Программно-аппаратные комплексы АКТС-4 размещены на участках федеральных трасс, по которым ежедневно проезжают около 500 тыс. автомобилей. Система, разработанная лауреатами премии Правительства Москвы молодым ученым по итогам 2015 года из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН), была признана лучшей в номинации «Автомобильный и железнодорожный транспорт и инфраструктура».
Разработка программно-аппаратного комплекса «Автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4» позволила автоматизировать тарификацию на въездах на платные автодороги, благодаря чему существенно увеличивается их пропускная способность. В классификаторе применяются разрабатываемые Лабораторией зрительных систем ИППИ РАН передовые технологии технического зрения, которые сочетают в себе элементы машинного обучения, сложной обработки изображения, построения и анализа моделей, уверенно работающие даже в сложных российских климатических и дорожных условиях.
В рамках предварительных испытаний АКТС-4 была установлена на более чем 200 полос, по которым ежедневно проезжают около 500 тыс. автомобилей, и показала высокую надежность и точность распознавания. В частности, на текущий момент классификатор эксплуатируется на пунктах оплаты федеральных дорог М1 «Северный обход Одинцова» и М4 «Дон» неподалеку от Москвы, а также «Западного Скоростного Диаметра» в Санкт-Петербурге. Ядром команды по коммерциализации выступили сотрудники Лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Тимур Ханипов, Антон Григорьев и Елена Кузнецова, которые и стали лауреатами премии Правительства Москвы.
Заведующий Лабораторией зрительных систем ИППИ РАН Дмитрий Николаев отметил, что для него «стал большим праздником тот день, когда АКТС в реальной эксплуатации показал требуемое качество и стабильность работы. Это был долгий путь, мы работали почти пять лет. И вдвойне приятно, что труд ребят оказался так высоко оценен».
Представители компаний, эксплуатирующих АКТС-4, а также отраслевые эксперты отмечают его преимущества перед зарубежными аналогами, которые не так точны в сфере классификации автотранспорта, и его устойчивую работу при всех погодных условиях, наблюдавшихся в 2015-начале 2016 гг.
Премии Правительства Москвы молодым ученым присуждаются ежегодно, начиная с 2013 г., на конкурсной основе единоличным участникам или научным коллективам до 3 человек. Размер премии составляет 1 млн рублей. Возраст участников конкурса на момент присуждения премии не должен превышать 35 лет.
Организатор Конкурса – Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
5 февраля 2016 года 48 молодых ученых Москвы – 13 человек и 15 научных коллективов – получили премии Правительства Москвы за 2015 год. Из 379 заявленных на конкурс проектов были выбраны 28 инновационных разработок в приоритетных для города отраслях промышленности. Наибольшее количество заявок пришлось на следующие направления – медицина, биология, химия, технические и инженерные науки.
Для справки. ИППИ РАН создан в 1961 году и является одним из ведущих междисциплинарных исследовательских центров России. Основные направления деятельности Института – выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области передачи и обработки информации в технических и живых системах. В Институте сформирован коллектив высококвалифицированных ученых, трое его сотрудников были удостоены высшей международной премии в области математики – Золотой медали Филдса. Институт ведет образовательные программы в партнерстве с МГУ, МФТИ и НИУ ВШЭ. В экосистеме Института успешно развиваются академические стартап-компании в сфере анализа данных и математического моделирования, профессиональной связи, систем технического зрения.