Деньги нашли героя, или О продаже Родины

Деньги нашли героя, или О продаже Родины - фото 1Недавнее известие о том, что Эльвира Набиуллина стала лучшей в мире банкиршей, не стало разорвавшейся бомбой. Как и сделанный днём раньше доклад советника Президента РФ Сергея Глазьева «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития» на закрытом заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ. Но любопытное сочетание этих двух событий, явно готовившихся синхронно, наводит на определённые мысли. Как и сегодняшнее сообщение, что Владимир Путин выберет бюджетный секвестр из двух вариантов Минфина, которые «оба хуже» - там предусмотрены жесткие социальные сокращения, повышение пенсионного возраста уже с 2016 года до 65 лет для мужчин и женщин и резкое снижение индексации пенсий. Третье событие выглядит логическим следствием первых двух, как в триаде «тезис-антитезис-синтез». Только получился не синтез, а отрицание отрицания…

Победителем в ситуации, естественно, смотрится глава ЦБ Эльвира Набиуллина. С момента появления на Неглинной 23 июня 2013 года она добилась ошеломляющих успехов в банковской санации. Формально метод очень прост и назывался до сих пор «женской логикой» - типа у этого компьютера подозрительно мало проводов, а вот здесь вообще грязно, пыль – выкинуть без объяснений! В результате в 2014 году в России было закрыто рекордное за десятилетие число банков – 95. В этом году лицензии отозваны пока у 66, но ведь еще три месяца впереди, так что идём на новый рекорд! То, что люди лишаются сбережений, никого не волновало и не волнует. Зато на докапитализацию банковской системы в конце 2014 года уже был выделен 1 трлн. рублей и ещё 830 млрд. будут выделены в 2015-м. Эти деньги поделят между собой 27 крупнейших банков РФ, которым принадлежит более 90% всех активов банковской системы.

Будем считать, что это классический либерализм в действии. В мае 2015 года журнал Forbes включил г-жу Набиуллину в список самых влиятельных женщин мира, поместив на 71-ю строчку. На днях же журнал Euromoney признал главу Банка России Эльвиру Набиуллину лучшим в мире руководителем центральных банков в 2015 году. Набиуллина удостоилась такого звания благодаря сопротивлению «макроэкономическому шторму» в России, обусловленному обвалом цен на энергоресурсы и введением антироссийских санкций. Издание отмечает, что «шоковая терапия» Центробанка сработала.

Тем самым Эльвира Набиуллина была отмечена как достойный продолжатель дела Егора Гайдара. Недаром тот же Euromoney в 2010 году признал лучшим министром финансов Алексея Кудрина за его политику в кризис 2008–2009 годов, а в далёком 1997 году того же звания был удостоен сам Анатолий Чубайс. Как говорится, маски сброшены…

***

Деньги нашли героя, или О продаже Родины - фото 2Доклад же Сергея Глазьева отразил малопривлекательную тенденцию «дать всем сёстрам по серьгам». В нынешнее кризисное время минимум радикализма и максимум сглаженности – это не выигрышный ход. И, как отмечают критики, «вопреки ожиданиям доклад оказался всего лишь систематизированным изложением недавних, отнюдь не радикальных предложений Глазьева и его команды. Презентации насущной мягкой (жесткой) экономической силы не произошло. Государственники могут огорченно вздохнуть, либералы — облегченно выдохнуть, правительство — спать спокойно, общество — обреченно продолжать погружение». Контрлиберальная экономическая мысль снова продемонстрировала, что спасения утопающих – дело их самих…

Но разбор полётов Центробанка России у Глазьева всё же на высоте (полный текст доклада http://ekogradmoscow.ru/eko/eko-disput/doklad-sergeya-glazeva-predstavlennyj-v-sovbeze-rossii):

«Самым же важным условием нейтрализации западных санкций является переход с внешних на внутренние источники кредита. Многократно высказывавшиеся российскими учеными и специалистами предложения по решению этой задачи, безапелляционно отвергаются руководством Банка России, которое продолжает в своей политике ориентироваться на обслуживание интересов иностранного капитала.

До сих пор, несмотря на печальный опыт оттока иностранного спекулятивного капитала в 1998, 2008 и 2014 годах, Банк России продолжает политику полной открытости российского финансового рынка, не предпринимая должных мер, как по противодействию вывозу капитала, так и по созданию внутренних источников кредита. Вследствие этой политики денежная масса в российской экономике формируется, в основном, под иностранные обязательства и остается явно недостаточной для финансирования даже простого воспроизводства основного капитала. Ее результатом стала глубокая внешняя зависимость российской экономики от внешнего рынка, ее сырьевая специализация, деградация инвестиционного сектора и упадок обрабатывающей промышленности, подчиненность финансовой системы интересам иностранного капитала, в пользу которого осуществляется ежегодный трансфер в размере 120-150 млрд. долл. Политика Банка России по завышению процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также цепочки банкротств предприятий с негативными социальными последствиями.

Подъем экономики, который по объективному состоянию факторов производства в прошлом году должен был составить 3-5% прироста ВВП, был остановлен последовательным повышением ключевой ставки ЦБ сверх уровня средней рентабельности реального сектора экономики. Это повышение было сделано исходя из стандартной рекомендации МВФ снижать инфляцию путем повышения ставки процента.

На практике такая политика приводит к попаданию экономики в стагфляционную ловушку. За последние два десятилетия проведены многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что повышение процентной ставки и сжатие денежной массы, как правило, не приводят к снижению инфляции, но всегда и везде влекут падение производства и инвестиций, а также банковский кризис и лавину банкротств. Кроме того, в наших условиях демонетизации и монополизации экономики они сопровождаются не снижением, а повышением инфляции.

Второй грубой ошибкой ЦБ стал переход к свободному плаванию курса рубля. Не существует научного доказательства его необходимости при таргетировании инфляции. Наоборот, в условиях чрезмерной открытости российской экономики, зависимости ее экспорта от нефтяных цен и высокой доли импорта на потребительском рынке свободное курсообразование несовместимо с обеспечением макроэкономической стабильности. Колебание цен на мировом рынке, атака финансовых спекулянтов или любое другое изменение внешнеэкономических условий может опрокинуть планы по достижению целевого уровня инфляции.

Сочетание этих двух ошибок привело к тому, что, объявив о переходе к таргетированию инфляции, ЦБ достиг прямо противоположных результатов — инфляция подскочила вдвое, надолго подорвано доверие к национальной валюте и самому регулятору. Имея 6-8%-й потенциал ежегодного прироста ВВП и инвестиций, экономика России искусственно загнана в стагфляционную ловушку. Денежные власти ориентируют ее на 5%-е падение при 15%-й инфляции. При этом не исключается еще худший сценарий, чреватый дефолтом крупных российских заемщиков в случае продолжения оттока капитала и падения нефтяных цен. По итогам I квартала 2015 г. можно констатировать резкое ухудшение условий воспроизводства реального сектора российской экономики. Объем выданных ему кредитов сократился почти на полтриллиона рублей, на 60% выросла доля просроченной задолженности. С января 2015 г. она стала, в целом, убыточной. Суммарная прибыль предприятий сократилась вдвое по сравнению с докризисным 2007-м годом.

Продолжающаяся на этом фоне политика Банка России по дальнейшему сжатию денежной массы усугубляет эти процессы и влечет расстройство всей системы воспроизводства и денежного обращения. Снижение уровня монетизации в прошлом году на 10%, в этом году — на 15-20% неизбежно повлечет соответствующее падение инвестиций и производства, дальнейшее ухудшение финансового положения и массовые банкротства предприятий реального сектора.

Ухудшение условий воспроизводства реального сектора сопровождается поддержанием искусственной сверхприбыльности валютных спекуляций. Если в прошлом году валютные спекуляции на падении рубля давали 30-50% годовых, … то сейчас они дают 40% на повышении курса рубля. Совершая операции валютного РЕПО, Банк России фактически субсидирует валютных спекулянтов, которые конвертируют получаемые под 2% валютные кредиты, приобретают ОФЗ с доходностью 10%, а затем вновь покупают валюту по снизившемуся курсу. Своей политикой Банк России стимулирует валютные спекуляции в ущерб реальному сектору. После повышения курса рубля на 1/3 он почти полностью утратил прирост ценовой конкурентоспособности, полученный в результате прошлогодней девальвации, что создает условия для новой девальвационной волны».

Научный анализ группы Сергея Глазьева лишь подтверждает данную невзначай Euromoneyоценку деструктивных действий главы ЦБ. Конечно, награду дают всегда те, в чьих интересах работаешь. Просто иногда тайное становится явным нескоро…

***

Деньги нашли героя, или О продаже Родины - фото 3И поскольку комментировать действия Путина, давно ожидаемые не только либерально-монетаристскими кругами, уже излишне, то обратимся к блестящим комментариям Михаила Хазина к тогда ещё не произнесённому докладу Глазьева. Эти цитаты – достойная оценка сегодняшней ситуации (http://khazin.ru/khs/2056198):

«Поневоле вспоминается весна 2013 года, когда возникло подозрение, что Глазьев может стать председателем Центробанка. Тогда, конечно, вакханалия была покруче, но смысл ее был тот же самый — что Глазьев «ничего не понимает» в экономике (за последние два с половиной года мы убедились, как я понимаю, что Набиуллина в экономике разбирается отлично, не правда ли?), что он «экстремист», находится под санкциями США (видимо, как уроженец Украины, которые, по мнению США, имеет «неправильные» взгляды на судьбы своей Родины) и вообще, бяка. И вот вопрос — а с чего, собственно, сыр-бор?

Ну, действительно, все ключевые экономические и финансовые должности в стране занимают представители одного клана, который можно назвать «гайдаровской-чубайсовским», можно — МВФ-офским, можно — либерально-компрадорским. Суть от этого не меняется. Казалось бы, ну что произойдет, если какой-то там Глазьев напишет какой-то там доклад? В конце концов, когда Белоусова назначали на пост помощника Президента РФ, тоже были надежды, что он разрушит монополию либералов, но он благополучно вписался в их среду. У меня, правда, были подозрения, что такое может произойти (Белоусов, которого я в августе 97 года привлекал как консультанта в работе над докладом о предстоящем дефолте, еще тогда продемонстрировал, что ему ужасно нравится быть начальником), но с точки зрения устойчивости положения либералов это ничего не изменило.

Кстати, тогда, три года назад, либералы по поводу Белоусова и не нервничали. С Глазьевым все понятно — ЦБ это не только высокая должность, это еще и конкретные финансовые потоки, которые либералы-гайдаровцы, давно замеченные в клептомании (кстати, стаж у них в этом деле куда больше, чем у «друзей Путина»), просто так упускать не хотели. Но, еще раз повторю, какое отношение к финансовым потокам имеет доклад Глазьева?

И мне кажется, доля рациональности в ответе на этот вопрос (что хорошо видно по заданным выше риторическим вопросам) достаточно низка, скорее, он лежит в экзистенциальной плоскости. Дело в том, картина мира, в которой находятся наши либерал-компрадоры, предполагает наличие сверхценной силы — Соединенных Штатов Америки, с ее «ценностями» и могуществом. Проявляется эта картина по-разному: у одних есть полное понимание, что они ведут себя как предатели своей страны, но поскольку «силу не переломишь», нужно служить наиболее убедительному хозяину, у других есть искренняя вера в «светлое рыночное будущее» (я, правда, про таких только слышал, но никогда не видел). Одни воруют потому, что не могут удержаться, другие — потому что у них есть «индульгенция» от «Большого брата» ... Ну, и так далее.

Я расскажу одну поучительную историю. В бытность проведения на телевидении передачи «Суд времени» я на одной из них был. И в перерыве меня взял под руку Сванидзе и повел в коридор, гулять. И задал один-единственный вопрос: «А что, действительно в экономике США все плохо»? Ну, я как мог, попытался ответить, но в конце получил замечательный вывод от Сванидзе (который, безусловно, «компрадор без страха и упрека»): «Ну, они все равно выкрутятся, не нужно с ними ругаться»!

Кстати, в процессе этой беседы, с другой от меня стороны довольно быстро прошел Виктор Владимирович Геращенко, который довольно больно ткнул меня локтем под ребро (сразу видно, что он в молодости играл в баскетбол!) и довольно громко, чтобы Сванидзе хорошо услышал, сказал «Что ты с ним разговариваешь, он Родину продал!». Сванидзе аж передернуло ...

С точки зрения приведенной беседы, ситуация за прошедшие три года изменилась только в одном: исчезло ощущение непоколебимости силы США. Главное — что уверенности уже нет. А это значит, что на белый свет вылезло колоссальное количество страхов и ужасов, главный из которых выражается одним словом: ответственность!

Что будет, если придется нести ответственность за все, что сделано? Как спастись от этой ответственности, как защитить «честно» украденное под «крышей» США, как это унести, как сохранить свой статус ... Как, как, как? При этом, еще раз повторю, эта тема пока не проникает в рациональный контур, для этого просто нет оснований. Но экзистенциальный ужас переполняет сердца и заставляет либералов делать, в общем, откровенные глупости.

…И будем надеяться, что доклад Глазьева станет одним из символов антилиберальной «весны»!

Цитировал и размышлял Владимир ХЛУДОВ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить