В Москве обсудили влияние «углеродного налога» на столичный экспорт в страны Евросоюза

В Москве обсудили влияние «углеродного налога» на столичный экспорт в страны Евросоюза - фото 1В рамках масштабной программы по борьбе с изменением климата «Fit for 55» ЕС с 2023 года планирует внедрить «углеродный налог». Вопросы углеродного регулирования, а также влияние изменений в системе налогообложения на московских экспортеров обсудили на отраслевой сессии Совета по стратегическому развитию и реализации национальных проектов при Правительстве Москвы по ESG-повестке.

«Сегодня одним из глобальных трендов, который формирует политику ближайших десятилетий, является декарбонизация и переход к «зеленой» экономике. Москва – главный российский экспортер несырьевого неэнергетического экспорта в страны ЕС, ее доля в общероссийском показателе по итогам 11 месяцев 2021 года составила 15,5 процента. В целом экспорт столицы в страны ЕС за этот период увеличился на 63,2 процента и превысил шесть миллиардов долларов», – рассказал руководитель столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений Москвы Александр Прохоров.

Столица экспортирует промышленные товары во все страны Евросоюза, при этом 76,2% московского промышленного экспорта в ЕС приходится на поставки в Германию (1,6 миллиарда долларов), Чехию (928,8 миллиона долларов), Нидерланды (845 миллионов долларов), Италию (840 миллионов долларов) и Швецию (266,2 миллиона долларов). Кроме того, Москва стремительно наращивает поставки промышленных товаров в Данию, Люксембург и Францию.

По словам Александра Прохорова, Москва развивает экспорт электрических устройств и аппаратуры связи, пластмассы и изделий из них, оптики, медицинских изделий и автотехники. Контроль за углеродными выбросами уже сейчас заставляет задуматься многие компании, в особенности те, которые работают на международных рынках. Часть компаний уже получили запрос от контрагентов из стран ЕС о совокупном объеме выбросов парниковых газов, а также об углеродном следе продукта, который ввозится на территорию Евросоюза. Эти данные учитываются при определении выбросов в цепочке поставок.

Как рассказал руководитель направления международных продаж ООО «МГК "Световые Технологии"» Антон Захаров, компания на протяжении долгого времени придерживается принципов устойчивого развития, однако недавно, при подготовке продукции к выходу на экспорт, предприятие столкнулось с новыми критериями отбора потенциальных поставщиков.

«Недавно мы столкнулись с такой проблемой, что крупные западные и азиатские партнеры ввели новые критерии отбора для своих потенциальных поставщиков, а именно специальную систему оценки на соответствие нормам ESG. Вопросы, которые публикуют компании в своих опросных листах, направлены не только на анализ экологичности предприятия-поставщика, но и затрагивают социальные аспекты – это условия труда в различных цехах, нормы рабочих мест и их освещенность, способы коммуникации персонала и руководства, проведение регулярного аудита и так далее. Таким образом формируется профиль потенциального поставщика, который должен по этой форме набрать определенное количество баллов. Если эти баллы не набираются, то компанию отправляют на «домашнее задание», чтобы исправить какие-то моменты, после чего подается повторная заявка. Исходя из этого мы видим, что на международных рынках компаниям предъявляются требования не только к цене, качеству продуктов и способам их производства, но и к социальной составляющей», – рассказал Захаров.

Несмотря на то, что механизм трансграничного углеродного регулирования, который начнет действовать с 2023 по 2025 годы в формате «переходного периода», ограничится пока определенным кругом отраслей, Евросоюзом планируется расширение сферы охвата карбонового регулирования, в том числе включение в перечень декларируемых направлений транспортные услуги и деятельность перерабатывающих отраслей.

Для промышленных компаний это хороший стимул для внедрения «зеленых» технологий в производстве, однако многие из них уже не первый год активно модернизируют мощности и строят бизнес, учитывая ESG-повестку.

«В настоящее время Московский завод RENAULT последовательно реализует политику диджитализации и роботизации в рамках Целей устойчивого развития и ESG-повестки. На заводе функционирует более 150 роботов, внутренняя логистика роботизирована и подвоз комплектующих на конвейер осуществляется без людей с помощью беспилотных транспортных средств», – отметила заместитель генерального директора ЗАО «Рено Россия» Татьяна Редько.

По ее мнению, на региональном уровне необходимо изменить и популяризировать подход ответственного потребления, а также внедрить программу поддержки для предприятий, которые следуют Целям устойчивого развития.

«Наша компания разрабатывает и производит высокотехнологичную продукцию, которая реально снижает углеродный след. Ввод трансграничного углеродного регулирования с этой стороны должен положительно сказаться на внутрироссийском спросе на нашу продукцию. Практика показывает, что экологические инициативы очень быстро распространяются по миру. Так что и мы тоже начинаем задумываться о создании у себя на предприятии программ устойчивого развития для снижения нашего углеродного следа. В настоящий момент нам не хватает методологических основ и знаний лучших практик, реализованных в России и за рубежом. Тут, как нам кажется, и может помочь Московское Правительство. Например, в части организации семинаров, круглых столов для получения первичной информации», – рассказал заместитель генерального директора ООО «НТЦ Бакор» Михаил Королев в ходе обсуждения.

Справочно:

В 2021 году Еврокомиссия представила масштабную программу по борьбе с изменениями климата «Fit for 55», которая предусматривает внедрение механизма трансграничного углеродного регулирования начиная с 2023 года. Первоначально такой механизм будет применяться к импорту цемента, железа и стали, алюминия, удобрения и электричества.

В течение переходного периода (с 2023 года по 2025 год) импортеры ЕС обязаны будут ежеквартально предоставлять верифицированную отчетность о выбросах парниковых газов, а также декларировать полный углеродный след ввозимой продукции. Как только проект трансграничного углеродного регулирования будет полностью введен в действие с 2026 года, импортеры будут обязаны приобретать сертификаты для импорта товаров трансграничного углеродного регулирования в ЕС.

Российская Федерация уже следует глобальному тренду, развивая правовое регулирование декарбонизации. Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», а затем и Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (утверждена распоряжением Правительства № 3052-р от 29 октября 2021) определили общий вектор развития экономики РФ.

Больше информации об экономической политике и имущественно-земельных отношениях Москвы можно узнать на сайте economy.mos.ru.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить