История с дорогой на Хужир в Иркутской области получила новое звучание в июне 2017 года, во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным. Речь идет о жалобе жителя Ольхона (Иркутская область) Виктора, который во время прямой линии с президентом России 15 июня заявил, что от парома до поселка Хужир практически нет дороги. По словам жителя, нормальную дорогу там нельзя построить из-за ужесточения природоохранного и водоохранного законодательства
На следующий день глава администрации Хужира Вера Маланова сообщила «РИА Новости», что обращение к Владимиру Путину стало последней надеждой на перемены. Для решения проблем, на которые жаловались жители Ольхона, в Госдуме создали рабочую группу. По словам главы профильного думского комитета Николая Николаева, рабочая группа займется решением обозначенных проблем и заработает в конце июня на выездном заседании в Иркутске.
Вообще история строительства дороги на Хужир, это, кстати, заповедный остров Ольхон, имеет почти вековую предысторию. Напомним, в 2017 году президент Владимир Путин поручил достроить дорогу на острове Ольхон, по результатам прямой линии с главой государства. Кстати, соответствующее поручение он дал на совещании по экологическому развитию байкальской природной территории в ответ на высказывания губернатора Иркутской области Сергея Левченко о сложностях при строительстве дорог в природоохранной зоне, передает ТАСС. В частности, президент задал вполне конкретный вопрос чиновникам: «Когда?». Добавив, что иначе все уйдут на пенсию, а дороги так и не появится.
По словам Путина, «дорога должна быть сделана», и это «вопрос только цены». «Или мы заплатим эту цену за счет Байкала и вы тут дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета просто немножко больше денег, и завезете туда больше гравия, вот и всё. Посчитайте, сколько это стоит», — отметил президент.
Он напомнил, что прямая линия была в июне, а за июль и август можно было бы «уже подсчитать» (эту цену. — РБК).
Незадолго до этого Левченко пожаловался Путину на сложности при строительстве дороги на острове. Он сообщил, что недалеко от Ольхона выкопали карьер по добыче щебня, который не должен там находиться по закону об экологических территориях от 1996 года. Завоз щебня с других территорий увеличит стоимость строительства, подчеркнул Левченко. Он предложил президенту разрешить разработку карьера.
Путин заявил в ответ иркутскому губернатору, что тот не назвал нужный объем щебня и количество средств на его разработку. После этого Левченко пообещал сделать необходимые расчеты и предоставить их главе государства к 6 августа.
Кроме того, на совещании российский лидер поручил Генпрокуратуре проверить ситуацию с озером Байкал на предмет незаконной и наносящей ущерб его экологии деятельности. По словам президента, деятельность бизнеса в регионе должна быть поставлена под строгий экологический контроль.
Примечательно, что сыгравший в этой истории роль «первого встречного» «местный житель Виктор заявлял во время прямой линии с президентом России 15 июня, что от парома до поселка Хужир практически нет дороги: «Нормальную дорогу там нельзя построить из-за ужесточения природоохранного и водоохранного законодательства».
«По закону на острове «нельзя делать карьеры. Только на материке», - сообщил Виктор, не уточнив, правда, как связаны между собой карьеры и дороги. С тех пор много воды, как говорится, утекло. Кстати, не все «досидели до пенсии». Дороги нет. Про рабочую группу депутата Госдумы Николая Николаева предпочитают не вспоминать.
В Иркутской области новый губернатор Игорь Кобзев, про него доподлинно известно, что в октябре 2023 года он принял участие в научно-практической конференции «Актуальные вопросы изменения федерального закона «Об охране озера Байкал» и устойчивое развитие Байкальской природной территории». Мероприятие было организовано Общественной палатой РФ под руководством председателя Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ Елены Шаройкиной.
Участие в заседании приняли председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов, депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен, представители науки и общественности. Для полной ясности уточним, обсуждался «закон о сплошных рубках». Учёные и общественники ругали закон. Эколог, представитель «ЭкоГрада» Любовь Аликина вообще сказала, что по авторам «закона о сплошных рубках» уголовный кодекс навзрыд плачет.
А вот чиновники и депутаты «вполне себе бессовестно «топили за продавливание закона». Так региона Игорь Кобзев, сообщает официальный орган Иркутской области, подчеркнул на совещании, что Слюдянский район является зоной риска схода селевых потоков. Для защиты населения Слюдянки, Байкальска, а также других населенных пунктов, туристических баз, БЦБК, Восточно-Сибирской железной дороги, федеральной автодороги и линии электропередач необходимо строить селезащитные сооружения.
Правительство Иркутской области заключило контракты, в рамках которых разработана проектная документация на реконструкцию девяти селезащитных сооружений протяженностью около 22 км на территории трех муниципальных образований Слюдянского района: г. Байкальск (р. Большая Осиновка, р. Малая Осиновка, р. Солзан, р. Харлахта, Солзанский полигон отходов ОАО «БЦБК»); г. Слюдянка (р. Слюдянка, р. Похабиха); пос. Утулик, (р. Безымянная).
«При проектировании выявлено, что для реконструкции селезащитных сооружений потребуются рубки на землях лесного фонда на 9,84 гектарах объёмом 1 027 кубометров и количеством 1961 дерево, 80% деревьев составляют осины. Сегодня нужно найти то решение, которое позволило бы сохранить баланс между правами людей на цивилизованную жизнь и экологическими задачами», — рассказал губернатор Игорь Кобзев.
Не то издание, не то губернатор за кадром также пояснили, что «действующие нормы законодательства об охране озера Байкал в области лесных, земельных и имущественных отношений делают невозможным реализацию строительства, реконструкции и эксплуатации очистных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, строительства, мостовых сооружений и автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, создание и обеспечение противопожарного обустройства лесов, примыкающих к населенным пунктам. Поправки к действующему законодательству будут рассмотрены во втором чтении в ближайшее время. Пока идёт процесс внесения изменений в законопроект».
Ну, кстати, уже не про Хужир, но песенка знакомая. Как будто и не было этих восьми лет.
В Иркутской области продлили срок исполнения работ по реконструкции дороги на Ольхоне. Участок протяженностью 5,6 километра планируют ввести в эксплуатацию осенью 2023 года, сообщает ТАСС со ссылкой на министра транспорта и дорожного хозяйства региона Максима Лобанова. Причина переноса сроков — проблемы с доставкой асфальтобетонной смеси.
Максим Лобанов: «Невозможность исполнения контракта в срок до 31 октября 2022 года со стороны ООО ДЭП «Байкал-138» вызвана объективными обстоятельствами — невозможностью получения асфальтобетонной смеси с асфальтобетонного завода, расположенного в селе Баяндай, по причине его незапуска. Срок исполнения контракта продлен до 31 октября 2023 года. На данный момент специалисты разработали и готовят к госэкспертизе проектную документацию на реконструкцию следующего участка дороги на Ольхоне. Его длина составляет 29,6 километра. Работы планируют начать в 2024 году, ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год».
И, повторенье мать ученья, в 2017 году президент страны Владимир Путин поручил заасфальтировать дорогу на Ольхоне. В 2020 году там начались подготовительные работы к капитальному ремонту. В октябре 2022 года 500 метров асфальта положили на дороге от паромной переправы — перед Хужиром. В начале 2023 года СК возбудил уголовное дело в отношении областной дирекции автодорог из-за ремонта дороги на Ольхоне. Госконтракты по ремонту не исполнены, при этом подрядчикам оплатили работы на 190 миллионов рублей.
Сергей Рыбинский