КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ – СНОВА ПРО ДЕНЬГИ?

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ – СНОВА ПРО ДЕНЬГИ? - фото 12-4 сентября 2021 года состоялся Восточный экономический форум (https://forumvostok.ru/). Одним из главных организаторов форума был Ю.П. Трутнев, заместитель председателя Правительства РФ, Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.


В своём обращении Ю.П. Трутнев отметил: «Выполняя решение Президента, Правительство Российской Федерации создало на территории Дальнего Востока целостную, динамично развивающуюся систему поддержки инвестиций. Территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, электронная виза, «дальневосточный гектар», ипотека для молодых семей –– эти и многие другие инструменты, разработанные для развития Дальнего Востока, сформировали новое инвестиционное пространство, создали условия для того, чтобы сотни проектов, существовавших до этого как идеи, нашли свое претворение в жизнь». И заверил: «Будем делать всё возможное, чтобы эти задачи выполнить».

 


Тема климатической повестки, углеродного регулирования и денег, которые вращаются на углеродных рынках других стран (в том числе в ЕС, некоторых штатах США, а также на развивающемся рынке Китая) звучала на большинстве прошедших сессий форума. В данной статье попробуем обсудить только то, что озвучено в выступлениях на сессии «Климатические изменения –– снова про деньги?», организованной ОАО «Удоканская медь».

 


Как отмечалось на сессии, «Проблемы изменения климата активно обсуждаются на ведущих мировых дискуссионных площадках. «Зелёная» трансформация оказывает влияние на мировую экономику и общественные отношения, обнаруживая новые угрозы и создавая новые возможности. Климатическая повестка становится значимой частью парадигмы устойчивого развития в условиях ESG-трансформации. Важным фактором, оказывающим экономическое воздействие на бизнес, является реализация мер, направленных на регулирование выбросов парниковых газов».

 

В России также предпринимаются шаги по ограничению выбросов парниковых газов: стартует Сахалинский эксперимент по созданию системы торговли выбросами, начинается реализация проекта по созданию углеродно-нейтральной территории в Мурманской области, создаются экспериментальные карбоновые полигоны и фермы в рамках изучения климатического воздействия. Пришло время гармонизации международной и российской методологий учёта углеродного следа и формирования нормативно-правовой базы «зелёной» экономики. Какие существуют риски и возможности, связанные с реализацией климатических инициатив на корпоративном, отраслевом, национальном и международном уровне? Трансграничное углеродное регулирование –– новая экономическая реальность для экспортно-ориентированного бизнеса. Как адаптироваться? Станет ли реализация климатических проектов эффективным инструментом декарбонизации? Где взять кадры для внедрения современных низко- и безуглеродных технологий? Как обеспечить лидирующие позиции российских карбоновых проектов и «зелёных» инициатив бизнеса: льготы, субсидии, иные преференции»?

Попробуем разобраться в этой повестке, исходя из выступлений участников сессии, содержания которых были порой неоднозначны.

 

Открывая сессию, модератор Иван Лобанов, ректор ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», назвал парниковые газы «углеродным газом». В дополнение к этому «открытию» он озвучил обязательства РФ по ограничению выбросов парниковых газов в рамках Парижского климатического соглашения на 70% относительно уровня выбросов 1990 года к 2030 году. И намерения достичь в России «углеродной нейтральности» к 2060 году...

 

Углеродная нейтральность, в трактовке представителей других стран — это равенство объёмов антропогенных выбросов страны и объёмов их поглощения на территории юрисдикции этой страны, что подтвердил и присутствующий на сессии представитель ЕС, посол Финляндии Антти Хелантеря.

 

Вообще не первый уже раз звучат заявления различных функционеров, искажающие намерения и поручения Президента РФ и других государственных органов, а также суть рассматриваемых проблем.
Представляется, что модератор сессии Иван Лобов или не владеет информацией, или намеренно провоцирует руководство РФ ещё более ограничить выбросы парниковых газов и оставить граждан РФ — страны донора — без традиционных энергоносителей, распродав права на их использование (углеродные квоты) представителям других стран.

 

В чём проблема? 27 марта 2021 года под руководством Президента РАН Александра Сергеева прошла «Экспертная сессия по стратегии низкоуглеродного развития России». В анонсе мероприятия также содержалась шокирующая новость: «Минэкономразвития РФ подготовило Стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года в развитие Парижского соглашения» (Сессия). К 2030 году в нашей стране выбросы парниковых газов должны сократиться на 70% (от уровня 1990 года) с учётом максимально возможной поглощающей способности лесов, а к 2050 году должны быть закрыты все предприятия, производящие парниковый газ». Похоже, у готовивших подобный анонс мероприятия, как говорится, «крыша поехала» от климатической истерии зелёных. Или это было спланированным фейком?


Во-первых, Указ Президента РФ о сокращении выбросов парниковых газов №666 гласит о цели по сокращению выбросов к 2030 году до уровня 70% от выбросов 1990 года. Хотя этот указ и требует законодательного подтверждения, но это сокращения лишь на 30% к 2030 году, а не на 70%, как говорилось в анонсе Экспертной сессии. В проекте «Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» представители Минэкономразвития рассматривают четыре варианта долгосрочного низкоуглеродного развития России с объёмами выбросов парниковых газов до 2050 года от 52% до 90% от уровня 1990 года — в зависимости от сценариев экономического развития. То есть рассматриваются варианты низкоуглеродного развития, но умалчивается об уже существующей в России нейтральности. А её как цель ставят себе другие страны только в будущем...

 

На Круглом столе в Президиуме РАН прозвучали цифры объёмов антропогенных выбросов парниковых газов в РФ в размере около 2,1 млрд и объёмов поглощения выбросов российскими территориями 2,5 млрд тонн в эквиваленте СО2. То есть наш баланс — более чем нейтрален.

 

22 апреля Президент России Владимир Путин принял участие в климатическом саммите по предложению Президента США Джо Байдена. На этом саммите из уст Президента РФ были озвучены цифры: антропогенных выбросов РФ — 1,6 млрд, и объёмы поглощения выбросов российскими территориями — 2,5 млрд тонн в эквиваленте СО2. То есть, в то время как другие страны берут на себя обязательства по достижению нейтральных балансов, Россия давно обладает таким балансом и даже превышает объёмы антропогенных выбросов объёмами поглощения на 900 млн тонн!
О данном факте вскользь упомянул только один участник прошедшей сессии, Сергей Мачехин, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро». Он констатировал, что обширные территории РФ являются крупнейшими в мире поглотителями углерода и сообщил, что компания «РусГидро» финансирует исследования аккумуляции углерода в донных отложениях девяти водохранилищ. Также он обратил внимание на необходимость признания результатов подобных научно-исследовательских работ международными организациями.
То есть в рамках установок Президента РФ о необходимости сократить в России выбросы более, чем в странах ЕС, данная задача уже выполнена. Исходя из озвучиваемых странами ЕС целей, они, дай Бог, к 2050 году смогут достичь показателей углеродной нейтральности, а достичь более чем нейтрального баланса России они себе пока даже и целей не ставят. Но, как говорится, «на ком пашут, на том и воду возят»» — и страны ЕС намерены обложить импорт продукции в свои страны, в том числе из России — углеродного донора планеты — углеродным оброком, объявив о разработке системы трансграничного углеродного регулирования (ТУР).

 

Рассматривая результаты прошедшей сессии и наблюдая за подобными многочисленными «климатическими» мероприятиями, круглыми столами и конференциями на протяжении более 20 лет, начиная с ратификации Россией Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (1994 г.), Киотского протокола к ней (2004 г.) и Парижского климатического соглашения (2020 г.), отмечу: факт отсутствия у нас соответствующего национального законодательства для реализации этих намерений говорит об отсталости России по климатической повестке от промышленно развитых стран более, чем на 20 лет.
Реакцию наших властей и бизнеса на действия стран ЕС долгое время характеризовалась пословицей «пока жареный петух... не клюнул». Но всё же теперь уже можно констатировать, что в России «лёд тронулся, господа присяжные заседатели»» — решением проблем климатической повестки власти России всё-таки занялись.

 

На сессии кратко выступил заместитель министра экономического развития Илья Торосов, рассказав о мерах, предпринимаемых министерством по реализации закона от 02.07.2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и вариантах стратегии низкоуглеродного развития. Также он сообщил о появлении понятийного аппарата, таксономии «зелёных» инвестиций на территории РФ и информировал, что до конца года будут проработаны вопросы создания системы торговли углеродными единицами и углеродной биржи. Эффективность разрабатываемых мер намечено обсудить с коллегами.

 

Отсталость законодательной, нормативной и методологической базы углеродного регулирования подтверждает и ряд других участников прошедшей сессии. Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), обратил внимание на активную и жёсткую позицию РСПП по отстаиванию интересов наших экспортных компаний по проблеме трансграничного углеродного регулирования (ТУР), что заставило Евросоюз смягчить свою позицию и перенести на более длительные сроки начало введения этого регулирования. До 2026 года ЕС будут отлаживать элементы ТУР в части методологии оценки выбросов и критериев признания углеродной нейтральности стран. Также Александр Шохин отметил необходимость изменения методики оценки поглощающей способности лесов и других территорий РФ, которая — самая жёсткая в мире. Особо он обратил внимание на необходимость признания Евросоюзом результатов российских климатических проектов и программ в соответствии принципом общей и дифференцированной ответственности и базовыми принципами ВТО. Также он отметил участие РСПП в решении проблем загрязнения атмосферы в двенадцати российских регионах.

 

На сессии выступил и Михаил Юлкин, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор ООО «КарбонЛаб», который многие годы был при Комитете по экологии и природопользованию РСПП председателем рабочей группы по проблемам изменения климата. Он обратил внимание на то, что 120 стран уже объявили об углеродной нейтральности, а Россия пока этого не сделала и, как ему кажется, три варианта стратегии низкоуглеродного развития РФ, разработанные Минэкономразвития, не предусматривают достижения углеродной нейтральности... Также он полагает, что стремление других стран — наших торговых партнеров — к углеродной нейтральности сулит проблемы РФ, которые связаны с падением спроса на ископаемые энергоресурсы, экспорт которых (газ, нефть, уголь и нефтепродукты) составляет значительную часть доходности российской экономики. Эту проблему РФ он поставил выше проблемы ТУР и высказал необходимость менять модель экономики с заменой традиционной энергетики на возобновляемые источники энергии. В противном случае роста российской экономики не будет. При этом он выразил сомнения, что перекрыть фактические выбросы парниковых газов РФ в объеме 2 млрд тонн никакими лесными проектами не удастся. На вопрос модератора: «Когда мировая экономика станет углеродонейтральной?» Михаил Юлкин ответил, что примерно к 2050-2060 годам. Но, учитывая объявления ряда стран о значительном сокращении выбросов, в том числе Евросоюза на 55% , возможно, мировая экономика станет углеродонейтральной и ранее. Он высказал сожаление, что РФ отказывается от участия в коалиции отказа от угля.

 

У Михаила Юлкина неадекватное позиция, исключающая наличие углеродонейтрального баланса в России. Года два назад, выступая на круглом столе, организованном WWF, по проблеме лесного хозяйства в РФ и рассматривая углеродный баланс Архангельского ЦБК, он объёмы поглощения углерода лесами, арендуемыми комбинатом, засчитывал в баланс комбината как арендатора лесов. Тем самым заявлял об углеродонейтральности комбината и его продукции, но почему-то в этом он отказывает России в целом! И подобные «нюансы» свойственны не только данному эксперту ЮНЕСКО, о чём свидетельствуют и двойные стандарты, и выход США из ЮНЕСКО решением бывшего американского Президента Д. Трампа.

 

Эрнесто Ферленги, председатель комитета по энергетике, председатель координационного комитета проекта «Зелёная инициатива», Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в онлайн выступлении отметил, что ТУР будет внедрён в странах ЕС как составная часть программы «Зелёная инициатива». Но при этом он обратил внимание на технологическую необеспеченность этого процесса и привёл следующие цифры: 40% технологий, необходимых для реализации программы «Зелёной инициативы», ещё отсутствуют, а 35% технологий находится в стадии прототипа.
Павел Сниккарс, заместитель министра энергетики Российской Федерации, обратил внимание на энергетический баланс РФ, в котором, в отличие от других стран, безуглеродные источники энергии — гидростанции и атомные станции — составляют 40%. Также он высказал мнение, что гидростанции являются не только безуглеродными источниками энергии, но и их водохранилища являются поглотителями углекислого газа. Министерство энергетики готовит закон об углеродных сертификатах электроэнергии, которые будут свидетельствовать о безуглеродной электроэнергии, и в ближайшее время внесёт его на обсуждение в Правительство РФ.

 

Представитель ЕС Антти Хелантеря, чрезвычайный и полномочный посол Финляндской Республики в Российской Федерации, рассказал о стратегии стран ЕС в достижении нейтрального баланса к 2035 году и о мерах Финляндии по выполнению данной цели. Особо он отметил, что Финляндия сократила выбросы на 30% от уровня 1990 года и одновременно обеспечила рост ВВП в три раза. То есть Антти Хелантеря подтвердил тезис, звучавший неоднократно из уст климатических алармистов, что можно сокращать выбросы с одновременным ростом ВВП.
Андрей Байда, вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ РФ Рассказал о различных источниках оценки экономических потерь от введения ТУР, которые по своей величине значительно колеблются. При этом он акцентировал внимание, что введение западными странами различных «новелл» ориентировано на решение, когда мы должны платить и каяться. По оценке ВЭБа, ориентировочные затраты России на достижение углеродной нейтральности к 2060 году ужасающие и обойдутся для её экономики в размере 15 трлн рублей в год (то есть 14-15% ВВП).
При этом он заметил, что подготовка специалистов для реализации повестки ESG — это обычный процесс подготовки инженерных кадров, которых необходимо готовить так же, как специалистов «зелёного» финансирования (ESG-трансформация — обеспечение курса на соблюдение экологических (environmental) и социальных (social) приоритетов, а также принципов прозрачности управления (governance) при планировании отраслевого и корпоративного развития).

 

Непонятно, на чём основаны цифры затрат, приведённые Андреем Байдой. Даже западные эксперты, выступавшие по климатической повестке на Гайдаровском форуме, заявляли о доходности вложений в «зелёные» проекты как $15 на один вложенный доллар.

 

Финансовая модель, построенная на концепции стимулирования снижения антропогенных выбросов парниковых газов и увеличения поглотительного ресурса территорий РФ, разработанная ещё в 2009 году и отмеченная дипломом Сенаторского клуба СФ ФС РФ, показывала экономический эффект доходности бюджетов в размере 5 рублей на один вложенный рубль. То есть, окупаемость стимулирования климатических проектов для российского бюджета составляет менее одного года, а далее доходы бюджета только приумножатся.

 

Юлия Шабала, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным вопросам ООО «Удоканская медь», отметила, что за последние пять лет стали появляться руководители и замы по устойчивому развитию для обеспечения ESG-трансформации компаний. Но до настоящего времени в России не определён бенчмаркинг (Бенчмаркинг (эталонное оценивание, англ. benchmarking) — сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы). То есть не определён эталон и порядок: от чего считать результаты сокращения выбросов для их верификации. Также Шабала обратила внимание на то, что на дискуссиях чаще возникают вопросы о доступности «зелёной» энергии, в то время как в большинстве случаев на Дальнем Востоке стоит вопрос вообще обеспеченности электроэнергией. По её мнению, величина углеродного следа в металлургии полностью зависит от источников энергии, при этом экономически не стабильно и невыгодно покрывать выбросы предприятий объёмами поглощения в результате лесопосадок и тушения пожаров, и заявила, что углеродонейтральная медь — цель долгосрочная.

 

Екатерина Салугина-Сороковая, генеральный директор АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований», обратила внимание на то, что, в основном, в других странах корпорации берут добровольные обязательства, а новое поколение оказывает давление на корпорации и на органы власти в целях усиления обязательств, и привела в пример иск к компании «Шелл» в Нидерландах.
Особенно энергично выступил Роман Панов, первый вице-президент АО «Газпромбанк». В своём выступлении он выразил мнение, что климатические изменения — это «не про деньги, а про общие усилия по предотвращению изменения климата». Деньги — это инструмент в достижении этих целей. Говорить о том, что Россия как участница Парижского климатического соглашения находится в изоляции и к ней предъявляется повышенные требования — вроде бы, это не так. Он сообщил о наличии 29 рынков в Европе, США и Китае, которые формируют на этих рынках торговлю углеродными единицами. При этом констатировал, что ключевая задача РФ — создание национальной системы учёта объёмов выбросов и поглощения парниковых газов и важность создания российской системы квот для торговли с другими странами. Так, крупнейшим рынком торговли квотами на выбросы является система ETS, функционирующая в странах ЕС, и для России важна стандартизация национального углеродного рынка с рынком ЕС.

 

В России в июне текущего года вышел №296-ФЗ, который чётко определяет порядок действия органов власти и бизнеса и вводит обязательность системы учёта углеродного следа для крупных компаний, начиная с установленного параметра (150 тысяч тонн в эквиваленте СО2). А закончил своё выступление Роман Панов всё же «про деньги», сообщив, что 200 млрд рублей — это портфель проектов Газпромбанка, которые можно относить к «зелёным», и упомянув о важности субсидирования проектов, в которых применяются наилучшие доступные технологии. Сопровождает этот процесс РСПП, Минэкономики, Минэнерго и ЦБ РФ, которые проводят работу по формированию финансовых стимулов, позволяющих сокращать издержки банков при кредитовании «зелёных» проектов.
Следует обратить внимание, что чёткость закона №296-ФЗ, о котором упоминал Роман Панов, ранее советник Президента РФ и спецпредставитель РФ на переговорах по климату Р. Эдельгериев охарактеризовал как устаревший. Стоит добавить, что спустя два месяца после выхода этого закона Минэкономразвития уже выносит на обсуждения поправки и изменения к этому нему. Направленность этого закона на стимулирование реализации климатических проектов на территории РФ и возможность привлечения зарубежных инвестиций на эти цели — призрачна в отсутствие целостной национальной системы углеродного регулирования. Именно в составе этой комплексной системы необходимым элементом должна быть и система учёта фактических выбросов и поглощения по субъектам хозяйственной деятельности, которая как фактор учёта должна быть инструментом регулирования. Главным существенным упущением №296-ФЗ является именно чёткость определения, что такое «углеродные единицы». Например, энергетики торгуют не энергетическими единицами, а энергоносителями, измеряемыми энергетическим единицами.
Приведём для сравнения несколько трактовок определения «углеродных единиц».

 

Первый вице-президент Газпромбанка, бывший генеральный директор Акционерного общества «Росгеология» Роман Панов: «Углеродная единица — это квота на выброс парниковых газов, измеряемая в тоннах СО2-эквивалента».

 

Трактовка в №296-ФЗ об ограничении выбросов парниковых газов: «Углеродная единица — верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов»
Трактовка в Постановлении Правительства РФ №780 от 15.09.2011: «Углеродная единица — установленная Протоколом и международными требованиями единица установленного количества выбросов парниковых газов, единица сокращения выбросов и единица абсорбции».

 

Понятия «углеродная единица» нет в текстах статьи 6 Парижского климатического соглашения, как не было и в Киотском протоколе.

 

Под понятием «углеродная единица» в Постановлении Правительства РФ от 15.09.2011 г. №780 произведена подмена, когда по совместным проектам в рамках статьи 6 Киотского протокола незаконно продавалась часть квоты РФ на выбросы парниковых газов. Закона о порядке установления квот на выбросы парниковых газов и порядке их оборота на внутреннем и внешнем рынках до сих пор нет, и судя по содержанию №296-ФЗ, предвидится только для крупных компаний. То есть подмена понятий продолжается и поныне в целях продажи части объёма суверенных прав РФ на выбросы парниковых газов под видом результатов климатических проектов, выраженных в массе парниковых газов...

 

Если «углеродная единица» — это квота на выброс парниковых газов, измеряемая в тоннах СО2-эквивалента, то реализация результатов климатических проектов может быть только при наличии порядка установления квот для субъектов хозяйственной деятельности. Если речь идёт о гармонизации торговли углеродными квотами со странами ЕС, то надо понимать, что в странах ЕС продавать углеродные квоты за пределы ЕС запрещено. Страны ЕС прекратили принимать результаты климатических проектов из других стран в систему ЕТS, начиная с 2013 года. Именно поэтому нет решения по статье 6 в рамках Парижского климатического соглашения, и маловероятно, что это решение будет принято в Глазго в этом году, потому что развивающиеся страны требуют покупки результатов климатических проектов периода 2013-2020 гг.

 

В своём выступлении Олег Хорохордин, Глава Республики Алтай, поделился опытом взаимодействия по климатической повестке для регионов, которые являются поглотителями антропогенных выбросов. При этом он отметил, что «баланс экономики, общества и природы — это гораздо шире, чем углеродная нейтральность».
Он поделился стратегией Республики Алтай по наращиванию солнечной энергетики со снижением её цены к 2029 г. на уровень газовой энергетики, что позволит Алтаю продавать электроэнергию, выработанную на солнечных станциях, другим регионам. Подобные усилия регионов должны монетизироваться при оценке конкурентоспособности региональных экономик.
Далее на сессии выступил Грачев Андрей Михайлович, представитель «Норникеля», который сообщил, что, используя электроэнергию гидростанций, они выпустили первую партию углеродонейтрального никеля и до конца года готовят следующую подобную партию.

 

Эта информация перекликается с недавней новостью, в которой сообщается, что «Сахалин Энерджи» продал партию сжиженного углеродонейтрального («зелёного») газа Англии. То есть, пока наше Правительство копается в «песочнице», как охарактеризовала эксперимент по торговле выбросами на Сахалине Виктория Абрамченко, и не может сформировать комплексную законодательную и нормативную базу по углеродному регулированию в России в целом, наши компании уже торгуют углеродонейтральной продукцией. Как говорится, «картина маслом».
Участникам сессии был предложен проект резолюции, отражающей результаты обсуждения на сессии.

 

1. В Российской Федерации разрабатываются и принимаются меры, направленные на снижение выбросов парниковых газов и достижение углеродной нейтральности, включая стимулирующие меры в области климатической деятельности.
2. Российская Федерация должна ускорить создание национального или наднационального (в рамках ЕАЭС/ТС) углеродного рынка. Субъекты Российской Федерации должны стать активными участниками процесса достижения углеродной нейтральности экономики.
3. Необходимо обеспечить снижение рисков, связанных с введением в ЕС трансграничного углеродного регулирования. Необходим запуск системы торговли выбросами на общенациональном уровне. Требуется гармонизация и унификация в методиках по углеродной отчётности.
4. Необходимо проводить политику наибольшего благоприятствования для климатических проектов на территории страны, включая использование механизма государственно-частного партнёрства и стимулирование привлечения зарубежных инвестиций. Следует разработать и внедрить национальные стандарты оформления результатов климатических проектов, признаваемых на международном уровне.
5. Следует стимулировать развитие новых технологий захоронения и переработки углерода в естественных и высокотехнологичных создаваемых условиях, а также проработать стандарты и законодательную базу с учётом международного опыта.
Более подробно с трансляцией выступления участников сессии можно ознакомиться на сайте: (https://forumvostok.ru/programme/business-programme) по названию сессии.

 

Заключение автора статьи по итогам сессии

 

«Климатические изменения — снова про деньги?»

 

1. После принятия Дохийской поправки к Киотскому протоколу (2012 г.) наивно надеяться на привлечение зарубежных инвестиций для реализации климатических проектов и мероприятия по адаптации к изменениям климата на территории РФ, особенно в условиях санкций в нарушение положений ВТО.
2. Потенциальная возможность продажи суверенных квот РФ в рамках реализации климатических проектов по 6 статье Парижского климатического соглашения крайне невыгодна экономике РФ и ограничивает устойчивое развитие её экономики.
3. Создание в России национальной системы стимулирования реализации климатических и, что более важно, экологических проектов и программ крайне необходимо, но с использованием собственных финансовых ресурсов, на основе национальных методологий и механизмов регулирования. Это достаточно выгодно для экономики РФ в целом и для увеличения доходности бюджетов всех уровней.
4. Иностранные углеродные кредиты на реализацию климатических проектов, как часть финансового механизма поддержки сепаратизма ранее имели наглядный пример в Прибалтике, в Украине, в Казахстане и в Белоруссии. Аналогично эти углеродные кредиты в разное время предоставлялись ряду наших компаний и регионов. Западные страны, в частности Япония, неоднократно заявляли, что финансирование климатических проектов в других странах, в первую очередь, связано с лояльностью к политическому курсу своих стран. Таким образом, и «песочница» регионального углеродного регулирования на Сахалине может закончиться цветной революцией на этом острове с потерей для России как самого Сахалина, так и прилегающих островов.

 

Виктор ПОТАПОВ

 

Краткий перечень предыдущих статей автора:
1. Защита суверенитета России под вой углеродных мошенников.
Глобальная углеродная лихорадка способна «порвать экономику РФ в клочья», ч. 2.
https://ruskline.ru/news_rl/2021/04/26/zawita_suvereniteta_rossii_pod_voi_uglerodnyh_moshennikov
2. Глобальная углеродная лихорадка способна «порвать экономику РФ в клочья», ч.1.
https://ruskline.ru/news_rl/2021/04/21/globalnaya_uglerodnaya_lihoradka_sposobna_porvat_ekonomiku_rf_v_klochya
3. Углеродные мошенники против энергетической стратегии России. Ч. 1.
https://regnum.ru/news/polit/3223297.html
4. Закон о парниковых газах разработан в интересах климатических мошенников.
https://regnum.ru/news/polit/3218028.html
5. На Россию хотят надеть «углеродный хомут».
https://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na_rossii_hotyat_nadet_uglerodnyi_homut
6. Кигалийская поправка — репетиция «зелёной» катастрофы Парижского соглашения.
https://regnum.ru/news/polit/3194697.html
7. О выдающихся заслугах российских торговцев «углеродом» перед Западом.
https://regnum.ru/news/polit/3183844.html
8. Глобальное углеродное мошенничество под видом борьбы с изменением климата.
https://regnum.ru/news/polit/3181135.html
9. Система регулирования парниковых газов на Сахалине — стратегическая ошибка.
https://regnum.ru/news/polit/3170787.html
10. «Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс.
https://regnum.ru/news/polit/3166646.html
11. Экологическая катастрофа за народные деньги.
https://ruskline.ru/news_rl/2020/12/19/ekologicheskaya_katastrofa_za_narodnye_dengi
12. Кому на Руси сегодня «зелёным» быть хорошо!
https://regnum.ru/news/polit/3103490.html
13. Сегодня в России «зелёным» быть выгодно?
https://ekogradmoscow.ru/novosti/novosti-nep/segodnya-v-rossii-zeljonym-byt-vygodno
14. Господа, «всё уже давно украдено без вас!..»
https://ekogradmoscow.ru/2012-11-25-08-44-50/2012-11-25-08-49-32/gospoda-vsjo-uzhe-davno-ukradeno-bez-vas
15. Есть ли у России шанс выбраться из ловушки Парижского климатического соглашения.
https://regnum.ru/news/polit/3072692.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить