WWF обратился к В.Абрамченко с предложениями по доработке ФЗ об углеродном регулировании

 WWF обратился к В.Абрамченко с предложениями по доработке ФЗ об углеродном регулировании - фото 1WWF обратился к В. Абрамченко с предложениями по дорабоке закона об углеродном регулировании. Всемирный фонд дикой природы (WWF) направил в аппарат Виктории Абрамченко письмо, в котором высказал необходимость доработки закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов»

Текст письма:

Уважаемая Виктория Валериевна!

Всемирный фонд дикой природы (WWF) приветствует разработку проекта Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) и выражает уверенность в том, что принятие Законопроекта станет значимым шагом нашей страны в долгосрочных действиях по климатической тематике. В тоже время, в предложенной редакции Законопроекта содержится значительное число положений, требующих уточнения и доработки. Наши предложения по Законопроекту изложены в прилагаемом отзыве.

По мнению WWF-России, законопроект еще не готов для внесения в Федеральное собрание и должен быть доработан. Также целесообразно рассмотреть вопрос о возврате в него ряда положений, которые были в редакции от марта 2020 года, но в данной версии отсутствуют. Готовы принять активное участие в обсуждении и доработке законопроекта.

Приложение: Отзыв на 3 стр.

С уважением,
Директор WWF России Д.Ю. Горшков

ОТЗЫВ
на проект Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект носит рамочный характер, определяя базовые принципы и положения, которые в будущем лягут в основу климатической политики государства, в том числе включающей меры по снижению выбросов парниковых газов, но отнюдь не ограниченной ими. В климатической повестке нашей страны, в частности, отраженной в Национальном плане мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, кроме, собственно, сокращения выбросов содержатся такие важные аспекты, как разработка мероприятий по адаптации к климатическим изменениям и увеличению поглощения парниковых газов. Представленный на рассмотрение Законопроект должен составить правовую основу для реализации мероприятий, предусмотренных в Национальном плане, и содержит положения о поглощении и адаптации. Однако это никак не отражено в названии Законопроекта. В связи с этим полагаем целесообразным следующую редакцию наименования Законопроекта: «О государственном регулировании выбросов и поглощения парниковых газов, адаптации к изменениям климата и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующие дополнения нужно внести и в статью 3 Законопроекта.

Вызывают вопросы положения статьи 7 Законопроекта, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования выбросов парниковых газов. Неясно в связи с чем полномочия органов государственной власти ограничиваются исключительно мерами адаптации к изменениям климата. Полагаем целесообразным расширение полномочий субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности участия субъектов в деятельности, связанной с выбросами и поглощением парниковых газов. В связи с этим предлагаем дополнить статью 7 абзацем, следующего содержания: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в деятельности по снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов в соответствии с указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации». Соответствующие изменения должны быть внесены и в главу 3 Законопроекта.

Статья 3 Законопроекта определяет, что государственное регулирование выбросов парниковых газов осуществляется, в том числе с целью «стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов с учетом необходимости обеспечения экономического развития Российской Федерации». Приведенная в Законопроекте формулировка не в полной мере отвечает климатическим и экономическим реалиям, ограничивая возможности адаптации к изменениям климата, а также действий в отечественной экономике, отражающих изменяющиеся условия ведения международной торговли.

В связи с указанным полагаем целесообразным изложить абзац 4 статьи 3 в следующей редакции: «стимулирование деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, с учетом необходимости предотвращения долгосрочных наиболее негативных последствий изменения климата, обеспечения возможности адаптации к необратимым изменениям климата и содействия экономическому развитию Российской Федерации, включая экспорт и его диверсификацию». Данная формулировка отражает как основную долгосрочную задачу климатической политики Российской Федерации – обеспечение снижения общемировых выбросов, с тем чтобы минимизировать последствия глобальных климатических изменений на природу, качество жизни людей и экономику, так и краткосрочные задачи по выбросам и поглощению: использовать регулирование для содействия технологическому развитию экономики, а также предотвратить падение экспорта и плавно провести его диверсификацию. Последнее очень важно, в частности, в контексте планов Европейского союза (нашего главного торгового партнера), а в перспективе и Азиатских стран, ввести так называемые пограничные углеродные налоги, выравнивающие конкурентоспособность местных производителей и импорта продукции из стран, где нет платежей за выбросы парниковых газов.

Несмотря на рамочный характер Законопроекта, полагаем важным внести в пункт о порядке оборота углеродных единиц (п. 10 статьи 5), уточнение цели такого оборота, заключающейся в предоставлении возможности российским экспортерам продукции снижать ее углеродный след за счет покупки единиц, созданных российскими проектами, и, тем самым, избежать платежей вне российской юрисдикции. Это важнейший драйвер спроса на единицы, который должен быть прямо прописан в Законопроекте.

Ввиду в целом долгосрочного характера законопроекта, в нем должен быть предусмотрен широкий спектр потенциально возможных мер и видов действий. Недостаточно говорить только о добровольных действиях компаний и организаций по осуществлению проектов (п. 1 статьи 8), возможности государства не должны быть столь сильно ограничены, поскольку государство призвано заботиться об экономике страны, ее доходах и экспорте в целом, что потенциально может потребовать принудительных действий в отношении юридических лиц, не удовлетворяющих определенным критериям. Плата за выбросы парниковых газов, превышающие те или иные лимиты, определяемые государством, также должна быть в арсенале потенциальных мер данного Законопроекта.

 

Полина Шкивидорова
пресс-секретарь

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить