Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Соснов Александр Александрович. Тема моего доклада «Экологические проблемы Красночикойского района: опыт работы депутата». Я являюсь депутатом районного совета Красночикойского района Забайкальского края. Территория нашего района находится в буферной Байкальской зоне. Для меня большая честь участвовать в этих слушаниях.
Жители Красночикойского района с большой благодарностью отзываются о Сергее Герасимовиче Шапхаеве. Т.к. именно Сергей Герасимович сыграл ключевую роль в предотвращении добычи урана на территории района в верховьях реки Чикой (приток второго порядка р. Селенга), в месторождении «Горное» методом выщелачивания. А это предполагает, что в процессе добычи обогащенная кислота так или иначе могла попадать в грунтовые воды, в почву и т.д. На слайде видно, что через это месторождение протекает река Минькина. Даже без ввода в эксплуатацию этого месторождения, оно несло и несёт угрозу. По информации местных жителей стало известно, что при начале работ по добыче урана произошла утечка двух тонн кислоты в реку, а после консервации местный житель села Черемхово привёз домой брошенную пустую ёмкость, в которой ранее хранилась обогащенная кислота, для собственных нужд. В результате чего погиб ребенок, который получил облучение, не совместимое с жизнью. После этой трагедии были проведены мероприятия по захоронению этой ёмкости.
Время идёт и одна угроза сменяется другой. И сегодня я хочу рассказать о тех проблемах, которые есть на данный момент и могут быть в перспективе. Т.к. я состою в депутатской комиссии по экологии, и наша комиссия непосредственно занимается вопросами, связанными с недропользованием. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся можно разделить на несколько категорий:
• Незаконные рубки и проблемы лесопользования,
• Деятельность Золотодобывающих артелей,
• Национальный парк «Чикой»,
• Ямаровка,
• Добыча каменного угля.
Все эти аспекты непосредственно несут антропогенное воздействие на озеро Байкал.
1. Незаконные рубки и проблемы лесопользования.
В сентябре 2019 г. в мой поступило обращение от местных жителей о факте незаконной рубки кедра. При выезде на участок выяснилось, что кроме факта рубок кедра при устройстве технологических дорог арендаторами данного участка использовалась тяжелая техника (бульдозер), которым кедр просто расталкивали по краям дороги вместе с корнями. В дальнейшем после обращений и запросов контролирующими органами были приняты меры, арендатор был оштрафован и в данный момент рубки на этом участке не ведутся. Но в итоге этого нерационального использования и допущения грубых нарушений пострадал кедровник и оставшийся кедр осенью 2021 г. лёг. Теперь это ветровал.
В 8 км от местности «Воробьи», выше по течению р. Жергей занималась заготовкой древесины китайская компания «Транслес», где была выявлена незаконная рубка на 1000 куб. (официально), а не официально сотрудники этой компании устанавливали дизельные передвижные пилорамы на участках, не входивших в их аренду, производили переработку древесины. Кроме того, в зимнее время все отходы, полученные от производства пиломатериала, складировались на льду р. Жергей чтобы весной с талыми водами все это смыло (опилки, щепа, резина, покрышки и т.д.). На сегодняшний день аренда с данным арендатором расторгнута, но на высвободившуюся аренду уже нашелся новый претендент. Такие случаи не единичны.
2. Деятельность Золотодобывающих артелей.
Начнём с того, что золотодобывающие артели в районе работают даже в границах особо охраняемых территории, в частности внутри национального парка «Чикой». ГСМ, техника для обеспечения работы этих предприятий завозится на участки прямо по руслам рек т.к. дорог нет. Артель «Меркурий» можно сказать уже вплотную подошла к границам памятника природы высокогорному озеру Шебеты. Отмываются нерестовые реки Чикокон и его притоки. На границе с национальным парком артель «Вертикаль» работает на реке Аца. Уже отмыта р. Асакан.
В районе работаю ещё 3 артели. Глория, Сириус, Тайга. Практически на всех участках аналогичная ситуация. Постоянные обращения граждан с жалобами на загрязнение рек, зачастую на отработанных участках рекультивация фактически формальная. А плодородный слой никто и не думает возвращать на место. Не смотря на все обращения повлиять на изменение ситуации пока не удалось.
3. Национальный парк «Чикой»
Возможно национальный парк «Чикой» что-то и предпринимает по поводу артелей, но результаты пока нигде не афишировались.
Существует много вопросов в сфере экологии в районе, на которые парк мог бы влиять и участвовать в решении тех или иных проблем, начиная с артелей и заканчивая угольными разрезами.
После смены руководства в 2020 году парк практически преобразовался в промысловое хозяйство. Исходя из обращений и писем граждан, а также видео-обращений, поступающих от граждан о промышленной добыче кедрового ореха, о передаче земель оопт в аренду для этих нужд определенным гражданам, добыча кедрового ореха с применением колота и кедротрясов проводится круглый год от урожая до урожая с применением тяжелой вездеходной техники. Неоднократно поступала информация о браконьерстве на территории парка с участием как сотрудников парка, так и других граждан. Конечно, в контексте такой бурной деятельности, руководству видимо нет времени заниматься проблемами экологии района – нужно зарабатывать.
4. Ямаровка
С конца 19 века на территории района действовал курорт «Ямаровка». советское время он был всесоюзного значения. Имеет богатую историю и ямаровские минеральные воды славились своими лечебными свойствами на всей территории бывшего советского союза и даже за рубежом. В 2000-е годы лицензией для добычи воды завладела компания, которую кроме продаж минеральной воды ничего не интересует. Имущество курорта было продано, здания снесены. В данный момент идут судебные тяжбы – предприниматель пытается отсудить земли курорта в собственность. Однако жители района неоднократно массово высказывались (собирали подпись, писали письма в разные инстанции и в том числе на имя гаранта конституции и т.д.) с просьбами сохранить источник, оградить его от бесконтрольной качки воды, сохранить местность бывшего курорта и по-возможности возобновить деятельность государственного курорта, ни в коем случае не передавать в частные руки. Однако месторождение ямаровских минеральных вод на сегодняшний день находится под двойной угрозой. Во-первых, добыча минеральной воды (лимиты) находятся на самоконтроле предпринимателя (чем больше, тем лучше), во- вторых с развитием угольной промышленности по санитарно-охранной зоне месторождения запланировано строительство частной дороги необщего пользования с проведением взрывных работ. Т.к. месторождение находится в границах ингодинского тектонического разлома, который проходит под рекой Ямаровка неизвестно, какое влияние окажет строительство дороги. Кроме того, всё, что будет связано с перевозкой угля большегрузной техникой (угольная пыль, дорожная пыль, автомобильные выхлопные газы и т.д.) сведут перспективы развития курорта на нет – дорога пройдет в 1 км от Ямаровки.
5. Теперь перейдем к самой главной теме. Развитие угольной промышленности в Красночикойском районе.
Начнем с зашуланского угольного разреза, разработкой которого занимается ООО «Разрезуголь» (группа компаний En+). На протяжении нескольких лет компания добывает каменный уголь на данном месторождении без очистных сооружений. На сегодняшний день очистные сооружения по проекту уже должны были быть введены в эксплуатацию, но сроки запуска в сентябре 2021 г. вновь перенесены по заявлению зам. директора Ситникова Е.Н. ещё на год. Это уже третий перенос сроков ввода в эксплуатацию очистных вразрез с законодательством. В данной ситуации должна проводиться повторная государственная экологическая экспертиза и остановка деятельности. Тем не менее в отсутствие очистных вода из карьера подаётся насосами в речку, которая непосредственно протекает по территории карьера. Это хорошо видно на спутниковых снимках. Во время рабочей поездки комиссии по экологии на угольный разрез было выявлено, что со старых отстойников вытекает вода мутная, а втекает в отстойники – чистая из данной речки. Стоит просто выключить насосы – и с чистотой воды нет проблем.
Для выхода на проектную мощность (5 млн тонн в год) запланировано строительство автомобильной дороги необщего пользования Зашулан – Гыршелун. Этот проект уже прошел ОВОС и находится на экологической экспертизе. Хотя в материалах ОВОС использованы недостоверные данные. Т.к. обследования на местности не производилось. Значительная часть описания, например, биологического разнообразия абсолютно не соответствует действительности (например, краснокнижных видов у нас якобы не обнаружено). Использованы материалы других регионов. Общественные слушания по ОВОС проведены были формально, на слушаниях не присутствовало и 10 человек. Высказанное мнение жителей по альтернативному варианту строительства дороги просто не было учтено. Условия игры населению компания диктует с позиции капитала и поддержки краевых властей. Ни о каком социальном взаимодействии здесь речи не идёт. Данная дорога пройдет прямо за заборами жителей поселений, через защитные леса, пересекая малые притоки реки Чикой, пересекая санитарно-охранные зоны, пересекая дороги общего пользования.
Но самое страшное - это угроза разработки Красночикойского и Шимбиликского каменноугольных месторождений. Т.к. данные месторождения находятся в чикойской впадине под руслом р. Чикой. Это предполагает отвод русла реки за границы месторождений и снос 5 поселений.
Реализация этих проектов окажет негативное влияние на оз. Байкал и на Красночикойский район, существенно пострадает качество жизни жителей. Под угрозу ставится реализация права граждан на благоприятную окружающую среду (не только Красночикойского района, но и республики Бурятия, и Иркутской области).
Прошу включить в резолюцию слушаний просьбу о включении южных районов Забайкальского края, которые относятся к Буферной Байкальской зоне, в программы сохранения озера Байкал, наряду с Иркутской областью и республикой Бурятия.
Прошу направить от официального письма в правительство Забайкальского края о недопущении реализации данных проектов, как угрожающим существенно ухудшить экологию озера Байкал.
Прошу не игнорировать наши проблемы и прошу оказать исследовательскую и общественную поддержку. Малоизученность района позволяет появляться таким проектам, которые идут вразрез с экологическим принципами и полностью закрывают дальнейшее развитие зеленой экономики в регионах. В данной ситуации очень трудно выйти на конструктивный диалог с бизнесом. А баланс здесь очень важен и необходим.
Те меры, которые предпринимаются сейчас не достаточны, законодательство зачастую нарушается т.к. в руководстве края бытует мнение, что озеро Байкал – это другой регион и Забайкальский край к нему никакого отношения не имеет.
ПРОШУ ОБРАТИТЬ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ НА ВОДОСБОР ОЗЕРА БАЙКАЛ.
Очень сожалею, что не могу присутствовать лично, но в случае сбоев со связью готов ответить на вопросы:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
89144492600 – Соснов Александр Александрович
Характеристика автодороги Зашулан-Гыршелун для освоения Зашуланского угольного месторождения
Чита - 2015
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ АВТОДОРОГИ ЗАШУЛАН-ГЫРШЕЛУН
Протяженность - 160км. Положение - Забайкальский край.
Категория - IV
Ширина проезжей части - 7 м Ширина обочин - 1м,
Расчетный автомобиль - 2,5 метра шириной, грузоподъемность 40 тонн. Количество рейсов в день - 50. Средняя высота насыпи - 1,5 м, в местах искусственных сооружений - 2,0 м
Вид земляного полотна - преимущественно насыпи
Тип дорожной одежды - переходного типа, ЩПС, высота - 40 см
Примерный объем земляных работ для возведения земляного полотна- 2 500 000 м3 (без учета дорожной одежды, нарезки кюветов и т.д.) На участке около 100 км потребуется нарезка и укрепление кюветов каменной наброской
На участке 10 км - болотистая местность, пойма реки - требуются мероприятия по укреплению основания земляного полотна и земляного полотна, возможны геосентетические материалы. Количество искусственных сооружений (количество и тип, а также материал изготовления необходимо уточнять на основании дополнительных изысканий):
труб (МГТ1,5 м) - 33 шт
малых мостов ЖБ (длина 10-20 м) 60 шт больших мостов ЖБ (длина более 100 м) - 3 шт
Дальность возки строительного грунта - не более 5 км, на одном из участков 15 км. Имеется 1 пересечение с федеральной трассой - необходим перекресток. Существующие пересечения с ЛЭП - 22
Гыршелун – Федеральная трасса, 17 км.
Разрушенный мост через р. Хилок Остатки насыпи с проезжей частью 5-6 м
Разрушенный мост через старицу, есть подходы насыпи Песчаное покрытие, насыпь и водоотводы отсутствуют. Размывы
Участками имеется насыпь, обочины и ИССО в виде деревянных мостов откосы в поросле
Федеральная трасса – Улястуй, 7км
Дорога пересекает федеральную трассу ИССО полностью разрушены и проходит параллельно вблизи
Дорога местами не имеет возможности Узкая проезжая часть, насыпь отсутствует проезда. Заросла
Улястуй – Хилогосон , 8 км
Дорога проходит по равнинной Требуются искусственные сооружения местности, заболоченность. Насыпь отсутствует, грунт супесь
Хилогосон – Примыкание к региональной дороге, 16км
Насыпь отсутствует, проезжая часть Имеются труднопроезжие участки 5 м, вблизи проходят ЛЭП
Выемки, водоотводы отсутствуют Скально -обвальные
участки
Около 5 км дорога идет на прижиме реки, узкая проезжая часть.
Наблюдаются осыпи на проезжую Выемка с обрывистым склоном к реке часть
Региональная дорога – Энгорок, 22 км
Дорога совмещена с региональной, насыпь отсутствует, дорожное покрытие супесь. На участке большое количество водотоков и искусственных сооружений требующих замены. На участке действует ограничение нагрузки.
Энгорок – Ядрихино – предгорная и горная дорога, 53 км
Узкая проезжая часть, дорога в плохом состоянии.
Большое количество искусственных сооружений. Болотистые участки. Гать.
Наличие пересечений с ручьями. Ручью вдоль дороги и по проезжей части. Кривые малого радиуса. Уклоны.
Ядрихино – Черемхово – грунтовая дорога, 10 км
От села Ядрихино до места предполагаемого пересечения реки Чикой, дорога идет по улучшенной грунтовой дороге, большим количеством искусственных сооружений и пересечений с ЛЭП.
В месте пересечения р. Чикой имеет ширину около 130 м и обрывистый правый берег высотой 12 м.
Угольный разрез – мост через Чикой – грунтовая дорога и труднопроезжая дорога, 27 км
От разреза до персечения с р. Чикой 28 км труднопроезжей дороги. Пересекает крупную реку Ясытай. Около 7 км болото с большим количеством ручьев.
Расчет примерной минимальной стоимости строительства автодороги на основании смет-аналогов и типовых проектных решений
Наименование работ | Объем | Стоимость за ед.руб | общая стоимость работ, млн |
Протяженность дорог | 160 км. | -- | -- |
Подготовительные работы | 10 000 000 | 10 | |
Временные здания и сооружения | 1 700 000 | 0.70 | |
Рубка леса и корчевка пней | 160 га | 30 000 | 48.0 |
Земляные работы | 2 500 000 м | 37 001 | 750.00 |
Устройство дорожной одежды | 1 120 000 м | 2 200 | 224.00 |
Устройство примыканий и пересечений | 1509 | 027 | 0.51 |
Демонтаж искусственных сооружений | 6 шт | 500 000 | 3.0 |
Устройство металлических труб | 33 шт | 1 000 000 | 33.00 |
Устройство малых мостов | 60 шт | 10 000 000 | 600.00 |
Устройство больших мостов | 3 шт |
50 000 000 |
150 |
Прочие расходы | 1.5 | ||
Итого | 2 820.71 | ||
В расчете стоимости не учтены:
• Проектно-изыскательские работы
• Дополнительные объемы по переустройству пересечений с ЛЭП
• Дополнительные объемы по устройству новых ИССО помимо существующих • Возможное удлинение автодороги
• Расходы на согласование строительства в соответствующих органах и отвод земли под автомобильную дорогу