
22 сентября 2017 года в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (Москва, ул. Садовая – Самотечная, д. 10/23, стр. 1) прошло очередное заседание Президиума Общественного совета при Минстрое РФ.
Вел заседание Президиума председатель Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Вадимовича Степашин.
Открывая заседание, он проинформировал собравшихся о том, что Общественным советом при Минстрое России совместно с НП «ЖКХ-контроль» было инициировано создание Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Предложение о создании Ассамблеи было одобрено протокольным решением заседания Президиума Общественного совета при Минстрое России от 20 июня 2017 г. № ОС-2017/З.П.З. '
Помощник Министра строительства и ЖКХ, ответственный секретарь Общественного совета Светлана Петровна Кузьменко сообщила, что Экспертный совет Открытого правительства Российской Федерации опубликовал итоги самообследования за 2016 год, по результатам которых Минстрой России занял второе место по рейтингу открытости среди федеральных ведомств.
С приветственным словом к участникам заседания обратился и.о. Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Леонид Оскарович Ставицкий: «Работа Общественного совета занимает значимое место в деятельности нашего министерства. Отдача, реальная поддержка Общественного совета очень велика по всем направлениям работы нашего министерства».
В повестке дня заседания было восемь вопросов. По трем первым вопросам:
- о стратегических направлениях развития строительной отрасли;
- о ходе реализации Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства мероприятий;
- совершенствование законодательства в области подключения (технологического присоединения)
выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Хамит Давлетярович Мавлияров.
Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия определяет цель и основные задачи инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации, устанавливает принципы, ключевые направления и описывает механизмы реализации государственной политики, а также ее результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное инновационное развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года.
Реализация Стратегии предусматривается в три этапа.
Первый этап (2017 - 2020 годы) - мобилизационный период, выполнение плана мероприятий на среднесрочный период, разработка государственной программы инновационного развития строительной отрасли, инвентаризация (госпрограммы, инфраструктура, НИОКР и т.д.) и фокусировка ресурсов на драйверы инновационного развития и роста конкурентоспособности строительной отрасли; устранение «узких мест» в техническом регулировании, в том числе на Евразийском пространстве; создание сбалансированной системы управления строительной отраслью в соответствии со стратегическими вызовами; переход к институту обоснования инвестиций и технологического и ценового аудита обоснования инвестиций; внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Создание государственного научного центра в строительстве. Создание инновационного центра в строительстве. Для целей контроля и координации планов реализации положений Стратегии на базе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации создание Центра управления инновационным развитием строительной отрасли, который уполномочен на создание сетевых методов управления и пооперационного контроля реализации каждой задачи, поставленной в Стратегии, что позволит, при отклонении результатов от запланированных показателей вырабатывать оперативные предложения по их устранению.
Второй этап (2020 - 2025 годы) - широкое внедрение инноваций, интенсивное инновационное развитие отрасли в области индустриального домостроения, выход на плановые решения проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью, формирование механизмов гибкого реагирования системы управления на запросы государства, бизнеса, населения; масштабирование современных модернизированных производств; технологический прорыв в развитии российских строительных материалов и технологий; повышение экспортной ориентированности отрасли (начало масштабного экспорта материалов и технологий), формирование территориально распределенной сети региональных инновационных центров.
Третий этап (2026 -- 2030 годы) - период развития строительной отрасли на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений в инфраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и особенно научных разработок. Разработка показателей и методов их измерения для различных типов инновационной активности предприятий и организаций строительной отрасли, осуществляющейся по всему жизненному циклу строительных проектов.
Качественными результатами реализации Стратегии станут:
- повышение качества жизни населения, способствующее демографическому росту и закреплению населения на территории регионов Российской Федерации, сокращение дифференциации социально-экономического уровня регионов Российской Федерации;
- удовлетворенность населения доступностью безопасного и комфортного жилья и услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- сокращение административных барьеров для всех участников отношений в строительной отрасли; упрощение процедур взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; повышение доступности государственных услуг в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства для граждан и организаций;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение прозрачности и подотчетности государственных органов и удовлетворенности граждан и бизнеса качеством государственного управления в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие отраслевой науки, повышение качества системы архитектурно-строительного образования и формирование кадрового потенциала в сфере архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие международного сотрудничества в области архитектуры, градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, включая вопросы охраны окружающей среды.
Далее Х.Д. Мавлияров перешел ко второму вопросу. План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства» разработан и утвержден Правительством Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. № 2468п-П9.
В целях координации реализации Плана сформирована Рабочая группа. По каждому пункту Плана мероприятий определены ответственные исполнители. Еженедельно ход реализации Плана мероприятий рассматривается на регламентных совещаниях у заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Для обеспечения исполнения Плана мероприятий Минстроем России создано федеральное автономное учреждение «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» является учреждением, координирующим деятельность подведомственных Минстрою России организаций в части реализации плана мероприятий.
Реализация мероприятий Плана организована в установленном порядке и проводится в соответствии со сроками, определенными поручением Правительства Российской Федерации.
«Минстрой России проводит работу по направлению совершенствования законодательства в области подключения (технологического присоединения) в рамках имеющихся поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», - сообщил Х.Д. Мавлияров.
В рамках поручений по унификации отраслевых правил подключения, а также исключения избыточных процедур при технологическом присоединении в этом году уже выпущены постановления Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, а также для сетей газоснабжения и теплоснабжения (постановление Правительства Российской Федерации № 778, 924, 1089). Аналогичное постановление Правительства для сетей электроснабжения также ожидается в ближайшее время.
Данные постановления позволяют сократить перечень процедур в сфере строительства жилых объектов на 35 процедур, в сфере строительства объектов нежилого назначения - 28, для объектов водоснабжения - 26 и 4 процедуры в сфере строительства сетей теплоснабжения.
Работа Минстроем России по направлению совершенствования законодательства в области технологического присоединения продолжается. На стадии межведомственного согласования находится ряд проектов постановлений Правительства Российской Федерации и ряд законопроектов.
По вопросу № 4: Об исполнении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2016 № 1853-р выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Владимирович Чибис.
По вопросу № 5: О результатах мониторинга соблюдения условий оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства согласно отраслевому тарифному соглашению в I полугодии 2017 года выступили руководитель комиссии Общественного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Алексей Вячеславович Макрушин и председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Александр Дмитриевич Василевский.
По вопросу № 6: О мероприятиях по образованию Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выступила заместитель председателя Общественного совета Светлана Викторовна Разворотнева.
По вопросу № 7: Перспективные инструменты повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере ЖКХ выступил председатель Правления АКБ «Российский Капитал» Михаил Валерьевич Кузовлев
По вопросу № 8: О вступлении в силу на территории Российской Федерации Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 выступил руководитель Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета Сергей Александрович Чернышев.
Сергей Козлов