Елена Православнова: «Планируемая к строительству трасса не противоречит целям и задачам резервата ЮНЕСКО»

Елена Православнова: «Планируемая к строительству трасса не противоречит целям и задачам резервата ЮНЕСКО» - фото 1Волгоградская область сегодня – в центре внимания экоактивистов всей страны: здесь собираются построить долгожданный третий пусковой комплекс моста через Волгу. В необходимости дороги, которая выведет весь транзит за пределы города-миллионника Волгограда и станет частью международного транспортного коридора, никто не сомневается. Однако обеспокоенность части общественников вызывает возможный экологический ущерб

Волго-Ахтубинской пойме, по части которой и проложат дорогу. Как была выбрана трассировка и как можно снизить антропогенную нагрузку - на вопросы корреспондента «ЭкоГрад» Владимира Хлудова ответила Елена Православнова, заместитель председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (облкомприрода)

Владимир Хлудов: Насколько я знаю, разработка проектной документации по объекту «Третий пусковой комплекс», а также принятие инженерных решений прохождения трассы шли на многовариантной основе. Сколько рассматривали проектов и в чем плюсы и недостатки каждого?

Елена Православнова: Возведение мостового перехода предусматривает поэтапный ввод четырех пусковых комплексов. Первым из них стал мост через Волгу, соединивший Волгоград с заволжскими районами. В 2020 году был полностью открыт для движения новый мост через Ахтубу, являющийся вторым пусковым комплексом. Следующий этап строительства – автострада, которая свяжет эти два объекта. Это и есть Третий пусковой. Прохождение трассы географически возможно только природному парку "Волго-Ахтубинская пойма", так как соединяет ранее введенные в эксплуатацию Первый и Второй пусковые комплексы, часть конструктивных элементов которых также расположены в Волго-Ахтубинской пойме. Поэтому при проектировании специалисты учитывали не только расположение населенных пунктов, существующих дорог, коммуникаций, водных объектов, земель лесного фонда, сельскохозяйственных угодий, но и статус территории природного парка. В расчет также брали права и интересы местного населения, требования к безопасности дорожного движения, антропогенную нагрузку. Всего рассматривались четыре технико-экономических обоснования прохождения трассы.

Первый вариант прохождения трассы утвержден Технико-экономическим обоснованием 1994 года и предусматривал прохождение трассы по существующей дороге существующей дороге «Волгоград-Краснослободск-Средняя Ахтуба» через жилую застройку. В настоящее время вдоль дороги протяженностью около 12 км по обеим сторонам расположено более 10 населенных пунктов и садовых обществ. Сегодня этот вариант не соответствует действующему законодательству, в соответствии с которым дороги категории I Б выносятся за пределы населенных пунктов, так как оказывают негативное воздействие на жилую застройку и ухудшают качество жизни населения. Кроме того, его реализация потребовала бы сноса части жилых домов, переноса целого ряда инженерных коммуникаций (газа, электросетей, водоводов), возведения насыпи высотой не менее пяти метров, которая разделит поселки, а также строительства двух дорог-дублеров с устройством мостовых переходов через ерики для соединения населенных пунктов. Соответственно для устройства дорог-дублеров потребуется также снос древесно-кустарниковой растительности, в том числе дубов, которые составляют около 45% лесопокрытой территории Волго-Ахтубинской поймы.

Второй вариант предполагал прохождение автотрассы по левому берегу ерика Верблюд. Однако из-за рельефа данной местности он требовал возведения двухкилометровой эстакады, что требует сплошной вырубки близлежащего лесного массива. Кроме того, прохождение трассы вызвало бы изменение руслового ложа и береговой линии, уровня грунтовых вод, что чревато непоправимым ущербом водной экосистеме, гибелью зеленых насаждений и водных биологических ресурсов. Новая трасса также отрезала бы доступ к излюбленным местам отдыха местных жителей - пляжам на ерике Верблюд, что привело бы к ухудшению рекреационных качеств этой части природного парка.

Третий вариант предусматривал прохождение трассы по правому берегу ерика Верблюд, что позволяет частично сохранить доступ к береговой линии с территорий баз отдыха. Однако реализация данного варианта также требует сооружения более чем двухкилометровой эстакады, что повлечет сплошную вырубку деревьев в подэстакадном пространстве, устройство временных дорог, а также трех временных технологических мостов с дополнительной вырубкой деревьев. Под сплошную вырубку попала бы большая часть произрастающего на правом берегу тополёвника, являющегося естественным регулятором гидрогеологического режима Волго-Ахтубинской поймы, что, в свою очередь, может повлечь нарушение русловых процессов и вызвать дальнейшие эрозионные явления и размывы береговой линии.

В результате анализа специалистами был выбран четвертый вариант, при котором трасса минимально пересекается с ериками, не затрагивает существующие зоны отдыха и удалена от жилой застройки. Немаловажно, что данный вариант не требует масштабного сноса деревьев для временных сооружений, а те, которые попадают под расчистку – в большой массе относятся к переспелым. На всем протяжении трасса будет выполнена без возможности съезда в лесной массив. Это также сохранит пойму от появления новой антропогенной нагрузки. Результатом строительства станет разведение транзитных и местных потоков автотранспорта, снижение нагрузки от транзитного транспорта на существующую дорогу "Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба", в непосредственной близости от которой располагается значительная часть населенных пунктов, сокращение дорожно-транспортных происшествий, уменьшение выбросов в атмосферу выхлопных газов автотранспорта. Перечисленные факторы благоприятно скажутся как на качестве жизни граждан, проживающих на прилегающих к трассе территориях, так и на экологической обстановке в целом.

Владимир Хлудов: Расскажите, пожалуйста, подробнее о выбранном варианте, который эксперты считают оптимальным.

Елена Православнова: На всем протяжении проектируемая трасса пересекает 7 водных объектов с устройством 6-ти мостовых переходов. Для сохранения сложившегося гидрологического режима проектом предусмотрено:минимальное количество опор мостовых переходов в русле ериков Осинки и Гнилой (по две опоры) с сохранением ширины и глубины створа воды в ериках; строительство мостовых переходов через ерики Кощий, Вшивый, Аверкин, Судомойка и Верблюд без строительства опор в руслах ериков; строительство 5-ти водопропускных труб размерами 2м × 2м при пересечении водных объектов ериков без названия; строительство 18-ти водопропускных труб размерами 2м × 2м в местах естественного понижения рельефа (места сложившегося водотока в период разлива). Размеры отверстий мостовых переходов и водопропускных труб, их количество и расположение на трассе должны обеспечить оптимальное заполнение поймы в период паводка, исключить заболачивание территории и свести к минимуму нарушение плоскостного стока. Строительство всех вышеуказанных инженерных сооружений предусмотрено в меженный период и не препятствует прохождению паводковых вод в период весеннего половодья.

Для недопущения загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе тало-дождевых вод в период эксплуатации проектом предусмотрены 15 локальных очистных сооружений (ЛОС) в местах пересечения автомобильной дороги с водными объектами, а также на проектируемом съезде. Таким образом, выбранный вариант трассы максимально обеспечивает баланс между сохранением экосистемы природного парка, сбережением растительности, в особенности лесов, и созданием комфортных условий для развития расположенных в пойме населенных пунктов.

Владимир Хлудов: Сколько этапов и форм обсуждения уже прошёл этот вопрос?

Елена Православнова: Заказчиком проектной документации по строительству первого и второго этапов строительства Третьего пускового комплекса является комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Разработчик проектной документации - Ростовский филиал АО "Институт "Стройпроект". Информация о проведении общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по первому этапу строительства Третьего пускового комплекса в установленном законодательством порядке была доведена до сведения общественности посредством публикаций в официальном издании органа исполнительной власти Волгоградской области (газете "Волгоградская правда") и газете Среднеахтубинского муниципального района "Звезда". Итоговые общественные обсуждения Материалов в форме общественных слушаний состоялись 15 июля 2019 года в здании комитета по финансам администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. Информация об их проведении была также опубликована в газете "Волгоградская правда" и газете "Звезда". Итоговые общественные обсуждения Материалов прошли 11 октября 2019 года в здании комитета по финансам администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. По результатам проведения общественных обсуждений замечаний, возражений и предложений от участников не поступило.

По результатам рассмотрения в 2019 году проектной документации первого этапа строительства Третьего пускового комплекса экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу о возможности реализации объекта. Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации утверждено соответствующим приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

По результатам рассмотрения в 2020 году проектной документации второго этапа строительства Третьего пускового комплекса, содержащей в том числе альтернативные варианты трассы, экспертная комиссия большинством голосов пришла к выводу о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы согласно предложенным проектным решениям.

При этом поступившие на стадии проведения государственной экологической экспертизы проектной документации этапа № 2 строительства Третьего пускового комплекса предложения руководителя программы по особо охраняемым природным территориям ОМННО "Совет Гринпис" М.Л. Крендлина по объекту государственной экологической экспертизы были направлены комитетом для рассмотрения членам экспертной комиссии и учтены при подготовке заключения государственной экологической экспертизы.

Информация о результатах проведенной государственной экологической экспертизы проектной документации первого и второго этапов Третьего пускового комплекса в установленный срок размещена на официальном сайте Облкомприроды.

Владимир Хлудов: Имеет ли возможность общественность сегодня получать объективную информацию о ходе подготовки проекта к реализации?

Елена Православнова: Безусловно. С целью реализации права граждан на общественный контроль, получения полной и объективной информации в конце августа 2020 года в составе Экологического совета при Волгоградской областной Думе была создана рабочая группа по мониторингу экологической ситуации при проектировании и строительстве третьего пускового комплекса мостового перехода. В нее вошли экологи, ученые, представители регионального отделения Общероссийского народного фронта, природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», Общественной палаты Волгоградской области, профильных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и, конечно же, жители Среднеахтубинского района. Все варианты прохождения трассы были доведены до общественности. Члены Рабочей группы согласились, что предлагаемый к реализации вариант автотрассы проходит по возможно более короткому направлению с целью минимизации воздействия на водотоки, не затрагивает существующие зоны отдыха, предполагает наименьшее количество сносимых зеленых насаждений и учитывает баланс между созданием комфортных условий для развития расположенных в Волго-Ахтубинской пойме населенных пунктов и сохранением жизнеспособного состояния экосистемы природного парка. Также членами рабочей группы неоднократно осуществлялись выезды на территорию Среднеахтубинского района для проведения разъяснительной работы с местным населением относительно планов по строительству Третьего пускового комплекса и запланированных природоохранных мероприятий. Итоги работы рабочей группы, включая информацию о рассмотренных вариантах трассы Третьего пускового комплекса, подробно освещены в региональных СМИ, на официальном сайте Волгоградской областной Думы и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Владимир Хлудов: Есть ли согласие Минприроды РФ и соответствующего управления Росприроднадзора на вырубку вековых дубов в случае реализации строительства через природный парк? Существуют ли официальные документы на сей счёт?

Елена Православнова: В соответствии с законодательством Управление Росприроднадзора не является уполномоченным на согласование изменения режима особой охраны ООПТ регионального значения органом. Руководитель департамента охраняемых природных территорий Минприроды РФ Маканова Ирина Юрьевна пояснила позицию ведомства публично на совещании в Общественной палате РФ. Они внимательно изучили все документы и пришли к выводу что препятствий для возведения в пойме линейных объектов, в том числе и трассы, не имеется.

Владимир Хлудов: Как обстоит дело с компенсационным озеленением в случае реализации строительства через природный парк?

Елена Православнова: Проектной документацией Третьего пускового комплекса запланированы лесовосстановительные мероприятия, разработана ведомость объемов работ по лесовостановлению, в которой рассчитаны посадочные работы на общей площади – 72,5 га – планируется высадить 167,8 тыс. шт. сеянцев дуба черешчатого и 122,3 тыс. шт. сеянцев других лесных растений. Сюда же включен агротехнический уход. Участки для лесовосстановления подбираются – высадка начнется уже этой весной.

Владимир Хлудов: По данным нашего журнала, территория природного парка служит значимым местом остановки для перелётных птиц, и в случае масштабного дорожного строительства возможно нарушение алгоритмов перелёта и питания пернатых, что может привести к их массовой гибели. Как данное обстоятельство учтено при проектировке трассы через природный парк?

Елена Православнова: Площадь Волго-Ахтубинской поймы составляет 2 млн га. При этом площадь застройки трассы составляет всего 53 га. Это 0,002% общей территории поймы. При создании природного парка в западной части Волго-Ахтубинской поймы, где запланировано размещение Третьего пускового комплекса, и располагаются наиболее антропогенно трансформированные комплексы, выделена агрохозяйственная зона, в границах которой допускается строительство линейных сооружений, в том числе транспортных магистралей, связанных с обеспечением функционирования населенных пунктов. Наиболее ценные природные комплексы, где высока концентрация представителей растительного и животного мира, занесенных в Красные книги Волгоградской области и Российской Федерации, выделены в природоохранную зону, занимающую южную и восточную часть Природного парка, в которой максимально ограничена хозяйственная деятельность. Дорога будет от них максимально далека.

Владимир Хлудов: Как известно, природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» включен в международную Сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Существует ли и насколько необходимо, по Вашему мнению, согласование проекта автомагистрали на этом уровне?

Елена Православнова: Планируемая к строительству трасса этапа № 1 Третьего пускового комплекса не противоречит целям и задачам зоны сотрудничества биосферного резервата ЮНЕСКО. Биосферный резерват Волго-Ахтубинской поймы создавался в 2011 году на базе Природного парка. Роль природного парка в данной ситуации заключается в том, чтобы стать своеобразным буфером между хозяйственными нуждами человека и необходимостью сохранения ценной территории. Учитывая, что деятельность биосферных территорий должна сочетать в себе выполнение трех функций - сохранение, развитие и научно-техническая поддержка - и быть направленной на создание показательных объектов для изучения и демонстрации подходов к сохранению среды и устойчивому развитию в региональном масштабе, при проектировании функционального зонирования биосферного резервата были учтены как особенности функционального зонирования природного парка, так и необходимость устойчивого развития территории.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить