
Комментируя работу противопожарной экспедиции Гринпис России и «Экологической вахты по Северному Кавказу» в приазовских плавнях в сентябре этого года, представитель МЧС заявил, что спасатели благодарны добровольцам, «но в помощи добровольцев из других районов край и МЧС России не нуждаются».
«Термоточки, которые происходили в лимане в период времени прибытия «Экологической вахты» и Гринписа не угрожали населённым пунктам и были труднодоступны. Площадь возгорания составляла 100 кв. м (то есть 0,01 гектара)», — приводит слова представителя МЧС России по Краснодарскому краю Никиты Гавриляка издание Юга.ру. Гавриляк также заявил, что доехать до пожара они не могли, а «могли только мониторить ситуацию, дабы не было угрозы населённым пунктам, и её не было».
Это заявление удивляет. Во-первых, ситуация намного серьёзнее, чем её описывает Н. Гавриляк. По данным государственной системы мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз, площадь пожара была не 0,01 гектара, а 537 гектаров. МЧС не стало тушить этот пожар, а экспедиция Гринпис России попыталась не допустить его распространения, но не смогла этого сделать из-за силового противодействия.
Каждый пожар — это ущерб не только природе, но и экономике региона из-за деградации окружающей среды. По расчётам эксперта Гринпис России Михаила Крейндлина, ущерб от этого пожара составил 5 миллиардов рублей. При этом ущерб от пожара на момент прекращения работы на нём противопожарной экспедиции был 690 миллионов рублей. Если бы противопожарные службы приняли меры по ликвидации, а экспедиция Гринпис смогла продолжить работу, то площадь пожара не увеличилась сильно, соответственно, ущерб был бы намного меньше. Противодействие экспедиции и непринятие уполномоченными органами мер по тушению стоило государству 4,3 миллиарда рублей. При расчёте использовались данные государственной системы мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз и правила расчёта ущерба, утверждённые приказом № 107 Минприроды России от 28 апреля 2008 года.
Во-вторых, управление МЧС по Кубани официально признало, что «практически каждый год огонь затрагивает уникальные природные территории — водно-болотные угодья международного значения «Дельта Кубани», природный заказник «Приазовский», район озера Ханского».
В-третьих, когда проходила экспедиция, рядовым сотрудникам противопожарных служб была необходима помощь добровольцев, например, с воздушной разведкой с помощью дрона. Пожарные машины не всегда могли проехать к пожарам в Черновских плавнях, и добровольцы экспедиции могли помочь, если бы люди, которые называли себя казаками, не заблокировали проезд. Местные жители рассказывают, что от тростниковых пожаров в Краснодарском крае регулярно гибнут люди, несмотря на официальные заявления о незначительных площадях возгорания и мониторинге ситуации.
В условиях, когда региональное управление МЧС не имеет возможности бороться с пожарами на природных территориях, неразумно отказываться от помощи добровольных лесных пожарных, уверены сотрудники Гринпис России. «Да, безусловно основной функцией МЧС и пожарной охраны является защита населённых пунктов. И вся пожарная техника, стоящая на вооружении пожарной охраны приспособлена именно к этому. Но именно поэтому так важна помощь пожарным со стороны добровольцев. Пожарные не справляются с огнём в тростниковых зарослях, не могут туда проехать, не могут эффективно работать там, не оставляя без прикрытия населённые пункты. В итоге страдают природные территории. А иногда и населённые пункты оказываются под угрозой из-за того, что такие пожары развиваются на большие площади и подходят к домам с разных сторон. Именно в таких условиях особенно глупо отказываться от квалифицированной помощи со стороны тех людей, которые и обучены и мотивированы, и хорошо экипированы», — заявил лидер экспедиции, руководитель противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин.
Напомним, в сентябре на противопожарный лагерь Гринпис России было совершено нападение группы неизвестных.
В результате участники экспедиции получили травмы, им понадобилась медицинская помощь. Нападавшие угрожали убийством участникам экспедиции, порезали палатки, повредили автомобили, украли кое-что из ценной техники. Местной полицией были возбуждены уголовные дела об угрозе убийством, умышленному причинению лёгкого вреда здоровью и краже. Правоохранительными органами ведётся расследование происшествия, со стороны защиты пострадавшей стороны работают адвокаты. На данный момент Гринпис России ведёт работу по восстановлению пострадавшего и утраченного оборудования, оказана необходимая помощь участникам экспедиции. Уже более 15 000 человек потребовали от ФСБ и МВД расследовать происшествие. Гринпис России надеется, что виновные будут найдены.