"Нобелевский удар" по России: отделяй и властвуй

"Нобелевский удар" по России: отделяй и властвуй - фото 1"Нобелевское наступление" на Россию, как и на бывший теперь уже СССР, - едва ли не традиция. Одна идёт, что называется,  в унисон с политико-экономическим прессингом либо на Москву, либо на соседей СССР-России. Когда нужно добиться стратегических успехов по каким-либо  политическим, экономическим направлениям.

В данном  случае, эта награда наверняка призвана усилить политическую "автономию" Минска от Москвы и, таким образом, показать некоторым  политикам и диссидентам в Минске, что они, оказывается,  правы в своей риторике (публичной или кулуарной) относительно Крыма, Украины, Сирии и т.п.
Но премия эта, можно сказать, знаменательна в том плане, что Светлана Алексеевич критикует (по крайней мере, критиковала) власти Белоруссии за нарушения прав человека. И в то же   время, - она высказывала вслух те оценки, касающиеся внешней  политики России,  которые, может,  не решаются официально высказать некоторые (или даже многие) белорусские чиновники?.. 
В отношении Крыма ряд белорусских политиков высказывались, в том числе в Киеве,  в том смысле, что не очень-то легитимно воссоединение региона с Россией; что же  касается Донбасса, там военно-политическая ситуация прямо или косвенно связана с российским   участием. Фактически, это завуалированная поддержка "общезападной" позиции по всем этим вопросам.
Потому резонно предположить, что выделение Нобелевской премии белорусской стороне - похоже,  более важно  в плане стимулирования именно вышеотмеченных трендов в Белоруссии. Напомним: в составной  части вроде бы существующего Союзного государства РФ-Белоруссии...
Характерно, что означенной премии Светлане Алексеевич предшествовали награды западных стран. Так было и с диссидентами и/или с опальными политдеятелями очень многих государств.
Если точнее, реестр этих наград такой: Национальная премия критики (США, 2006); премия Рышарда Капущинского (Польша, 2011); Премия мира германских книготорговых фирм (2013); Офицерский крест ордена искусств и литературы (Франция, 2014). 
А в  контексте крымской  и восточноукраинской ситуации Алексеевич примерно год тому назад выступила в германской
 "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" с осуждением политики РФ в отношении Украины.
При этом некоторые западные СМИ периодически вроде как намекают, что и  Белоруссия  может стать некоей "жертвой после Украины". А всё более активные отношения Минска с Западом вполне могут демонстрировать, что в Белоруссии знают об этих прогнозах, и потому она прямо или косвенно будет дистанцироваться от "антизападного" курса России...

Так что Нобелевская премия для Св.Алексеевич - это вполне может быть комплексным  "продуктом" в рамках  весьма искусной стратегии отдаления Белоруссии от России. При этом я отнюдь не ставлю под сомнение общественные и литературные достоинства нынешнего лауреата этой премии, но...  Как-то  всё сходится в некоем комплексе, весьма  похожем, опять-таки,  на такого рода премии и награды диссидентам и нонконформистам во многих странах. 
На мой взгляд,  Россия едва ли не  упустила время для укрепления своих политических и идеологических позиций в большинстве стран экс-СССР. Экономическая активность РФ, точнее - российского бизнеса в бывшем СССР  не сопровождалась более комплексной, долговременной линией российского государства на укрепление там позиций русского языка, русской  культуры; на формирование пророссийски настроенных, притом влиятельных элит. События-ситуация в Украине (или в Грузии, Молдавии, например) - не тому ли подтверждение?..

В отличие, например, от Франции, которая сохранила "Франкофонию" в рамках и военно-политических, и экономических союзов, и искусной политики по поддержке французских культурно-лингвистических ценностей  с подавляющим большинством  территорий, входивших во Французский  Союз (впоследствии Французское сообщество).  Франция даже расширила ТАКУЮ "Франкофонию" на другие страны (Конго (Киншаса), Экваториальная Гвинея, Маврикий, ряд других стран). И почти во всех этих странах французский язык  - государственный или в числе государственных. А эту стратегию разработали еще генерал де Голль и его преемник Жорж Помпиду еще в середине - второй  половине 1960-х...
Что же  касается  Белоруссии... Опять же, напрашиваются некоторые аналогии. 
Запад всячески  стимулировал антисталинизм - вскоре  антисоветизм Иосипа Броз Тито в Югославии, спонсируя превращение Югославии в передовую "витрину" социализма. Затем, в 60-х - начале 70-х та  же линия проводилась в отношении " сталинизма" Николае Чаушеску и Румынии того периода. Так как Бухарест всё активнее критиковал советскую  внешнюю политику. Даже сталинистская Албания 60-х - середины 80-х получала западную помощь. Хотя  глава этой страны Энвер Ходжа... запретил любые религии в 1967-м (!), заменив их преклонением перед Марксом и Сталиным. Потому что Тирана после 1960-го удалила албанскую базу советского ВМФ (почти у южного берега Италии...), вышла  из Варшавского договора, резко критиковала "клику советских ревизионистов".
И что интересно: ни один "оппонент" из этой тройки стран не получал каких-либо знаковых западных премий - в  отличие от Тито и Чаушеску. Но, когда  эти деятели и страны стали уже не нужными, - известно, что случилось с Югославией, Чаушеску... 
Однако экономика Белоруссии едва ли не полностью  связана с российской финансово-экономической помощью (прямой и косвенной). Потому вряд ли белорусская экономика сможет быстро и полностью переориентироваться на западные "инъекции". Но будут ли они в нужном объёме?
Вероятно, эти вопросы и аналогии - больше теоретические, однако умелое использование  выгодной политической  конъюнктуры - безусловно, проявление таланта общественников и государственных чиновников, артистов и ученых, "независимых" экспертов и телеведущих, например.  

Алексей БАЛИЕВ, "ЭкоГрад"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить