берёт своё. Пусть даже через сто веков, как пел великий русский бард.
Редакция "ЭкоГрада" выражает глубокие соболезновения родным, близким, ученикам и последователям Владимира Филипповича.
***
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Владимир Филиппович Базарный родился 4 мая 1942 в селе Юрковцы Талалаевского района Сумской области УССР. Российский учёный, врач, педагог, доктор медицинских наук; почётный работник общего образования Российской Федерации.
В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.
С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (Сергиев Посад). Научный руководитель программ Российского Союза за здоровое развитие детей.
Более 30 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования. Разработчик направления в науке и практике, позиционируемого автором как «здоровьеразвивающая педагогика».
Автор собственной педагогической системы — т. н. системы Базарного, использующейся в двух регионах России& — в Республике Коми и в Ставропольском крае. Программа утверждена министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году как «массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно—познавательной деятельности в детских садах и школах».
«Человек года» по версии «Учительской газеты» (2000), академик Российской академии творческой педагогики, почётный профессор и член Международной академии общественных наук, член Высшего Координационного Совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», член Центрального совета Общероссийского движения «Образование — для всех».
Автор многочисленных методик, 100 научных статей и книг, среди которых: "Школьный стресс и демографическая катастрофа России" (М., 2004), "Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома" (М., 2005), "Дитя человеческое: Психифизиология развития и регресса" (М., 2009), "Школа возрождения или школа вырождения" (М., 2012).
***
ЧЕЛОВЕК, ИЗМЕНИВШИЙ ШКОЛУ
Владимир Филиппович БАЗАРНЫЙ – учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Академии творческой педагогики, почётный профессор и член Международной академии общественных наук, Почётный работник общего образования РФ, советник министра образования Азербайджана, член Высшего координационного совета «Российского Союза за здоровое развитие детей». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики.
В 80-х годах разработки Базарного были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году он награжден золотой медалью ВВЦ за внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательные учреждения России.
Эксперты «Учительской газеты» в 2000 году назвали Базарного «Человеком года» в образовании. Ученый награждён Почётной грамотой Совета Федерации (2007), Почётной грамотой Госдумы (2012), другими государственными и общественными наградами. По системе Базарного работают тысячи школ в России и за рубежом.
Система Базарного – перевод образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу, обеспечивающую раскрытие потенциалов ребёнка, формирование здоровой творчески развитой личности в ходе образовательного процесса.
Это:
- целостная научно обоснованная система популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих педагогических технологий, органически встроенных внутрь методики проведения учебного процесса, и управленческих действий по их внедрению в образовательные учреждения;
- системный подход к здоровому развитию ребёнка на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа;
- блоки: научный, эргономический, дидактический, гендерный (поло-личностный), функционально-развивающий, организационно-управленческий.
…Неподалеку от границы с Россией есть украинское село Юрковцы – в Талалаевском районе Черниговской области. Здесь, в семье крестьянки Анастасии Ивановны и сельского учителя Филиппа Максимовича Базарного, 4 мая 1942 года родился сын, которого назвали Владимиром. Юрковцы были в оккупации. Отец воевал на фронте. Страшное время!.. Вскоре после освобождения Украины от немцев Филипп Максимович, израненный под Сталинградом, вернулся домой. Прожил он недолго. Анастасия Ивановна осталась одна с двумя сыновьями.
Летом 1953 Базарные уехали в Сибирь – звали родственники. Таежный город Тайшет был местом воинской службы брата Анастасии Ивановны. К моменту окончания тайшетской школы № 2 в жизни Владимира появился отчим. Мать советовалась с сыновьями, даже всплакнула, ожидая от них ответа. К Михаилу Трофимовичу Груколенко, работавшему бухгалтером и оказавшемуся добродушным, задумчивым дядькой, и Володя, и Анатолий привыкли быстро. А последний лед в отношениях растаял, когда Михаил Трофимович, видя стремление Владимира к музыке, купил ему аккордеон.
Подросток «заболел» аккордеоном. Подбирал мелодии на слух, поступил во Всесоюзный заочный университет народного творчества имени Крупской в Москве.
После окончания школы Владимир поступил в Иркутское военно-техническое училище авиации. Но тут подоспело знаменитое «хрущевское» сокращение Вооруженных Сил. С мечтой о карьере военного пришлось расстаться.
К тому времени семья перебралась в Красноярск. После некоторого раздумья Базарный поступает в медицинский институт – его всегда больше интересовал человек, чем техника. Спасибо отцам-командирам – в училище он это лучше понял. Параллельно, по-настоящему освоив игру на аккордеоне, Базарный начал заниматься в музыкальном ансамбле. Его имя замелькало на афишах.
Однажды в Красноярск на гастроли прибыл оркестр Дмитрия Покрасса. Ведущий аккордеонист прославленного коллектива Александр Иткис услышал игру Владимира и предложил работу в оркестре. Владимир учился на втором курсе мединститута. А тут – лестное предложение! Базарный уехал в Москву, оставил институт. Но после двух месяцев столичной жизни он вернулся в Красноярск. Решил, что музыка без него ничего не потеряет, а значит, не стоит на нее и тратить жизнь.
Разрыв с карьерой профессионального музыканта стал переломным поступком, приближавшим его к главной цели жизни. Со временем он станет «композитором» в науке, а его главная работа – это «симфония», посвященная созданию здоровьеразвивающей педагогики.
Владимир успешно учится в институте, оканчивает спецординатуру под руководством профессора Михаила Дмитриева. Четыре года работал в коллективе под руководством профессора Павла Макарова. Профессор проводил крупное исследование о состоянии зрения и заболеваемости населения Красноярского края. Именно в совместной работе с Макаровым у Базарного стал формироваться целостный взгляд на проблемы здоровья.
Но хирургия не давала покоя, сердце горело желанием помогать людям «здесь и сейчас». В Красноярске Базарного пригласили на должность заведующего отделением детской офтальмологической больницы, в то время единственной в стране. С 1972 по 1978 год Владимир Филиппович провел несколько тысяч операций. Исправление близорукости, косоглазия, дистрофий сетчатки… Операционный конвейер – по три-четыре операции в день. Иногда – и семь-восемь.
Работая практикующим хирургом, Владимир Филиппович анализировал общее состояние здоровья своих пациентов и все более понимал, что дефекты зрения влияют на развитие всего организма. В Красноярске создается НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. Владимир Базарный подал документы, прошел по конкурсу и возглавил отделение по изучению проблем зрительного анализатора. Этой работе он отдал 13 лет! За это время было выявлено, что одним из главных источников нарушения телесного и психического развития детей, является укоренившаяся в школе методика обучения. Это революционное открытие со временем позволило внести существенные коррективы в режимы и технологии обучения.
Открытий было много. Например, установлено: на первом месте в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний оказалось положение головы, сдавливание глаза мышечной системой и общая закрепощенность. Итог: распространенные мышечные спазмы! Вот почему, если мы не развиваем у ребенка ритмов мышечных усилий, не тренируем его организм, растут мышечные зажимы и напряжения. При таком режиме сердце не в состоянии полноценно прокачать кровь по ста тысячам километров капилляров. Ему необходима помощь. Потому следить за осанкой ребенка надо с раннего детства, и обязательно снижать напряжение на глаза, являющимися сканирующим инструментом и нуждающимся в отдыхе.
Наука изменила его жизнь. Доктор Владимир Базарный встал на трудную и неблагодарную стезю преобразователя системы обучения, перевода ее на здоровьеразвивающую основу.
В 1989 году Минздравом СССР после семилетней апробации научных разработок Базарного, были приняты методические рекомендации. Это была настоящая революция в школьном деле! Называлась они так: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Разработку дополнила программа: «Здоровое, гармонично раскрепощенное развитие детей в учебно-познавательном процессе». Она учитывала все этапы жизни ребенка: от женской консультации до школы.
Система Базарного начала своё движение в жизнь. В городе Фрунзе (ныне Бишкек) идеи ученого поддерживал Чингиз Айтматов; в Звездном городке – космонавт Георгий Береговой; в Сибири – корреспондент «Правды» Владимир Прокушев и журналист «Советской культуры» Михаил Бриман. А вот тогдашнего главного офтальмолога Белоруссии Владислава Бирана чиновники довели до сердечных приступов – бюрократия, как известно, это страшная сила.
Идеями здоровьеразвивающей педагогики заинтересовались в Московской области. Владимиру Филипповичу предложили возглавить Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем. Он согласился. В 1991 году «сибиряк» Владимир Базарный переехал в подмосковный Сергиев Посад. Отсюда, из мест, связанных с именем Сергия Радонежского, началось победное шествие системы Базарного по миру – впереди было и представление системы в Совете Европы, и сотрудничество с Азербайджаном, и внедренные идей Базарного (прежде всего, конторки) во множестве крупнейших корпораций США.
Но всё это – позже. А пока совместно с сотрудниками лаборатории Владимир Базарный завершает создание теории «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на основе которой была разработана и широко апробирована стройная система передовых педагогических разработок. Их суть – школа на основе свободы тела, души и духа. Школа, в которой есть движение, активность, живая жизнь. Эти технологии отмечены не только отмечены 45 патентами РФ, но и доказали свою эффективность. «Дети Базарного», т.е. воспитанные по его системе – прежде всего, здоровы. Умственно, физически и психически. У них развито волевое начало, прекрасное воображение и быстрая реакция. Они – успешны в жизни и счастливы в семье…
Не все гладко складывалось в научной карьере Базарного. После трагических событий в Москве в октябре 1993 года ему с трудом удалось отстоять лабораторию – победившей «демократии» было не до детского здоровья. Прошли годы тяжелейшей борьбы «за выживание» - и лаборатории, и всей России, прежде чем начали приниматься национальные проекты, в том числе и по исправлению демографической ситуации.
Наконец-то спохватились!
К этому времени об открытиях Базарного заговорили в мировой науке. На конференции в Канаде, ученый получил лестное предложение – преподавать в университете, лекция – две тысячи долларов. Отказался! В самолете к Базарному подсел руководитель делегации, академик Владимир Петрович Казначеев, достал коньяк и выпил с «отказником». Дружеский жест уважаемого академика утвердил в правильности принятого решения.
В 2006 году России поручили сделать международный доклад на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Документ «Образование в целях гармоничного развития учащихся» произвел фурор среди депутатов Европарламента. Доклад представлял член Совета Федерации и ПАСЕ Анатолий Коробейников, в 1987-1989 гг. – он был первым заместителем Министра просвещения СССР. Основные идеи в документе – из системы Базарного. Владимир Филиппович выступил на международном симпозиуме «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Он был, поистине, «героем дня», сорвал бурю аплодисментов… Увы, Европа нашей школьной бюрократии – не указ. «Система Базарного» широко доступна элитариям, энтузиастам и иностранцам. Нет пророка в своём Отечестве?!
Базарный всё время в пути – Украина, Белоруссия, Ростов-на-Дону, Баку, Новосибирск, Калуга, Липецк… Он – востребован. За ним – будущее. Везде он рассказывает, объясняет, убеждает в своем видении проблемы.
А что же осталось для души? С аккордеоном, конечно, покончено?
– Ни в коем случае! – говорит Владимир Филиппович. – Играю каждый день, за исключением, конечно, командировок. У меня профессиональный, концертный инструмент итальянского производства: легкий, я бы сказал – отзывчивый, он сам просится в руки. А подарил его мне выдающийся виртуоз, аккордеонист Юрий Дранга.
Владимир Базарный всегда стремителен, бодр и оптимистичен. Он очень спешит – время не ждёт, а сколько еще нужно сделать!.. Пожелаем ему удачи, и долгих-долгих лет жизни. Потому что его жизнь соединена незримой связью с миллионами «маленьких человечков», которые каждый день входят в школьный класс.
http://www.iarex.ru/articles/53928.html;
https://ekogradmoscow.ru/novosti/yubilejnyj-vecher-znamenitogo-pedagoga-vladimira-bazarnogo-v-podmoskovnoj-balashikhe-anons;