Реставраторы работали со скульптурными группами на территории Императорского воспитательного дома в течение почти пяти месяцев. Сейчас с белоснежных монументов «Милосердие» и «Воспитание» сняли строительные леса.
Завершилась реставрация скульптур, обрамляющих въезд на территорию Императорского воспитательного дома со стороны улицы Солянки. Это копии аллегорических композиций XIX века «Милосердие» и «Воспитание», созданные из белого камня и установленные в 1970-х годах. Реставрацию провели в рамках волонтерского проекта Российской ассоциации реставраторов.
Оригинальные скульптуры с 1969 года хранятся на территории Донского монастыря в филиале Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Автором подлинных фигур был скульптор Иван Витали, а эскизные проекты пилонов, на которых они стояли, создал известный зодчий — Доменико Жилярди.
Точные копии скульптурных композиций, отправленных на музейное хранение, более полувека назад сделал скульптор Михаил Оленин. Установили их на оригинальные пилоны.
Милосердие олицетворяет женщина, кормящая младенца и держащая в поднятой руке пылающее сердце. Ее окружают дети старшего возраста. А воспитание символизирует женщина, читающая детям книгу. Первая скульптурная группа состоит из четырех фигур (включая младенца на коленях женщины), а вторая группа — из трех фигур. Эти работы, как и весь ансамбль Императорского воспитательного дома, относят к стилю раннего классицизма.
«Закончилась долгожданная реставрация копий скульптурных композиций “Милосердие” и “Воспитание”, украшающих въезд на территорию ансамбля воспитательного дома. Для нас очень важно подчеркнуть, что эти работы стали возможны благодаря сотрудничеству в рамках волонтерского проекта Российской ассоциации реставраторов. До начала работ специалисты определили, что за полвека нахождения на открытом воздухе состояние камня существенно ухудшилось, почему и потребовалась комплексная реставрация. Работы прошли под контролем нашего ведомства», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследияАлексей Емельянов.
Реставраторы приводили в порядок скульптуры и старинные пилоны практически пять месяцев. Сначала поверхность памятников очистили вручную при помощи инструментов и специальных составов, смывающих загрязнения. Доводили до совершенной чистоты скульптуры с помощью лазера. Затем специалисты заделали трещины и восстановили утраченный элемент композиции «Милосердие» (фрагмент кисти руки женщины, держащей пылающее сердце — символ милосердия). Пилоны из белого камня с цоколем из песчаника, которые играют роль постаментов для скульптур, тоже очистили. Их укрепили и выровняли, восстановили швы цоколя. После на поверхности скульптур и пилонов нанесли защитное покрытие.
Отреставрировали и фрагмент кованой ограды, примыкающий к пилону со скульптурой «Милосердие». Специалисты сняли слои старой краски, воссоздали утраченные детали и покрасили заново. Эти работы проводили в мастерской. В скором времени решетка ограды будет возвращена на свое историческое место.
Реставрация всего ансамбля Императорского воспитательного дома ведется с марта 2021 года. Это самый масштабный дореволюционный комплекс зданий в городе. Его история насчитывает 257 лет. В ансамбль входит шесть строений — объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, подлежащих реконструкции, но не являющихся объектами культурного наследия. Строения расположены по адресу: Китайгородский проезд, дом 9.
Московский императорский воспитательный дом заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой — деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. В соответствии с составленным Бецким генеральным планом под строительство отдали Васильевский луг — участок земли между Солянкой и Москвой-рекой.
Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк — один из последних мастеров барокко и первый в России архитектор раннего классицизма. Ансамбль отличается сложным пространственным рисунком фасадов при внешней простоте и плоскостности их оформления.
По проекту Карла Бланка дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, однако восточное каре возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.
В XVIII–ХХ веках комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве для ухода за сиротами, спасли главное здание от пожара, хотя Китай-город был практически полностью уничтожен.
После революции здания передали профсоюзным учреждениям. Открывшийся здесь Дворец труда описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» как Дом народов. С 1938 по 2016 год в комплексе располагалась сначала Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского, а затем Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).