ЦСР оценил репутацию ушедшего из России иностранного бизнеса

ЦСР оценил репутацию ушедшего из России иностранного бизнеса - фото 1Центр стратегических разработок составил «репутационные списки» ушедших из России иностранных компаний. Каждой пятой компании доступ на российский рынок предлагается запретить, а свыше трети — ограничить


Западные компании и бренды все активнее прорабатывают пути возвращения на российский рынок. Кто-то идет через посредников, кто-то через свои посольства, а кто-то напрямую к президенту, бренды продолжают подавать заявки на регистрации товарных знаков. Три месяца назад Владимир Путин дал четкий сигнал, что одних лишь извинений иностранного бизнеса, который прежде критиковал Москву или перечислял деньги ВСУ, будет недостаточно для возобновления работы в России. Если уход с рынка под давлением можно понять, то остальные действия — это уже внутреннее решение компании и ее менеджмента.

Чтобы общественность, бизнес и власти могли видеть реальную картину, Центр стратегических разработок провел первый этап большой аналитики по ушедшему бизнесу с февраля 2022 года. Далее в планах ЦСР определить степень допустимости и целесообразности присутствия различных компаний в тех или иных отраслях российской экономики с учётом рисков вытеснения отечественных производителей и стратегической значимости отраслей. Итогом станет перечень допустимых сочетаний «компания — отрасль» и подготовка открытых индивидуальных профилей компаний.

Наша «лакмусовая бумажка», которая в цветовой палитре даст описание, поможет российским предпринимателям и бизнесу в целом определять модель своего поведения на переговорах или опираться на эти данные при принятии решений. Так как мы экспертная организация, то наши данные будут носить рекомендательный характер. При этом мы оставляем право иностранному бизнесу оспорить свое положение в этой матрице, но только при предоставлении официальных подтверждающих отчетов. Желающие всегда могут воспользоваться формой обратной связи на нашем сайте. Интернет помнит все и цифровой след уже зафиксирован.

Большую помощь в сборе и обработке данных по зарубежным компаниям экспертам ЦСР оказал иностранный ИИ. Он помог найти даже то, что компании публиковали в отдаленных разделах своих сайтов. Материалы собирались как из первоисточников — сайты компаний, публикации в СМИ, отчеты компаний, — так и с сайтов проукраинских организаций, собирающих информацию об уходе компаний из России и осуществляющих публичное давление на эти компании. Этот пример показателен, так как в открытом доступе есть даже «скрины» переписок.

В результате нашей работы мы установили 1645 компаний, которые были подвергнуты тщательному анализу в связи с наличием сведений об их уходе с российского рынка. Из них, после проверки первичных источников 143 компании были отнесены к категории оставшихся в России, а 1502 компании полностью или частично ушли с российского рынка. Из общего числа 1064 компании оказались компаниями с физическим присутствием в России до февраля 2022 года.

После ИИ вся информация была перепроверена и разбита на шесть категорий: «риторика в публичной коммуникации», «мотивировка ухода с российского рынка», «пожертвования в пользу Украины или связанных с ней субъектов», «поддержка российских клиентов или сотрудников», «состояние, в котором компания оставила российский бизнес», «смягчающие обстоятельства» и «тайминг ухода с российского рынка».

Почему мы упомянули лакмусовую бумажку — все организации распределены по так называемым репутационным спискам — по трем цветам, имеющим градацию внутри. Эта классификация легла в основу следующих этапов проекта — отраслевого анализа и сопоставления его с репутационными оценками.

Красный — в него попали компании, проявившие недружественные действия (21,1%), им доступ на российский рынок должен быть полностью запрещен. Желтый — для компаний, которые не совершали недружественных действий, но и не проявили «достаточной степени ответственности» (36%), им доступ на рынок должен быть ограничен. Зеленый — для организаций, которые ушли с «ответственным подходом» (34,2%), им доступ на рынок может быть открыт «при наличии отраслевой потребности».

В качестве примера можно привести IKEA, которая находится в желтом списке. Основная причина ухода — экономическая. Компания выразила глубокую обеспокоенность гуманитарной катастрофой и приостановила деятельность в России и Беларуси 3 марта 2022 года, ссылаясь на разрушительное воздействие войны, риски для сотрудников и сбои в цепочке поставок.

Компания предоставила 40 миллионов евро на гуманитарную помощь — 20 млн от фонда IKEA и по 10 млн от Inter IKEA Group и Ingka Group — в поддержку УВКБ ООН, Save the Children и других НКО. Приостановка деятельности в России затронула 15 000 сотрудников, которым обеспечили сохранение занятости и доходов на первое время. Торговые центры Mega продолжили работу для обеспечения населения товарами первой необходимости. Российский бизнес IKEA был продан.

Недавно Владимир Путин поручил представить предложения о дополнительных ограничениях на ПО из недружественных стран. И у нас для властей есть первое предложение из самого темного списка - австралийский сервис графического дизайна Canva ушедшая по этническому признаку. Компания выступила с резким осуждением России и 1 марта 2022 года прекратила все платежи из России, а с 1 июня полностью заблокировала доступ к своей платформе российским пользователям. Компания назвала СВО «незаконной войной» и сообщила о распределении $1 миллиона через Canva Foundation на поддержку Украины. Помимо финансовой помощи, Canva использовала свою платформу для распространения антироссийских заявлений. Бизнес в России компания ликвидировала.

И, наконец, пример из самого светлого списка: Marriott International объявила о приостановке всех операций в России 3 июня 2022 года, спустя 25 лет присутствия на российском рынке. Компания закрыла свой корпоративный офис в Москве и прекратила инвестиции и развитие новых проектов в стране. Решение было обусловлено новыми санкциями США, Великобритании и ЕС, которые сделали невозможным продолжение деятельности Marriott или франшизы отелей на российском рынке. Marriott выделила $1 миллион на поддержку сотрудников в России и Украине, включая помощь в переселении, предоставление ваучеров на питание, транспорт, медицинскую и юридическую поддержку. После ухода Marriott, отели, ранее управляемые компанией, продолжили работу под новыми брендами. Например, The Ritz-Carlton Moscow был переименован в The Carlton Moscow и продолжил функционировать как независимый отель.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить