Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своих социальных сетях, на территории ВДНХ в настоящий момент в павильоне №30 «Микробиологическая промышленность» ведутся ремонтно-реставрационные работы с приспособлением к современному использованию. Уже сейчас завершена реставрация и восстановление живописи на потолках третьего зала. В ходе ремонтно-реставрационных работ будет максимально восстановлен исторический облик павильона, утраченные элементы будут воссозданы, а сохранившиеся отреставрированы.
Работы по реставрации и восстановлению живописи на потолках третьего зала велись на протяжении последних шести месяцев. Уникальная роспись была обнаружена в процессе подготовки павильона к ремонтно-реставрационным работам. Она была спрятана под слоем краски в центральных кессонах с лепными розетками. Считалось, что сюрпризов больше не будет, но в ходе работ другая живопись была обнаружена и в боковых кессонах, которые располагаются вдоль окон.
«По внешнему виду эти два типа росписей сильно отличаются. В четырех центральных кессонах изображен изящный растительный орнамент на светлом фоне. Так как изначально здание использовалось, как павильон, посвященный масличным культурам, то здесь нарисованы мак, сафлор, лен, горчица и др. В боковых кессонах располагаются яркие шестигранные розетки на темно-зеленом фоне, похожие на среднеазиатские орнаменты. Тут нарисован набор цветов в стиле народного искусства», - уточнили в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.
Поскольку эти два типа композиций сильно отличаются друг от друга, то, скорее всего и созданы они были в разное время. Центральные росписи были сделаны, когда павильон еще был посвящен масличным культурам. А орнамент в боковых кессонах, возможно, появился при реконструкции павильона между 1952 и 1954 годами, когда его перепрофилировали под экспозицию советского хлопководства. Примечателен тот факт, что живопись в боковых кессонах не зафиксирована на архивных фотографиях, предполагается, что она была забелена перед самым открытием павильона в 1954 году.
«Перед началом работ по реставрации росписи были составлены подробные схемы-картограммы разрушений и утрат. В ходе работ была произведена расчистка потолков от более поздних наслоений красочных слоев. Для этого использовались специальные реставрационные смывки, с помощью которых каждый слой удалялся поэтапно. Поскольку росписи нанесены на деревянное основание потолка, то после расчистки их покрыли антисептирующим и гидрофобным составами, которые защитят их от влаги и образования плесени», - добавили в пресс-службе ведомства.
В некоторых местах красочный слой имел значительные отслоения, поэтому были проведены работы по его укреплению специальными составами, после чего он был закреплен клеевым составом. Помимо этого, там, где грунт был утрачен, его восполнили. После чего, все авторские росписи зафиксированы лаком. Затем выполнили тонирование утрат и сделали сохранившиеся части росписей более яркими с помощью темперы (специальных красок). На заключительном этапе все росписи покрыли несколькими слоями защитного лака.
На сегодняшний день реставрация и воссоздание живописи завершены, их укрыли защитными материалами, поскольку реставрация всего павильона еще продолжается.
Завершить все ремонтно-реставрационные работы планируется в третьем квартале текущего года. После их окончания москвичи и гости столицы смогут увидеть павильон практически в том виде, в котором его задумали авторы в 1954 году.
Пресс-служба Департамента
капитального ремонта города Москвы