Опыт Якутии по развитию креативных индустрий представили на «Российской креативной неделе». Глава республики Айсен Николаев подписал соглашение с АНО «Креативная экономика», а также выступил на заседании комиссии Госсовета при Президенте России. В ходе панельной дискуссии форума «Взгляд в будущее: креативные индустрии на горизонте 2040» практики региона были особо отмечены экспертами. Ленский клуб собрал основные тезисы выступления спикеров.
На тематической сессии, посвященной будущему творческих отраслей, обсуждали, что ждет экономику знаний в ближайшей перспективе. Каждый спикер представлял одну из сфер – образование, СМИ, социальные медиа. Единственным участником дискуссии от органов исполнительной власти дискуссии выступил Глава Якутии Айсен Николаев. «Якутия – во многом лидер креативных индустрий», – констатировал, передавая ему слово, модератор площадки, советник генерального директора Агентства стратегических инициатив Иван Карпушкин.
По словам руководителя региона, ставка на креативные индустрии была сделана правительством республики в 2018 году. Решение было вызвано желанием диверсифицировать экономику, так как республика в первую очередь ассоциировалась с запасами природных ресурсов и развитой добывающей промышленностью.
«Если мы «свесим ноги», это в конечном итоге, с точки зрения развития человеческого капитала, сдвинет республику на обочину развития. Ставка на креативные индустрии может сделать задел, чтобы в будущем, когда ресурсы не будут востребованы или закончатся, мы могли дальше жить и развиваться», – поделился руководитель региона.
Как отметил Айсен Николаев, все более заметную роль в креативных индустриях играет искусственный интеллект. И если не так давно считалось, что он вытеснит с рынка все нетворческие профессии, то сейчас от него страдают дизайнеры и представители культурной среды. В качестве примера он представил гимн первого на Дальнем Востоке креативного кластера из Якутска «Квартала труда», который написала нейросеть.
«Если в области левого полушария, которое отвечает за логику, мы уже уступаем искусственному интеллекту – он лучше обрабатывает массивы данных, обыгрывает человека в шахматы, – то в области правого полушария, который касается совести, религии, веры, должны ему «дать бой». Необходимо научиться этим миром (искусственного интеллекта – ЛК) если не управлять, то вкладывать нужные смыслы. Якутия за ценности, которые можно считать традиционными. Мы свою тысячелетнюю культуру не забыли, не отреклись от нее. Наоборот, ею питаемся и используем ее в том числе с использованием самых современных технологий», – констатировал Айсен Николаев.
Директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде, комментируя роль культуры в развитии творческих индустрий, отметила, что среди выпускников-дизайнеров из России многие стремятся подражать европейским стилям – скандинавскому, французскому, немецкому, итальянскому. Однако действительно заметными на рынке стали те специалисты, которые формулировали бренды на основе своего культурного кода.
«Мы живем в стране, где есть огромное количество культурных кодов, огромное количество религий – практически все представлены. А это дает нам возможность создавать продукты для разных стран этого мира. Наше государство близко к Азии. Работа с российским культурным кодом является основой», – заключила эксперт.
Главным проектом креативных индустрий в Якутии Айсен Николаев назвал кинопавильон полного цикла. А само якутское кино, по его словам, уже давно не феномен, а явление отечественного кинематографа. При этом, как подчеркнул эксперт Института кино НИУ ВШЭ Олег Иванов, Якутия создала новую бизнес-модель, которая позволяет производителям фильмов получать доходы и развиваться. Ее основой стала собственная технология кинопроекторов для малых кинозалов, создавшая возможность для зрителей в самых отдаленных населенных пунктах смотреть новинки.
«В тысяче километров от Якутска на реке Индигирка расположено село Чумпу-Кытыл с населением около 200 человек. Не думайте, что там старики доживают свой век. Это село, где идет прирост населения, много школьников, молодежи. Три месяца назад они решили в своем клубе за свои деньги установить проектор сети «Экстра Синема», и в течение трех месяцев триста раз посетили киносеанс. Значит, полтора раза каждый житель в среднем сходил. 150 из этих билетов на два якутских фильма. Один из них, который победил на якутском кинофестивале – «Там, где танцуют стерхи», – и еще около половины на фильм «Карина». В бизнес-модели якутского кинематографа удивительно все. Первое – фестивальное кино смотрят в первую очередь. Второе – ожидания формируются не Marvel´ом, а внутри республики: люди хотят смотреть собственное кино. Они этим живут, они создают истории сами для себя. Они создали технологию, которая заменяет голливудскую», – отмечает эксперт.
Как показывает исследование Института кино НИУ ВШЭ, с ростом малых кинозалов увеличивается охват населения, а следовательно, кассовые сборы якутских фильмов. На начало этого года в Якутии действовало 30 кинозалов. К 2025-му в республике планируют открыть еще 120. Благодаря этому доступ к коллективному просмотру кино будет иметь еще около 240 тыс. человек, а доля тех, кто сможет ходить на показы в месте проживания составит 88% населения республики. Это выше, чем в среднем по стране, где доля достигает 69% жителей. По прогнозам Олега Иванова, общая «касса» якутских фильмов поднимется в 2,5 раза до 250 млн руб.
Следующим этапом проекта «Экстра Синема», который получил поддержку Владимира Путина и был включен в указ главы государства о национальных целях развития страны, станет кинофикация Дальнего Востока. Для этого понадобится 1000 кинопроекторов. Еще 20 000 необходимо изготовить для малых населенных пунктов всей страны. Суммарный прирост зрительской аудитории в таком случае составит к 2028 году еще 50 млн человек. Таким образом, якутская модель может принести миллиардные доходы отечественному кинематографу только внутри страны.
«Никакая технология для дома не заменит коллективный просмотр, – говорит эксперт Института кино НИУ ВШЭ. – В населенных пунктах на 1300 жителей на киносеансы ходят так, что в среднем на одном бывает 90 человек. А они идут не каждый день. Но люди реально смотрят свое кино. Если мы не научимся делать фильмы, которые сами захотим посмотреть, они никогда не будут востребованы. Нужно эту модель масштабировать на Россию. Она будет работать на закрепление национального суверенитета страны. И плюс Якутия освобождается от технологической зависимости».
По мнению Олега Иванова, те субъекты, которые делают ставку на привлечение специалистов за пределами региона, в том числе за счет рибейтов, развивают экономику, но теряют в самобытности. Однако собственные технологии и желание создавать интересные истории для себя позволят формировать ожидания изнутри, а не со стороны внешнего рынка. При этом качественный востребованный продукт будет востребован и для экспорта, считает эксперт.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON