9 октября 2019 года Департамент культурного наследия города Москвы провел пресс-показ, посвященный итогам реставрации особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке, д. 10.
В Москве закончилась реставрация особняка Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке, 10, стр. 1. Здание является объектом культурного наследия регионального значения, относится к ансамблю городской усадьбы Каратаевой-Морозова и находится в ведении ГлавУпДК при МИД России.
За свою вековую историю особняк, построенный в первой половине 1880-х годов, сменил несколько владельцев, перестраивался. Изначальный проект дома почетной гражданки Гликерии Александровны Каратаевой создал выдающийся архитектор Александр Каминский, автор уникального по своему декору особняка Лопатиной на Большой Никитской. Для особняка он снес старые послепожарные постройки начала XIX века и построил современный по меркам того времени городской особняк в стиле эклектики с элементами классицизма. Через 12 лет, в 1895 году владение перекупил другой почетный гражданин, мануфактурщик Иван Викулович Морозов; реконструкцией здания занимался уже другой корифей – мастер модерна Федор Шехтель, который привнес много характерных авторских деталей в интерьеры особняка, а также достроил служебные постройки, которые формируют двор владения.
Последняя реконструкция связана с именем Адольфа Эрихсона и произошла в 1905 году: он пристроил для Морозовых каменный двухэтажный флигель, тем самым расширив жилое пространство дома и сформировав ансамбль, дошедший до наших дней. Исторический облик здания в XX веке был сильно изменен: здание надстраивалось, внутри закладывались старые дверные проемы и прокладывались новые, многие поверхности, в том числе ограждение литой парадной лестницы были закрашены.
Как сообщил журналистам руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Александрович Емельянов: «Работы велись на объекте почти четыре года – и это была первая комплексная реставрация в истории здания. При реставрации интерьеров обнаружилось немало интересных деталей: к примеру, изначальные цветовые решения и уникальная цветочная роспись на потолке одного из залов – букеты, собранные в соответствии с так называемым языком цветов. Реставраторы по крупицам, метр за метром восстанавливали все детали. Также была проведена работа по конструктиву – ведь зданию в ближайшее время вновь предстоит включиться в жизнь города. Этот важный аспект – приспособление для современного использования – так же был учтен: в здании проведены новые коммуникации и инженерные сети. Но даже эти работы были произведены очень аккуратно так, чтобы ни коим образом не нарушить дух времени, который до сих пор хранят его залы».
ВИДЕО
«Всего в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России свыше 100 особняков Москвы, большинство из них являются объектами культурного наследия. Во многих размещаются посольства. Их содержание и эксплуатация осуществляются в строгом соответствии с требованиями российского законодательства в области охраны объектов культурного наследия и под контролем государственных органов по охране памятников. Работы ведутся за счёт собственных средств ГлавУпДК при МИД России», – отметил архитектор ГлавУпДК Алексей Очнев.
Он добавил, что это уникальный, сложный по своим масштабам объект, который удалось осуществить только при слаженной работе ГлавУпДК и специализированных подрядных организаций при содействии Департамента культурного наследия города Москвы.
Главным архитектором проекта выступил Евгений Георгиевич Кокорев. По его словам в ходе реставрации были усилены фундаменты и перекрытия памятника, выполнена гидроизоляция стен и антигрибковая обработка, отремонтирована стропильная система, восстановлены каналы естественной вентиляции на чердаке.
Реставраторы расчистили фасады, отремонтировали кирпичную кладку, устранили все дефекты стен и вновь оштукатурили поверхности. Кроме того, с особым вниманием специалисты отнеслись к возвращению исторического облика лепному декору фасадов.
Реставрация интерьеров также включила работу с такими декоративными элементами, как гипсовый лепной декор, тканевые вставки в зеркала на стенах парадных залов, облицовка камина, зеркала над ними, каминные решетки, потолочная лепнина, полихромная роспись потолков и многими другими.
Отдельным этапом стала работа с парадной лестницей, здесь были отреставрированы деревянные поручни, гипсовые балясины, лепные карнизы, каменные ступени и металлическое литое ограждение.
В процессе реставрации и выполнения большого объема расчисток от поздних наслоений по интерьерам был сделан ряд открытий первоначальной отделки и живописных вставок. Работы позволили выявить определенную уникальность отделки интерьеров, основанную на масштабном применении росписи архитектурного декора под темное дерево в сочетании с тончайшей цветовой гаммой.
Скорее всего, именно Ф.О. Шехтель привнес характерную для него драматургию в отделку, сохранив часть интерьеров (главную лестницу) неизменными, и привнеся активное использование темного дерева.
Помимо прочего, воссоздана анфилада основных залов на первом и втором этажах основного объема. В результате, при движении по анфиладе воссоздается в полной мере драматургия восприятия разностилевых интерьеров: от эклектики к классике и барокко.
По данным Мосгорнаследия в здании в ближайшее время расположится резиденция одного из послов.
Козлов Сергей Владимирович.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО