Что такое школа в эпоху глобализации и цифровой трансформации, как меняется роль учителя в современной школе, каковы сегодня основные тренды в образовании – эти и другие практические и теоретические вопросы обсуждают в течение трех дней эксперты из России, Великобритании, Германии, США, Испании, Финляндии, Франции, Польши, Грузии и Греции на конференции «Открытая школа в глобальном мире».
Открывая конференцию, Ирина Рублева, директор и учредитель ОАНО Школы «Ника», выступившей организатором мероприятия, подчеркнула, что результаты ее работы будут полезны учителям любой школы – как государственной, так и частной: «Нам уже 27 лет, мы гордимся своей академичностью и тем вкладом, который мы вносим в развитие российского образования. Мы все в одной лодке, проблемы во всех школах, кстати, как российских, так и зарубежных, общие, и решать их продуктивно лучше сообща. Конференция – это открытая площадка для обсуждения и обучения: ведь учитель сегодня должен также постоянно учиться, как и его ученики, иначе он не сможет соответствовать вызовам XXI века, строить современную образовательную среду, понимать потребности современных детей».
Директор Института непрерывного образования МГПУ, д.п.н., Марина Шалашова, обратила внимание собравшихся на то, как изменилась сегодня роль школы: «Когда масштабную научно-практическую конференцию проводит не вуз, не чиновники, а школа, это говорит о многом. Школа становится не объектом для указаний из вышестоящих организаций, а центром исследовательских проблематик и новых практик образования, она сама ставит проблемы, и сама предлагает их решения. Как сделать так, чтобы такие школы появились в каждом городе и в каждом селе? Ответ: учителям надо также меняться, осваивать новые методики и технологии образования».
Современный учитель уже не «говорящая голова», а педагогический дизайнер, координатор проектов, игромастер, аналитик, тьютор, наставник и фасилитатор. Но насколько этот образ соответствует действительности? По исследованиям НИУ ВШЭ, проведенных в 2020 году, средний уровень технологической готовности учителей к новым задачам – 3,5%. Речь не только о материально-технической базе, но и о навыках учителей – большинство не готово осваивать новые методы работы даже при наличии в школе отличного современного оборудования. «Личность учителя – уже не единственный источник научных интересов детей XXI века, которых называют «цифровыми аборигенами», ведь они зачастую ориентируются в гаджетах лучше взрослых. Сегодня учитель должен использовать не только учебники, но и все инструменты современной образовательной среды, включая цифровые платформы, соцсети, ютуб, все то, в чем сегодняшние дети «живут» и что осваивают с пеленок», – подчеркнула Марина Шалашова.
Персонализация образовательной траектории ребенка, глобализация как возможность доступа к лучшим международным практикам, усиление роли проектного обучения – эти тренды сегодня актуальны для школ всего мира. В качестве примера проектной работы, основанной на возможностях глобализации, Илиас Валиакос, руководитель исследовательского отдела Музея естественной истории Окаменелых лесов о. Лесбос (Греция), привел в своем выступлении работы школьников в Глобальных геопарках ЮНЕСКО. Учащиеся начальных школ Европы, США и Азии выбирают эти площадки для своих исследовательских работ – богатство природных, археологических и культурных памятников Глобальных геопарков позволяет им становиться открытыми «учебниками», привлекает детей разнообразием тем для проектов.
В первый день работы конференции Татьяна Ковалева, профессор МГПУ, д.п.н., Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации (Москва), Ари Покка, исполнительный директор Института образования Финляндии, Константин Зискин, к.п.н., завотделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова, Лика Чекалова, руководитель лаборатории «Образования для будущего» (Санкт-Петербург) и другие российские и зарубежные эксперты поделились своим видением реалий и перспектив современной школы в ходе бурного обсуждения на панельной дискуссии, ответили на многочисленные вопросы участников. Вел дискуссию Денис Кравченко, издатель журнала EdExpert.
В рамках конференции «Открытая школа в глобальном мире» также пройдут стратегические сессии, мастер-классы, интерактивные лекции, педагогические мастерские по широкому кругу вопросов образования – от методик преподавания отдельных предметов до технологий разработки содержания учебных курсов и заданий.
Конференция проходит в «Президент-отеле». По ее окончании каждый участник получит Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации МГПУ на тему «Инновационные педагогические практики в образовании». Партнерами мероприятия выступают Unesco Associated Schools, Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси», журнал EdExpert, Instituto Hemingway (Испания), Finnish Education Institute (Финляндия), Институт новых технологий (Москва) и др.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON