WWF призывает депутатов пересмотреть законопроект по защите от нефтеразливов

 WWF призывает депутатов пересмотреть законопроект по защите от нефтеразливов - фото 1WWF призывает депутатов пересмотреть законопроект по защите от нефтеразливов. 3 июля на заседании Комитета Государственной думы во втором чтении был рассмотрен законопроект, касающийся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает депутатов пересмотреть предложение и внести в него необходимые поправки.

Законопроект № 376642-7 «...направлен на гармонизацию регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», - говорится в пояснительной записке проекта. Однако эксперты убеждены, что документ в текущем состоянии не защитит людей и не поможет уберечь природу от промышленных катастроф.

«Текст проекта на законодательном уровне закрепляет необходимость иметь план предупреждения и ликвидации разливов нефти (план ЛРН) для компаний – это плюс. Но в то же время, предложение не содержит никаких требований к такому плану. В проект необходимо внести основные требования к плану и степени готовности предприятия реализовать его. А если у организации есть удаленные особо опасные объекты (как в случае с Норникелем и разливом дизеля), то такая компания должна обладать собственными силами и средствами для ликвидации нефтеразливов», - рассказала во время заседания Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России.

Не хватает конкретики и пункту, касающемуся порядка разработки и согласования плана ЛРН с Правительством РФ. Законопроект содержит обязательное согласование с органами экологического надзора, но нет отсылающей статьи к иным нормативным актам, по которым и специалисты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), способные действительно оценить готовность организации или достаточность планов ЛРН для ликвидации максимального разлива, участвуют в согласовании планов.

«Важной недоработкой мы считаем отсутствие в новом законопроекте каких-либо процедур, обеспечивающих открытость для общественности информации о разработке планов ЛРН на стадии подготовки и на этапах информирования о них, – говорит Екатерина Хмелева. - В законопроекте также ничего не сказано о вовлечении общественности. А ведь очевидно, что необходимо привлекать и природоохранных экспертов при подготовке планов ЛРН, хотя бы для наиболее опасных объектов, и добровольцев во время ликвидации». Информированию общественности будет способствовать закрепление в законе обязанности компаний публиковать в открытом доступе утверждённый план ЛРН в части, не содержащей коммерческую и др. тайну, а также информацию о предпринимаемых мерах по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию загрязняющих веществ, попавших по их вине в окружающую среду.

WWF России считает, что следует расширить перечень зон, где размещение подобных объектов запрещено. Установить предельные сроки эксплуатации промысловых нефтепроводов и других аналогичных ОПО, связанных с хранением и транспортировкой нефти/нефтепродуктов и/или количества экспертиз промышленной безопасности, чтобы продлить срок службы/эксплуатации ОПО.

«Урок с разливом дизельного топлива под Норильском самым красноречивым образом говорит о том, что необходимо, чтобы в законе была закреплена не только обязанность организации следить за состоянием объектов, но вся система предупреждения, производственного контроля и государственного надзора и информирования общественности была выстроена целостно», - подчеркивает Екатерина Хмелева.

Говоря о финансовых механизмах решения проблемы, в Фонде считают, что предлагаемые законопроектом меры (страхование, банковская гарантия, резервный фонд организации) не будут эффективными, если объемы нанесенного ущерба превышают расчеты плана ЛРН, а также, в случаях, когда источник разлива не установлен.

Кроме того, методика расчета возмещения ущерба, предложенная новым законопроектом, не поможет определить сумму фактического урона жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, и требует существенных доработок. Аналогичный механизм учета ущерба уже утвержден Министерством природных ресурсов и экологии РФ в феврале 19 года и получил ряд критических комментариев экспертов. Очевидно, что неэффективно расходовать бюджетные финансовые средства для ликвидации возмещения ущерба такого масштаба. Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает Правительство вернуться к обсуждению специального государственного внебюджетного компенсационного фонда.

Полина Шкивидорова
Пресс-секретарь

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить