Монополии МВФ наступает конец: 57 стран подписали соглашение о создании Азиатского банка AIIB

Монополии МВФ наступает конец: 57 стран подписали соглашение о создании Азиатского банка AIIB  - фото 1Россия вместе с Китаем и Индией – в тройке крупнейших владельцев голосов в официально созданном Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. Ключевые вопросы они будут решать вместе. При этом новая организация не стала уподобляться западному конкуренту МВФ, где США имеют контроль и право вето. У Китая такого права нет. Россия ждет от банка десятки миллиардов инвестиций.

 

29 июня в столице Китайской Народной республики (КНР) Пекине был нанесен мощный удар по мировой гегемонии доллара. 57 стран подписали соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций AIIB (Asia Infrastructure Investment Bank или как его называют еще, Азиатского банка развития). 

Эта организация была задумана как конкурент МВФ в мировой финансово-кредитной игре, которая сможет предоставлять крупным заемщикам кредиты не только в долларах, но и в других валютах, что до нынешнего момента невозможно. С инициативой создания банка еще в 2013 году выступил глава КНР Си Цзиньпин, первый меморандум по проекту был подписан акционерами в октябре 2014 года. Планируется, что уставной капитал, с которым будет работать AIIB, составит $100 млрд, что позволит быть достойным конкурентам монополисту МВФ и весомым игроком на мировой финансовой арене.

Банк станет первой финансирующей организацией такого масштаба с развивающимися странами в качестве основных участников.

В соответствии с соглашением, уставный капитал банка будет равен 100 миллиардам долларов США. 30,34% доля капитала и 26,06% голосов принадлежат Китаю. Индия (8,53% доля в капитале и 7,5% голосов) и Россия (6,66% доля в капитале и 5,92% голосов) стали вторым и третьим крупнейшими участниками. 75% доля распределяется между другими странами Азиатского региона. Сингапур, лидирующий член АСЕАН, внесет в капитал 250 миллионов долларов США, что составит 0,25% долю в капитале.

Из развитых стран Азии к соглашению не пожелала присоединиться лишь Япония. Северной Корее было отказано в членстве.

 

То есть Китай, Индия и Россия имеют 46,34% капитала банка, получив за это 33,5% голосов. Это сделано для того, чтобы ограничить влияние крупных акционеров – крупнейшие рынки сбыта. Для этого 15% голосов распределили одинаково среди учредителей, независимо от того, каким пакетом акций банка они владеют. Поэтому и получилось, что Китай, который владеет 30% акций в АБИИ, имеет при этом только 20% голосующих акций. Интересно, что у Китая в АБИИ чуть больше 20% голосов, примерно как у США в МВФ. Однако Китай не имеет права вето, в отличие от США в МВФ, замечает Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ».

 

 

 

«У России закономерно меньше всех голосов среди ведущей тройки, поскольку объем ее экономики меньше, да и вложения в создание АБИИ Россия сделала тоже несоизмеримые», – говорит Антон Краско из MFX Capital. Так как Россия – это все-таки евразийская держава, ей и нет смысла фокусироваться только на рынке Азии, отмечает Крылов.

 

 

 

Учитывая общие взаимные интересы, вероятнее всего, как минимум ключевые вопросы деятельности будут приниматься совместно Китаем, Индией и Россией, и вряд ли возможны какие-либо разногласия между ними, уверен Краско.

 

 

 

Так как РФ входит в пятерку крупнейших участников АБИИ, то она может претендовать на ряд позиций в руководстве банка, заявил накануне подписания соглашения посол РФ в КНР Андрей Денисов. «Мы надеемся, что наши представители как международные банковские чиновники будут активно работать на всех постах в этом финансовом учреждении. Тут главная проблема в том, чтобы хватило квалифицированных кадров для занятия тех вакансий, которые вполне могут отойти России», – сообщил он.

 

 

 

Таким образом, говорит посол РФ, участие России в АБИИ и вхождение в число стран-учредителей имеет «вполне конкретное и осязаемое значение», а не просто политический жест или выражение солидарности.

 

 

 

АБИИ является одним из проектов масштабного плана Китая по развитию региональной инфраструктуры, которая направлена на расширение железнодорожных, автомобильных и морских транспортных связей между Китаем, Центральной Азией, на Ближнем Востоке и в Европе.

«Китай предполагает увеличить международную ответственность за развитие азиатских и глобальных экономик», – говорит китайский министр финансов Лу Дживей.

Главная экономическая цель создания этого банка Китаем – финансирование инфраструктурных проектов в рамках проекта «Экономического пояса Шелкового пути» для развития торговли между Европой и Азией. Россия в этом проекте играет одну из главных ролей. Поэтому ее участие в АБИИ означает получение реальных средств на проекты внутри страны.

Как отмечали в Минтрансе РФ, российские инфраструктурные проекты могут претендовать на финансирование АБИИ с 2016 по 2020 год в размере от 30 до 50 млрд долларов. Российский Минтранс готов подготовить достаточно большое количество проектов, чтобы претендовать на треть или даже половину средств АБИИ в перспективе до 2020 года.

В числе проектов, которые могли бы получить средства банка, министр транспорта РФ Максим Соколов назвал проекты высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Казань» и транспортного коридора Европа – Западный Китай. «Плюс ко всему – развитие железнодорожной инфраструктуры, и здесь, наверное, интересным проектом является проект строительства логистического центра в Челябинской области по обработке грузов, которые идут из Западного Китая, через территорию России в страны Европы», – отметил министр.

Кроме того, по его словам, на деньги АБИИ может претендовать проект строительства порта Тамань, «который будет также аккумулировать приток грузов из Китая, Казахстана, других стран, находящихся в коридоре Север – Юг». Порт сможет объединять грузы из Ирана, Туркмении и Азербайджана с участием Волго-Донского канала.

Краско не исключает, что Россия может рассчитывать как минимум на 5 млрд долларов софинансирования инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. Россия надеется также на то, что проект строительства моста через реку Лену, который государство временно заморозило, может стать частью Шелкового пути и претендовать на китайское финансирование.

На данный момент устав Азиатского банка подписали 50 стран, еще семь стран официально станут членами после прохождения процедуры внутренней ратификации. Это Кувейт, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Дания, Польша и ЮАР.

США и Японии в числе желающих стать членами новой организации нет. Хотя китайский министр финансов Лоу Цзивэй оставил дверь для возможного вступления США и Японии в АБИИ открытой. Однако он признал, что «в настоящее время две страны не выражают готовность или намерение присоединиться к АБИИ».

США и Япония принципиально не могут войти в создаваемую Поднебесной международную структуру, потому что именно они противостоят китайским амбициям и китайской экспансии в АТР. Тот же АБИИ создается как конкурент монополии МВФ и ВС, а также ЕБРР. Хотя на публику высшие чины могут делать подобные дипломатические высказывания.

«Китай ни при каких обстоятельствах не даст Японии и уж тем более США возможность оказывать заметное влияние на решения АБИИ. Поднебесную и Страну Восходящего Солнца связывают крайне непростые отношения, чего только стоит конфликт полувековой давности, когда в 1931 году Япония образовала на территории Китая марионеточное государство. Безусловно, с того момента отношения нынешней КНР и Японии несколько изменились, стали более теплыми. Но Китаю крайне не нравится симбиоз Японии и Штатов как двух сверхдержав, которому он сегодня вынужден активно противостоять», – рассуждает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Также Китай претендует на архипелаг Спратли в водах Южно-Китайского моря. «Однако мнение Китая о том, что ему принадлежит почти вся акватория Южно-Китайского моря, вступает в конфликт с блоком НАТО, который давно считает себя мировым полицейским во главе с верховным судьей – США», – напоминает Касьянова.

 

Сегодня невыгодно проводить военную кампанию, ведь есть возможность подсадить своих противников на кредиты и гранты. Именно таким путем Греция и оказалась во власти Евросоюза, а именно – в руках Германии. «Китай также пытается надавить на Штаты и их союзников путем финансово-экономических манипуляций. Китай пытается следовать этой немецкой модели управления и подчинить себе не только окружающие его страны, включая Японию, но и лишить влияния Северо-Атлантический блок во главе с США», – считает эксперт.

 

Уставной капитал АБИИ составит 100 млрд долларов. Уставной капитал делится на 1 млн акций стоимостью 100 тыс. долларов каждая. Для сравнения: уставной капитал Всемирного банка составляет 223 млрд, а Азиатского банка развития – 165 млрд долларов. При этом доля азиатских стран в сумме не должна превышать 75% в АБИИ, на участников из других регионов мира должно приходиться минимум 25% капитала. Это означает, что Китай в любом случае останется крупнейшим акционером новой организации.

 

Задачей банка является финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Учитывая, что соотношений инвестиций между азиатскими и западными странами на данный момент существует в пропорции 75/25, да и тройку основных инвесторов, не трудно предположить, кто будет диктовать условия, и чьи интересы в них будут отражаться.
 
Некоторые считают, что структура станет альтернативой МФВ, действующей под покровительством БРИКС. Об этом свидетельствует и заявление посла РФ в Китае Андрея Денисова, который высказал мнение, что «Ресурсов действующих сейчас финансовых учреждений, таких как Всемирный банк и МВФ, не хватает».
 
Впрочем, в России не собираются ограничивать свое участие в проекте лишь деньгами. По заявлению главы дипмиссии, есть планы на присутствие российских специалистов в структуре управления новым банком. «Тут главная проблема в том, чтобы хватило квалифицированных кадров для занятия тех вакансий, которые вполне могут отойти России» - пояснил он в интервью РИА Новостям.
 
Станет ли эти структура конкурентом или даже заменой для Международного Банка в странах Азии? В ближайшие лет 5-10 вряд ли. Как отмечал Рон Хаббард, деньги – это идея, подкрепленная доверием. Оправдано или нет, но у Международного Банка есть не малый кредит доверия в мире, в то время как новой структуре это доверие надо для начала заслужить. Но некую дополнительную свободу действий для России новый банк вполне может предоставить. Да и на востоке страны много совместных с Китаем проектов, которым пригодится финансирование из независимой (или слабо зависимой) от Запада организации.
 
Стоит также отметить, что речь не идет о мгновенном запуске работы банка, так как еще не все учредители подписали соглашение. До декабря 2016 года это должны сделать еще Дания, Кувейт, Малайзия, Филиппины, Нидерланды и ЮАР. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций был создан в 2014 году по инициативе Китая. МВФ и Всемирный банк заявляли, что готовы сотрудничать с новой организацией.

 

С обзором СМИ

Татьяна Колесникова

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить