«Экологическая» часть, экскурс в вопросы климата и природоподобных технологий, не случайно замыкала выступление Владимира Путина на Генассамблее ООН. В этом сегменте речи есть и внешний, и внутренний месседжи.
Внешний – это отсылка к будущей декабрьской конференции в Париже по изменению климата (COP21/CMP11), где будет принято соглашение, заменяющее Киотский протокол. Внутренний же направлен на модернизацию страны и поиск инновационных решений – то есть тот вектор перемен, который был уже намечен, сохраняет свою актуальность, и движения в этом направлении могут быть поощрены. Причём поощрены не только на самом высоком уровне, но и на уровне коммуникации научных школ, общественных организаций.
Этот посыл вызывает в памяти эпоху «народной дипломатии» 1980-1990-х, когда стало понятно, что на уровне межгосударственных отношений снять весь груз накопившихся проблем просто невозможно. Тогда стартовали обмены делегациями, многочисленные общественные контакты и первые крупные симпозиумы по глобальным проблемам.
Экология же по сути – это объединяющее и мобилизующее начало всего хорошего против всего плохого. Тогда, в последние десятилетия прошлого века, глобализирующим и коммуницирующим началом стали общечеловеческие ценности. Сейчас именно экологические ценности выступают реальной силой, способной снять многочисленные экономические и политические, а также социальные противоречия. И это блестяще обозначил в своей речи российский президент Владимир Путин.
Игорь ПАНАРИН, главный редактор "ЭкоГрада"