Наш спецкор встретился с муфтием Дагестана Ахмадом-хаджи АБДУЛЛАЕВЫМ – достопочтенным шейхом двух великих тарикатов, Накшбандийского и Шазалийского – и попросил дать разъяснения экологическим проблемам с точки зрения ислама. Редколлегия журнала считает, что в нынешней достаточно сложной международной и внутриполитической ситуации логические и религиозные посылы муфтия Дагестана заслуживают внимание не только читателей журнала «ЭкоГрад», но и представителей органов власти Российской Федерации.
– Ассаламу алейкум, достопочтенный шейх! Позвольте мне Вас поприветствовать от имени руководства Московского экологического журнала «ЭкоГрад». Вот уже 17 лет Вы как муфтий, духовный руководитель мусульман Дагестана, ведете помимо богослужебной деятельности еще и большую религиозно-просветительскую работу. В связи с этим мы хотели бы получить разъяснения вопросов, связанных с экологией. Какое место экология занимает в исламе?
– Очень важное. Ислам как небесно-чистая религия как раз с экологии и начинается, если, конечно, понимать под этим научным словом чистоту и порядок. В отличие от других научных учений в исламе экологическое не отделено от доктринального, то есть непосредственного, вероисповеднического.
Первый шаг правоверного мусульманина начинается от чистоты помыслов. Чистота – принципиальное условие законов нашей Веры. В этом смысле можно сказать, что ислам начинается с экологии духа.
– А как чистота помыслов или экология духа выражается на практике?
– Всякий ритуал и общественно положительное дело мусульманин обязан начинать с намерения и омовения. Омовение в исламе состоит из двух элементов – помысла и намерения, с одной стороны, и практические действия по очищению тела и одежды, а также сохранения этого чистого состояния на продолжительное по возможности время, с другой стороны. Это в исламе единое целое. Если есть на одежде хотя бы капля спиртного, а тем более спиртное выпито, то его молитвы Всевышний не принимает. Соответственно этому положению тела и духа, принципы исламской веры требуют от мусульманина благочестивого отношения ко всему, всякому роду деятельности, в котором нет запрещенных моментов. Например, обманывать людей, заниматься ростовщичеством, губить природу и т.д. Поэтому, если помыслы мусульманина чисты, то и омовение он будет совершать надлежащим образом, и свои обязательства выполняет хорошо, в том числе по отношению к природе. Не знаю, как с точки зрения вашего журнала, можно это назвать «практической экологией».
– Безусловно, да.
– Наша Вера учит нас о важности соответствия помыслов, намерений, речей с практическими делами, с поступками. Поэтому в таких важных для жизни людей вопросах, как чистота тела, духа и природы, вообще, а также ландшафтов, в том числе сельских и городских, теория и практика в исламе составляют собой единое целое. Только нельзя путать желательное и обязательное. За нарушение первого нет греха, а за нарушение второго Всевышний наказывает.
– Все это хорошо, но жизнь намного шире омовения и молитвы.
– Конечно, шире. Всевышний Аллах сотворил этот удивительный мир, установил в нем законы для каждой вещи и дал людям религию, чтобы поклонялись Создателю и никому кроме Создателя. Ведь только благодаря религии мы двигаемся к священной истине. И хотя обыденных истин много, о ней спорят даже малые дети, всё же высшая истина, как учит ислам, заключается в том, чтобы сделать жизнь человека счастливой на этой земле и в жизни вечной, куда мы попадаем после смерти. Для тех, кто следовал священным принципам веры и праведно спорил об истине, соблюдал законы чистоты Веры и, соответственно, не причинял урон природе, проблемы экологии будут решены окончательно на Судном дне...
Муфтий улыбнулся и продолжил свою мысль: В раю не будет даже малейшего источника загрязнения, а только слова «мир» в его высшем священном значении, ну и, конечно, вечное блаженство. А пока мы на земле, как сказано в 9-м аяте 2-й суры: «В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут»). Как по-Вашему, ложь является нарушением экологии?
– Думаю, да. Ложь как нарушение, говоря Вашими словами, чистоты помыслов и намерений, большая проблема для природоохранной прокуратуры...
– Так вот. В следующих 10-м и 11-м аятах этой же суры, Всевышний Аллах нам разъясняет: «А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на земле!" – они говорят: "Мы - только творящие благое". Разве нет? Ведь они - распространяющие нечестие, но не знают они».
Ведь многие нарушители закона и порядка на самом деле не знают, как велики их прегрешения. Они чаще всего думают, что их не коснётся священный гнев Всевышнего, которого не подкупишь как некоторых прокуроров или чиновников. Заметьте, я говорю некоторых, ибо есть и честные прокуроры, и чиновники. Те, кто без разбора и точного знания говорит, что все прокуроры и чиновники взяточники, совершают великий грех, но не знают тяжести этого греха. Но когда в человеке, будь он прокурором, бизнесменом или простым рабочим, есть чистая вера в существование Творца и понимание требований религии, он не будет распространять нечестие, а значит будет дорожить экологией духа и природы.
Аллах в Коране многократно разъясняет нам смысл и значение Его знамений. А что такое знамения Аллаха? Это явления природы (араб. табиа) – земля, небо, вода, смена дня и ночи, растительный и животный мир, всё то, без чего не мыслима полноценная человеческая жизнь. И все равно многие не знают, как плохо то, что они делают вопреки положениям Веры, тому, о чем строжайше предупреждает Аллах в Коране.
Поэтому в исламе уделяется большое внимание разъяснению важности намерения (араб. «ният»), которую еще можно понимать, как всякая плановую мысль. Ведь от того, как человек планирует свои дела в повседневной жизни, зависят культура, поступки, характер и результаты. Но при этом, согласно принципам ислама, решающее значение имеет «рицкъ». В русском великом, могучем языке нет эквивалента арабскому слову «рицкъ», здесь буква «к» произносится с гортанным ударением. Рицкъ – это то имущество, материальные блага, которые обязательно получит человек вопреки всем препятствиям, если только они ему прописаны Аллахом в Своей Небесной Книге.
Но вы не подумайте, что я принижаю значение русского языка. Я люблю русский язык так же, как и свой родной аварский язык, ибо есть мусульмане, для которых русский является родным этническим языком. А это значит, с точки зрения ислама, что русский язык в семье мусульманских языков мира является равным среди равных. Единственное исключение заключается в том, что все обязательные богослужебные ритуалы в исламе совершаются на арабском. Этим Аллах Всевышний уберег исламский мир от нарушения экологии в богослужебной практике.
– Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете общую экологическую ситуацию в Дагестане? Есть повод для тревоги? И если да, то, что именно следует исправить? На что, по-Вашему, следует обратить внимание властей?
– Экологическая ситуация, конечно, сложная. Да и в Москве, наверное, не всё так идеально. Хотя Москва, как один из крупнейших в мире мегаполисов, требует отдельного разговора. Я же со своей стороны замечу, что мы, мусульмане Дагестана очень любим столицу нашей страны, и радуемся тому, как помогают московские власти решению проблем мусульманской общественности Москвы. А за помощь в реставрации и укрупнении Московской соборной мечетей, что на проспекте Мира, особое наше спасибо.
Говоря об экологических проблемах в Дагестане, прежде всего следует отметить, что с приходом к руководству республикой Рамазана Абдулатипова многое изменилось в лучшую сторону. Была начата большая работа оп очищению канала «Октябрьской революции», из которой пьют воду махачкалинцы, а это почти миллион человек. Ведь никогда прежде не проводились такие профилактические работы экологического значения. Я во всяком случае не знаю о таких фактах. И все-таки еще остаются проблемы...
Великий исламский мыслитель, ученый и врач Ибн Сина говорил: «Если бы не пыль, то человек бы жил тысячу лет». Это, конечно, образное выражение, для подчеркивания вреда пыли, который с воздухом попадает в наши легкие. И вот, на мой взгляд, одной из острых проблем экологии в городе Махачкала является пыль. Во дворах поземные ветры поднимают слои пыли, на которых дворники по утрам оставляют следы своих метёлок. А ведь пыль следует, как и прочий мусор, собирать в кучу, грузить в контейнеры и вывозить за город на свалку. Но почему-то городские власти эту часть своих обязанности плохо выполняют. С чем это связанно я не знаю. Но проблема с пылью, о которой говорил Ибн Сина, была в Махачкале всегда, ни один мэр еще не смог справиться с этой угрозой здоровью махачкалинцев.
И что в этом моменте примечательно, это то, что мысль великого мусульманского врачевателя о вреде пыли косвенно перекликается со священными аятами Корана, в котором говориться следующее... Я своими словами перескажу смысл содержания. Если бы люди соблюдали законы Веры, то на земле было бы изобилие продуктов питания. Люди ели бы и то, что под ногами (овощи, ягоды, злаковые), и то, что над головами (фрукты).
В наше время для многих сложно понимать смыслы Богооткровения. Дело в том, что в пору моей молодости во многих районах Дагестана цвели дикорастущие сады – абрикос, грецкий орех, фундук, груши, яблони, вишня, черешня, а в южном Дагестане еще – инжир, гранат, дикий виноград. Люди семьями ходили в эти ничейные сады и на законном основании собирали вдоволь фрукты. Некоторые даже на зиму ими запасались. Но за последние 30 – 40 лет из-за алчности человека природа очень сильно пострадала.
Конечно, ничейные дико растущие сады есть в Дагестане и сегодня, но гораздо меньше, чем раньше. И хотя, благодаря руководящей воле Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова посажены свыше 1000 га новых садов, усилена дисциплина чиновников, проблемы всё еще остаются. И нет сомнения в том, что эти проблемы начинаются в сердцах людей, с загрязнения помыслов и слабости веры во Всевышнего Творца, заповедовавшего людям соблюдать чистоту и порядок, как в религиозных делах, так и в мирских, общественных. Поэтому мы постоянно напоминаем верующим о важности такого принципа ислама – как богобоязненность. От властей что-то можно скрыть или сами власти где-то не замечают нарушения. Но ведь от Аллаха ничего не скроешь. Каждый, кто причиняет вред природе понесет наказание на Судном дне.
Муфтий снова улыбнулся и добавил: И московские нарушители экологии не составят исключение из этого правила. Ибо не люди, а Создатель является Хозяином природы, а мы лишь её временные пользователи, и поэтому должны соблюдать законы и порядок, сохранять природу для грядущих поколений.
– Спасибо, достопочтенный шейх, за столь прекрасные разъяснения о проблемах нашего общего Дома – природы. Дай Аллах Вам силы и здоровье нести людям свет истины и мудрости. Надеюсь Ваши наставления найдут живой отклик в сердцах читателей журнала «ЭкоГрад» и ответственных лиц в органах власти.
Беседу вел специальный корреспондент «ЭкоГрада» Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ.