Сотрудники географического факультета и факультета почвоведения МГУ исследовали содержание тяжелых металлов и радионуклидов в сельскохозяйственной продукции, выращенной на черноземах Тульской области, в пределах так называемого Плавского радиоактивного пятна. Это зона проживания людей с правом на отселение в силу высокого загрязнения цезием-137 после аварии на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), которая произошла в 1986 г.
Сотрудники и учащиеся кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета и кафедры радиоэкологии и экотоксикологии факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках госбюджетного финансирования проанализировали пахотный слой черноземов и четыре сельскохозяйственные растения: сою, пшеницу, козлятник и кострец (последние два используются на корм скоту). Во всех растениях анализировали корни и надземную фитомассу (побеги и листья), а также пшеничные зерна и соевые бобы.
— После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор на многих землях сельскохозяйственного назначения повышен радиационный фон. Но стоит ли их забрасывать и не использовать в силу существующей радиофобии? Мы изучили возможность использовать эти земли для народнохозяйственных нужд без опасения за здоровье человека или сельскохозяйственных животных, – рассказал старший научный сотрудник географического факультета МГУ, ответственный исполнитель работ, связанных с анализом содержания тяжёлых металлов, Иван Семенков.
— По нашим данным, несмотря на сохранение превышений нормативов содержания цезия-137 в черноземах Плавского радиоактивного пятна, в растительной продукции (сое, пшенице, козлятнике и костреце) уровни содержания стабильных и радиоактивных загрязнителей (свинца, марганца, мышьяка, хрома, меди, ванадия, никеля, цинка, цезия-137 и других) не превышают нормативы. Следовательно, растения безопасны для потребления человеком и сельскохозяйственными животными. В культуры, которые мы изучили, цезий-137 переходит слабо благодаря двум естественным механизмам. Необменная сорбция в почвах переводит цезий в соединения, которые не доступны растениям. А биохимические барьеры в корнях препятствуют поступлению токсикантов в надземные органы, – отметила старший преподаватель факультета почвоведения МГУ, ответственный исполнитель работ, связанных с анализом содержания радионуклидов, Татьяна Парамонова.
Таким образом, параметры накопления тяжелых металлов в сое, пшенице, козлятнике и костреце не отличаются от характеристик сельскохозяйственных растений других территорий, которые не были подвержены радиоактивному загрязнению.
В 2020-2021 гг. ученые планируют проанализировать и другие культуры, например, кукурузу и картофель на содержание в них тяжелых металлов.
ФОТО:
Рис. 1. Автоклавные установки, используемые для разложения проб растений и последующего анализа элементного состава. Фото Ивана Семенкова
Рис. 2. Пшеничное поле на черноземе в пределах Плавского радиоактивного пятна. Фото Ивана Семенкова
Рис. 3. Начало пахоты – подготовки поля к посеву нового урожая в пределах Плавского радиоактивного пятна. Фото Татьяны Парамоновой
Рис. 4. Чернозем, исследованный нами в Плавском районе Тульской области: разрез № VL-10-10. Мощный (более 80 см) темный гумусовый горизонт сменяется бурым горизонтом, переходным к почвообразующей породе. Фото Татьяны Парамоновой
Пресс-служба,
Географический факультет МГУ