«ЭкоГрад» и РАЕН продолжают рассказывать о номинантах Международной экологической премии «EcoWorld"2017 . На этот раз речь пойдет о ГБОУ "Школа N 354 им. Д.М. Карбышева", руководимой Татьяной Родионовой.
Вера Неделько
В этом «ЭкоГраду» помогла Вера Неделько, Победитель конкурса «Учитель третьего тысячелетия», Победитель конкурса «Лучший учитель РФ». «ЭкоГрад» побывал в этой школе и узнал много интересного. Итак,
- Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества, - говорит Вера Неделько.- Новая картина современного мира неизбежно приводит к необходимости нового подхода к воспитанию и образованию, который по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности.
День воды
Совет Федерации в гостях в школе
Мы изучаем нашу планету Земля
Исследователи
Конференция мегаполис 21 в.
Новые технологии помогают изучать экологию
Создание робота уборщика
Участники телемоста невского экологческого конгресса 2017
Экологические тропы
Экотурнир
Экоурок по ткмк "пластиковому пакету-нет"
Экоурок по теме "вода"
Наши экологические тропы
Юные исследователи
Акция чистые берега
Акция чистые берега, наши эковолонтеры
Батарейка сдавайся
В экоцентре школы
Депутат ГД РФ Н.Н. Гончар проводит экоурок по теме "Свобода от отходов"
Защита экопроекта на городском конкурсе "Бережем планету вместе"
Мы рассматриваем экологическое образование как идеологию образовательного процесса в целом, при этом естественной целью становится формирование «экологического мировоззрения». Содержание экологического образования выражается в следующих компонентах: - знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов; - практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем; - эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов её выражения и отношения человека к ней.
Создание единой системы теоретических и практических видов деятельности учащихся нашей школы ведет к формированию экологической культуры. Эта деятельность реализуется через уроки, внеклассные мероприятия, полевые практики, организацию лагеря, работу в экоцентре.
Изучение курса экологии в нашей школе традиционно проводится в формате реализации ученических проектов.
В образовательном учреждении действует программа «Ученик – проект». Под руководством педагогов детьми вместе с родителями делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают детям подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту работ, которые затем представляются на традиционных Карбышевских чтениях, конкурсах проектных работ: «Старт в медицину», «В таланте все едины», «Курчатовский проект», Экофорум, «Ресусосбережение», "Мегаполис 21 века - город для жизни", «Бережем планету вместе».
Привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка – одна из особенностей проектно-исследовательской деятельности. Через детей мы говорим с родителями об экологии, экологических проблемах. Экоцентр нашей школы создан более 20 лет назад. Главные цели его создания – экологическое просвещение, повышение экологической культуры у учащихся.
В экоцентре есть кабинеты теоретической и практической биологии, экологии. Центральная часть экологического центра – это аэрофитокомплекс. Много лет учителя и ребята собирают коллекцию живых растений, которые выделяют вещества, способные за несколько минут реабилитировать состояние человека. Здесь собрано 340 видов таких растений. Ухаживают за ними сами школьники. Самым загадочным и удивительным местом в экоцентре является экспозиционный кабинет, где можно увидеть живьем любое существо от простейшего до млекопитающего.
Павлинарий - часть экоцентра. Здесь реализуются исследовательские проекты по школьному экологическому мониторингу, оказывается помощь школьникам в разработке самостоятельных проектов по экологической тематике, развиваются межрегиональные и международные связи с общественными и государственными организациями экологической направленности, например, с биологическим музеем им.К.А.Тимирязева, МГПУ им.Крупской, МГУП «Мосводоканал», Московским зоопарком, музеем Вернадского, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова. и др.. Аудитория, на которую рассчитан экоцентр, – дети младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Систематически проводятся запоминающиеся экскурсии для учащихся школ, детских садов. Здесь, организована работа эколого-биологических кружков для детей разных возрастных групп. Посещение экоцентра способствует формированию у посетителей интереса к данному направлению, практических навыков на уровне повседневных поступков, обеспечивающих ответственное и бережное отношение к животным и окружающей среде, побуждает к благоустройству и озеленению пришкольной территории. Здесь проводятся творческие выставки детских работ из природного материала, фотовыставки "Дети и Природа", акция «Белый сад».
Ежегодно в июне школьный экоцентр организует международный экологический лагерь в Финляндии. Ребята сдают зачет в природной обстановке по знаниям, приобретенным во время теоретических занятий, и делают наглядные доклады по результатам своих исследований. Международные сертификаты получают учащиеся по завершении Конференции. Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень не просто. Для этого требуется новое понимание образования как экологического образования. На базе экоцентра образовательного учреждения постоянно проводится кинолекторий «Голубая моя планета».
Изучив данную программу, учащиеся значительно повышают свои знания в области экологии и краеведения. В течение всего учебного года в школе проводятся экологические акции: «Кормушка», «Чистые берега», «Наш дом – Земля», «Час Земли» и др.. В образовательном учреждении систематически проводятся экоуроки с представителями власти, например, с членами Совета Федераций, с депутатом Государственной Думы Гончаром Н.Н., с главой управы Басманного района. 26 мая 2017 года состоялся телемост между участниками VIII Невского международного экологического конгресса «Экологическое просвещение – чистая страна» (Таврический дворец, г. Санкт-Петербург) и учащимися московской школы № 354 имени Д. М. Карбышева.
Во время видеосвязи школьники рассказали участникам международного экологического форума о своей работе по защите окружающей природной среды и пригласили к сотрудничеству школьников из других стран. В школе создана электронная школьная республика (ГБОУ «Школа №354 им. Д.М. Карбышева»)- сообщество школьников, педагогов, администрации и членов управляющего совета школы для реализации миссии проекта «Электронная школьная республика». В школе создано несколько министерств, в том числе Министерство экологии. С помощью проекта ЭШР школьники получают практические навыки в экологическом управлении образовательным учреждением. ШколаN354 им.Д.М.Карбышева в течение нескольких лет является окружным оператором по экологии ЦАО.
А сейчас небольшой видеоролик о школе 354 им.Д.М.Карбышева
Мы организуем и проводим окружные этапы в контексте городских, значимых для системы образования мероприятий по экологии: Окружной этап VIII Московского экологического форума учащихся, Окружной этап VI Московского городского конкурса социально значимых проектов, Окружной этап XVI Московской городской эколого- биологической олимпиады "Природа России", Окружной этап XXXII "Зеленой" олимпиады юных экологов и туристов.
Учащиеся школы участвуют в эковолонтерском движении г. Москвы, партнерских проектах: всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»; акция «Батарейки, сдавайтесь!»; образовательный портал «Экология в вопросах и ответах». Одним из актуальных направлений экологического образования является работа учителей и учащихся в рамках созданного в школе Космического центра, где осуществляется образовательный проект «Космическая экология» (например, изучение жизни простейшихорганизмов в условиях космоса).
Мы считаем, что экологическое образовательное пространство нашей школы способствует развитию у учащихся современного экологического сознания, понимания своей роли в создании условий устойчивого развития, самостоятельности, творчества, аналитической культуры и профессиональному самоопределению. экологической культуры каждого учащегося. Мы стараемся реализовать в полной мере гражданское становление личности, - подытожила свой рассказ Вера Неделько, Победитель конкурса «Учитель третьего тысячелетия», Победитель конкурса «Лучший учитель РФ».
Александр ПЕРЕПЕЧКО