И снова о деградации законодательства об экологической экспертизе проектов строительства опасных объектов в России

И снова о деградации законодательства об экологической экспертизе проектов строительства опасных объектов в России - фото 1А.К. Веселов: и снова о деградации законодательства об экологической экспертизе проектов строительства опасных объектов в России

 

 

 

 

Поводом для этой публикации послужило проведения 31 марта 2022 года «круглого стола» в Общественной палате РФ с обсуждением нашумевшего приказа ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» Минстроя РФ №46 от 11 марта 2022 года «О Временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». При этом все мы знаем, что в России нет ничего более постоянного, чем временное. Наверное, поэтому в тексте приказа нет ни одной ссылки на нормативные правовые акты, не указан срок действия, а в качестве единственного основания для его издания отмечено никому не известное «решение заместителя председателя Правительства РФ» без даты и номера.

 

Этот по статусу вроде бы «внутренний документ» ведомства на самом деле рушит основу обеспечения экологической безопасности в стране - правовой механизм экологической экспертизы проектов строительства опасных производств как инструмента сдерживания прогрессирующего экологического кризиса и фактически отменяет ряд императивных правовых норм федерального законодательства. В частности:

- приказ изменяет установленные федеральными законами правоотношения с третьими лицами и нарушает права граждан и общественные интересы, однако проект данного приказа не прошел процедуру публичных обсуждений, антикоррупционную экспертизу, не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и не может, в принципе, налагать обязанности на заказчиков проектной документации, иных заинтересованных организаций и органов.

- приказ отменяет обязанность представления заказчиками ряда обязательных документов, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласований при строительстве промобъектов на особо охраняемых природных территориях, вблизи объектов культурного населения и памятников археологии, и в пределах месторождений полезных ископаемых, лицензии на право обращения с отходами и т.д.

 

То есть, приказ запрещает расторгать договор с заказчиком на проведение госэкспертизы, но обязывает выдавать только положительное заключение по проекту, даже если выявленные экспертами нарушения являются неустранимыми. При этом экспертному сообществу в стране известно никое качество разрабатываемых проектов (около 50% проектов писаны «на коленке»).

 

Государственная экспертиза относится к категории государственных услуг. Поскольку статья 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» относит к принципам этой процедуры правомерность, заявительный порядок обращения заказчиков и открытость деятельности госорганов, то рассматриваемый приказ ну никак не укладывается в эти принципы и его соблюдение приведет к безнаказанному игнорированию заказчиками необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектов, В результате чего страна получит тысячи опасных производственных объектов. Что в свою очередь послужит причиной сотен тысяч ежегодных случаев преждевременной смертности населения в результате резкого ухудшения экологической обстановки в промышленных центрах. Тем более что и Росприроднадзор уже отменил 6000 плановых выездных проверок в 2022 году.

 

Конечно, в условиях глобального геополитического конфликта есть целесообразность снижения нагрузки на бизнес, упрощения и сокращения процедур проектирования, экспертизы и строительства объектов. Но не тот ли это случай, когда «простота хуже воровства»? Тем более что сфера услуг по государственной экспертизе имеет высокие коррупционные риски и согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ должна осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. К тому же с 1 сентября 2022 года экологическая и градостроительная государственные экспертизы будут проводиться одновременно, и проекты будут приниматься по принципу «одного окна», а также будет отменен ряд обязательных требований при строительстве.

 

Представляется, что Совету государственной экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза» нужно все же оценить законность и целесообразность действующей редакции приказа №46 и подумать о повышении уровня открытости деятельности этого органа в соответствии с требованиями ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и ОМСУ». Иначе это вполне может сделать Генеральная прокуратура РФ.

А.К. Веселов – председатель РОО «Союз экологов РБ»

1 апреля 2022 г.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить