Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России о ходе реализации «регуляторной гильотины»

 

Здравствуйте, уважаемые члены Общественного совета!
Направляю вам материалы и сообщение от члена Общественного совета Федорова Александра Вячеславовича:

Добрый день!

Проектом регламента заседания Общественного совета при Минприроды России запланировано моё выступление при обсуждении информации о ходе реализации «регуляторной гильотины».

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 1

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 3

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 5

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы не тратить в ходе заседания на это время прошу направить членам Совета доклады 1 и 2 Рабочей группы по "регуляторной гильотине", а также указанные в докладе заключения на проекты нормативно-правовых актов. Также прилагаю и прошу направить членам Совета доработанный проект решения Общественного совета по итогам обсуждения информации о ходе реализации «регуляторной гильотины».

 

Общественный совет
при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Заключение
Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу «Информация о ходе реализации Минприроды России механизма «регуляторной гильотины»

В рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты» реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. № 4714п-П36, Минприроды России подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации:
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды»;
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях»;
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере лесного хозяйства».
В Рабочую группу по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России с начала года из Аналитического центра при Правительстве России поступило 36 пакетов проектов нормативно-правовых актов, разработанных Минприроды России, рассмотрено 33 (часть — в процессе рассмотрения), выполнено 11 заключений по ним. В Минприроды России было направлено 10 запросов о внесении поправок в разработанные проекты нормативно-правовых актов (одно из-за неточности состава было отозвано), подготовлено два доклада по разрабатываемым в рамках «регуляторной гильотины» проектам нормативно-правовых актов.

По результатам рассмотрения Общественным советом при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации принято решение:
1. Принять к сведению доклады Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России. Просить Минприроды России назначить ответственного сотрудника, в задачи которого будет входить организация оперативного взаимодействия подразделений Минприроды России, ответственных за разработку конкретных нормативно-правовых актов, с Рабочей группой по механизму «регуляторной гильотины» и Комиссией по общественной оценке нормативно-правовых актов, качества государственных услуг, антикоррупционной и кадровой работы Общественного совета при Минприроды России в целях подключения экспертов Общественного совета к процессу разработки проектов нормативно-правовых актов, согласно планам нормотворческой деятельности Минприроды России, поручениям Правительства России и др, проведения рабочих совещаний по согласованию предложений и замечаний по разрабатываемым нормативно-правовым актам.
2. Одобрить деятельность Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России.
3. Просить Минприроды России неотложно провести серию совещаний с целью учёта предложенных Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России предложений и поправок к разработанным проектам нормативно-правовых актов с участием экспертов Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России. Обратить особе внимание на необходимость тщательной доработки законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в иные законодательные акты Российской Федерации» и связанным с ним проектами акто о государственной экологической экспертизе и порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в части необходимости сохранения юридического статуса общественной экологической экспертизы и обеспечения для граждан прямого очного участия в обсуждении намечаемых к реализации объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.
4. Одобрить проекты постановлений Минприроды России, предусматривающих признание утратившими силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) и рекомендовать продолжить работу по переизданию необходимых нормативных правовых актов.
5. Поддержать позицию Минприроды России о неправомерности включения в перечень отменяемых в целях «регуляторной гильотины» нормативно-правовых актов не относящихся к контрольно-надзорной деятельности. Считать необходимым повторно обратиться в Правительство России о необходимости исключения из перечня отменяемых следующих нормативно правовых актов, прекращение действия которых до принятия их замещающих породит слишком высокие коррупциогенные риски, как и предпосылки для нанесения существенного ущерба окружающей среде:
1). постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий».
2). Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».
3). Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
4). Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы».
5). Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».).

Председатель Общественного совета
при Минприроды России В.П. Орлов

 

Предложения и замечания
к проекту приказу Минприроды России «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РФ»

Статья, часть, пункт акта
Предложения/замечания
Обоснование
1.
Везде по тексту
После слов «оценка (и) воздействия» добавит «на окружающую среду»
Общие правила написания нормативных актов
2.
п. 1 понятие «оценка воздействия на окружающую среду»
После слова «планируемой» добавить в скобках «намечаемой»
Позволяет устранить возможные лексические разночтения при правоприменении
3.
п. 1 понятие «оценка воздействия на окружающую среду»
Дополнить абзацем «Это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Необходимое дополнение, уточняющее суть и назначение ОВОС
4.
п. 1 Понятие «Материалы по оценке воздействия»
После слов «комплект документации» добавить «по оценке воздействия на окружающую среду»
Уточнение, позволяющее устранить возможную путаницу документации ОВОС с иной документацией, представляемой на экологическую экспертизу.
5.
п. 1 Понятие «Общественные обсуждения»
После слов «с целью» вставить «обеспечения участия граждан» и далее — по тексту
Смысл общественных обсуждений не только в информировании, но и в обеспечении гарантий участия граждан в процедуре ОВОС
6.
п. 1
Дополнить понятием «сводный реестр замечаний и предложений общественности» и дать ему определение
В п. 39 вводится понятие «сводный реестр замечаний и предложений общественности». Это понятие документирует один из ключевых элементов процедуры ОВОС. Ключевые понятия должны быть раскрыты в п.1 Положения об ОВОС.
7.
п. 7
Удалить
Противоречит п. 5 Положения и самой сути процедуры ОВОС
8.
п. 9 абз. 3
Записать в редакции:
«сведения о выявлении и учете, а также обоснование не принятия к учёту поступивших общественных предпочтений и предложений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
Термин «учёт» не подразумевает наличие обоснованности отклонения поступивших предложений. Вместе с тем, смысл и содержание ОВОС ровно в том и состоит, чтобы общественность могла высказать свои предложения, а заказчик должен их либо учесть, либо мотивированно отклонить. Ровно по этой причине термин «обоснование», а не «учёт» и используется в следующем абзаце этого пункта.
9.
п. 9
Дополнить абзацем
«Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в Материалах (документации) по оценке воздействия на окружающую среду и используются в процессе принятия управленческих решений, относящихся к намечаемой деятельности. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду являются частью комплекта документации по намечаемой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Материалы по оценке воздействия должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
Смысл и назначение материалов ОВОС — не приложение в составе документации — а использование в процессе принятия управленческих решений, относящихся к намечаемой деятельности.
Неотъемлемые условия ОВОС - научная обоснованность, достоверность, отражение результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов
10.
п. 10, два последних абзаца
удалить
Не относятся к принципам
11.
п. 10
Добавить абзац
достоверность и полнота информации, используемой и получаемой в процессе проведения исследований по оценке воздействия на окружающую среду.
Достоверность и полнота информации, используемой и получаемой в процессе проведения исследований по оценке воздействия на окружающую среду — один из ключевых принципов ОВОС
12.
п.11
Добавить абзац
«утверждение Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Утверждение обсуждённого ТЗ - необходимое завершение этапа
13.
п. 14
Вместо «площадки реализации» записать «местах размещения»
Замена неопределённого расплывчатого термина на конкретный
14.
п. 15 абз. 2
Дать в редакции
«о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ... и предполагаемые требования к месту размещения, ...» - и далее по тексту
Необходимое уточнение расплывчатой записи
15.
п.17
Увеличить срок уведомления о проведении оценки воздействия с 5 до 10 дней
5 дней — срок часто недостаточный не только для ознакомления с материалами ОВОС, но даже для получения информации о проведении ОВОС. Участие граждан — важнейший элемент процедуры ОВОС, который необходимо должным образом гарантировать, в тч. достаточностью сроков для такого участия.
16.
п.17
Исключить союз «или» в отношении «соответствующего органа местного самоуправления»
Категорически нельзя исключать орган местного самоуправления из информационного поля, т.к. в этом случае население теряет возможность прямого доступа к информации.
17.
абзац 4 п.19:
1. исследования по оценке воздействия включают:
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
альтернативные варианты реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов (за исключением объектов добычи полезных ископаемых), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

из абзаца 4 п.19 слова: "(за исключением объектов добычи полезных ископаемых) необходимо исключить.

проектом Положения предусмотрено, что материалы ОВОС в отношении объектов добычи полезных ископаемых не должны содержать альтернативные варианты размещения объектов добычи полезных ископаемых.
Фактически, означает, закрепление безальтернативности размещения указанных объектов. В то же время, добыча полезных ископаемых является одним из факторов, наиболее отрицательно влияющих на состояние окружающей среды, в том числе на особо ценные природные комплексы (в частности, особо охраняемые природные территории). Хорошо известно, что современные технологии позволяют изменять местоположение объектов добычи полезных ископаемых, выводя инфраструктуру из наиболее экологически значимых или уязвимых территорий (например, применяя технологии наклонно-направленного бурения).
18.
Последний абз. п19
исключить
Имеет необязательный, но вместе с тем расширительный юридически неопределённый характер, потенциально несущий коррупциогенную составляющую
19.
п. 21 последнее предложение
Дать в редакции
«В окончательный вариант материалов должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, мотивированном отклонении неучтённых, а также протоколы общ слушаний (если таковые проводились).
Участники общественных обсуждений материалов ОВОС и, в случае поступления материалов ОВОС на экологическую экспертизу, должны видеть все поступившие в ходе ОВОС предложения, обоснование их учёта в материалах ОВОС или отклонения.
20.
п. 24 посл. абзац.
Исключить слово «эксперты»
Отдельное выделение экспертов, как участников общественных обсуждений, придаёт им некий особый, но не заданный положением об ОВОС статус. При этом все участники обсуждений, кроме организаторов, имеют равные права и несут равные обязанности, а эксперты являются гражданами.
21.
п. 15 абз.2
Дать в редакции:
Участие общественности при подготовке материалов по оценки воздействия на окружающую среду должно осуществляться:
Термин «может» подразумевает возможность этого не делать. Термин «должно» закрепляет гарантии для населения и общественности участия в процедуре ОВОС.
22.
п. 26
Дать в редакции
26. В целях информирования общественности и организации общественного обсуждения заказчик (исполнитель) представляет в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения уведомление о намерении проведения общественного обсуждения объекта оценки воздействия, содержащее информацию для общественности, не позднее чем за 10 рабочих дней до начала планируемого обсуждения (даты его опубликования).
Рекомендуемая форма уведомления о проведении общественного обсуждения проекта Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду приведена в приложении № 1А к настоящему Положению.
Рекомендуемая форма уведомления о проведении общественного обсуждения предварительных Материалов по оценке воздействия на окружающую среду и(или) обосновывающей документации по объекту экологической экспертизы, включая предварительные Материалы по оценки воздействия на окружающую среду, приведена в приложении № 1Б к настоящему Положению.
Техническое задание на ОВОС и предварительные материалы ОВОС — разные документы. Потому и содержание информации о них -разное.
Предлагаемые формы уведомления о них прикладываются к настоящим предложениям и замечаниям.
23.
п. 27.2 Второе предложение
Дать в редакции:
В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний, кроме их проведения в отношении объектов I-III категории опасности и объектов по размещению, утилизации и обезвреживанию отходов, такие слушания по решению заказчика могут быть организованы либо в каждом из муниципальных районов, муниципальных, городских округов либо на базе одного из них, общественность которого проявила наибольшую заинтересованность к процессу оценки воздействия.
Право выбор места проведения общественных слушаний на усмотрение заказчика носит коррупциогенный характер и лишает граждан законного права непосредственного участия в принятии значимых для обеспечения их безопасности и будущего решений.
24.
п. 28
Дополнить пункт абзацем
«Для объектов I-II категории опасности и объектов по размещению, утилизации и обезвреживанию отходов общественное обсуждение проводится в форме общественных слушаний»
Дополнение обеспечивает права граждан принять непосредственное участие в принятии значимых для обеспечения их безопасности и будущего решений.
25.
п. 30
Срок указать как 10 дней
Обоснование см. выше.
26.
п. 32, второй абзац
Дать в редакции:
«Материалы по объекту общественных обсуждений для ознакомления размещаются на официальном сайте органа государственной власти и (или) местного самоуправления и (или) на официальном сайте заказчика (исполнителя).
Интернет сегодня для многих является основным источником информации. Для обеспечения доступа гражданам к материалам ОВОС и участия в общественных обсуждениях необходимо размещение всех материалов и информации в интернет.
27.
п. 33
Дать в редакции
«33. В течение всего периода проведения процедуры общественных обсуждений согласно уведомлению заказчик (исполнитель), орган государственной власти и орган местного самоуправления обеспечивают прием замечаний и предложений общественности, оформляют журнал учета замечаний и предложений общественности. Рекомендуемая форма журнала учета замечаний и предложений общественности приведена в Приложении № 2. «
Участие органов государственной власти и местного самоуправления в приёме замечаний и предложений общественности, ведении журнала учета замечаний и предложений общественности, особенно для случаев удалённых мест и территорий с неразвитой коммуникационной инфраструктурой — дополнительный фактор, обеспечивающий участие граждан и гарантии учёта их предложений и мнения.
28.
П.35.1:
Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляется не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.

п.35.1 изложить в следующей редакции: "Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляется не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 30 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.
Согласно действующему в настоящее время Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000 № 2302, далее – Положение об ОВОС), п. 4.8, информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Согласно, п.4.10 Положения об ОВОС, принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Таким образом, проектом Правил необоснованно в 3 раза сокращается срок принятия замечаний и предложений граждан в период проведения общественных слушаний.
Сокращение указанных сроков сильно усложнит подготовку аргументированных замечаний к материалам ОВОС и, соответственно, создается препятствия для реализации предусмотренного законом права (ФЗ "Об охране окружающей среды, статья 3) права граждан на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
29.
п. 36.3
Дать в редакции
«36.3. Порядок проведения опроса устанавливает соотв. орган местного самоуправления на основании методических указаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области го государственной экологической экспертизы»
Общие рекомендации по проведению опросов в целях реализации процедуры ОВОС обеспечат гарантии соблюдения прав граждан на доступ к участию в процедуре ОВОС и учёт их мнения.
30.
п. 38
Дополнить пункт фразой «, перечнем учтённых и не учтённых предложений, с обоснованием причин отклонения неучтённых»
Участники общественных обсуждений будут информированы о причинах не учёта поступивших от них предложений. Эксперты комиссий экологической экспертизы, при необходимости, смогут уточнить обоснованность отклонения поступивших в ходе общественных обсуждений предложений», тем самым будут реализованы гарантии гражданам участия в процедуре ОВОС
31.
П.45. В случае представления на государственную экологическую экспертизу материалов, переработанных в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы, материалы оценки воздействия дорабатываются с учетом рекомендаций отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, при этом повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
П. 46. В случае доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, дополнительная оценка воздействия может не проводиться, если вносимые корректировки не затрагивают разделы документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды. В случае необходимости доработки материалов оценки воздействия повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
Пункты 45 и 46 исключить.
Граждане и общественные объединения лишаются возможности получить информацию о том, на сколько учтены их замечания, а также замечания экспертов государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации при доработке объекта ОВОС.
Тем самым, граждане и общественные объединения лишаются права получения достоверной информации о намечаемой деятельности, что противоречит принципу участия общественности при организации и проведении оценки воздействия, определенному проектом Положения.

32.
п. 4 приложения 4
Дополнить пункт абзацами:
«Качественные и количественные показатели, характеризующие намечаемую (планируемую) деятельность, в том числе объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, количество образующихся отходов и мероприятия по утилизации.
Имеющиеся ограничения (водоохранные, санитарно-защитные зоны, буферные зоны особо охраняемых природных территорий, доступные квоты выбросов, территории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и др.)
Сведения, без которых невозможно оценить предполагаемое воздействие на окружающую среду намечаемой деятельности
33.
ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (приложение 4)
п.п. 10, 11, 13 — исключить, п. 12 станет п. 10
Данные пункты не имеют отношения к проведению ОВОС и не могут быть включены в содержание Материалов по ОВОС.
34.
п. 1.2 приложения 4, абзац 9: материалы ОВОС должны содержать выводы о том, что предлагаемый ОДУ позволит осуществлять устойчивое неистощимое рыболовство данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова).
В п.1.2 приложения 4 абзац 9 исключить.
Проект Положения заранее предусматривает допустимость реализации намечаемой деятельности по выбранному заказчиком варианту, что не соответствует принципу непредвзятости оценки и, соответственно, не может обеспечить экологическую безопасность намечаемой деятельности.

А.В.Фёдоров
Общественный совет при МПР России

 

общественный совет
при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Заключение
Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу «Информация о ходе реализации Минприроды России механизма «регуляторной гильотины»

В рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты» реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. № 4714п-П36, Минприроды России подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации:
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды»;
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях»;
«О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере лесного хозяйства».
В Рабочую группу по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России с начала года из Аналитического центра при Правительстве России поступило 36 пакетов проектов нормативно-правовых актов, разработанных Минприроды России, рассмотрено 33 (часть — в процессе рассмотрения), выполнено 11 заключений по ним. В Минприроды России было направлено 10 запросов о внесении поправок в разработанные проекты нормативно-правовых актов (одно из-за неточности состава было отозвано), подготовлено два доклада по разрабатываемым в рамках «регуляторной гильотины» проектам нормативно-правовых актов.

По результатам рассмотрения Общественным советом при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации принято решение:
1. Принять к сведению доклады Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России. Просить Минприроды России назначить ответственного сотрудника, в задачи которого будет входить организация оперативного взаимодействия подразделений Минприроды России, ответственных за разработку конкретных нормативно-правовых актов, с Рабочей группой по механизму «регуляторной гильотины» и Комиссией по общественной оценке нормативно-правовых актов, качества государственных услуг, антикоррупционной и кадровой работы Общественного совета при Минприроды России в целях подключения экспертов Общественного совета к процессу разработки проектов нормативно-правовых актов, согласно планам нормотворческой деятельности Минприроды России, поручениям Правительства России и др, проведения рабочих совещаний по согласованию предложений и замечаний по разрабатываемым нормативно-правовым актам.
2. Одобрить деятельность Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России.
3. Просить Минприроды России неотложно провести серию совещаний с целью учёта предложенных Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России предложений и поправок к разработанным проектам нормативно-правовых актов с участием экспертов Рабочей группы по механизму «регуляторной гильотины» Общественного совета при Минприроды России. Обратить особе внимание на необходимость тщательной доработки законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в иные законодательные акты Российской Федерации» и связанным с ним проектами акто о государственной экологической экспертизе и порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в части необходимости сохранения юридического статуса общественной экологической экспертизы и обеспечения для граждан прямого очного участия в обсуждении намечаемых к реализации объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.
4. Одобрить проекты постановлений Минприроды России, предусматривающих признание утратившими силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) и рекомендовать продолжить работу по переизданию необходимых нормативных правовых актов.
5. Поддержать позицию Минприроды России о неправомерности включения в перечень отменяемых в целях «регуляторной гильотины» нормативно-правовых актов не относящихся к контрольно-надзорной деятельности. Считать необходимым повторно обратиться в Правительство России о необходимости исключения из перечня отменяемых следующих нормативно правовых актов, прекращение действия которых до принятия их замещающих породит слишком высокие коррупциогенные риски, как и предпосылки для нанесения существенного ущерба окружающей среде:
1). постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий».
2). Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».
3). Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
4). Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы».
5). Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».).

Председатель Общественного совета
при Минприроды России В.П. Орлов

 

Приложение № 1 А

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия (наименование, ОГРН/ОГРНИП и ИНН для юридических лиц и ИП, юридический/фактический адрес, контактная информация) _______________________________________________
Наименование, юридический/фактический адрес, контактная информация органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений ___________________________________________________________
Название намечаемой хозяйственной и иной деятельности _______________
Цель реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности_____________
Общее описание намечаемой хозяйственной и иной деятельности ______________
Предварительное местоположение намечаемой хозяйственной и иной деятельности______________________________________________________
Планируемые сроки проведения оценки воздействия ________________________
Проект Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и Предварительная оценка доступны для ознакомления и подачи замечаний и предложений (указать место, время доступности)_________________
Предполагаемая форма проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений_______________ *)
Контактные данные ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления.
Иная информация по желанию заказчика.
*) В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний.
В случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указывается сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения материалов), в том числе и в электронном виде.

Приложение № 1 Б
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия (наименование, ОГРН/ОГРНИП и ИНН для юридических лиц и ИП, юридический/фактический адрес, контактная информация) _______________________________________________
Наименование, юридический/фактический адрес, контактная информация органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений ___________________________________________________________
Название намечаемой хозяйственной и иной деятельности _______________
Цель реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности_____________
Общее описание намечаемой хозяйственной и иной деятельности ______________
Местоположение намечаемой хозяйственной и иной деятельности______________________________________________________
Сроки проведения оценки воздействия ________________________
Сроки проведения общественных обсуждений предварительных Материалов по оценке воздействия на окружающую среду и (или) объекта экологической экспертизы , включая предварительные Материалы по оценке воздействия на окружающую среду.
Материалы для обсуждения доступны для ознакомления и подачи замечаний и предложений (указать место, время доступности)_________________
Предполагаемая форма проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений_______________
В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний.
Контактные данные ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления.
Иная информация по желанию заказчика.

 

Предложение к проекту приказа Минприроды России
«Об утверждении перечня объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов»

№ п/п
Статья, часть, пункт акта
Предложения/замечания
Обоснование
1
Предпоследний абзац
Предпоследний абзац после слова "значения" дополнить словами ", водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, объектов всемирного природного наследия"
Россия является стороной нескольких международных конвенций и договоров, выполнение которых связано с охраной конкретных водных объектов, а соответственно требует федерального надзора. В частности к таковым относятся:
- объекты Всемирного наследия;
- водно-болотные угодья международного значения (Рамсарские угодья).

А.В.Фёдоров, Общественный совет при МПР России

 

Замечания
к проекту ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»
и в иные законодательные акты Российской Федерации».
№ п/п
Статья, часть, пункт акта
Предложения/
замечания
Обоснование

Статья 1, часть 6)
абзац 5
В предлагаемой редакции п. б) части 2 ст. 32 ФЗ "Об охране окружающей среды" исключить слова "(за исключением объектов добычи полезных ископаемых)"
Данным пунктам предусмотрено, что материалы оценки воздействия на окружающую среду в отношении объектов добычи полезных ископаемых не должны содержать альтернативные варианты размещения указанных объектов. Что, фактически, означает, закрепление безальтернативности размещения указанных объектов. В то же время, добыча полезных ископаемых является одним из факторов, наиболее отрицательно влияющих на состояние окружающей среды, в том числе на особо ценные природные комплексы (в частности, особо охраняемые природные территории). В то же время, современные технологии позволяют изменять местоположение объектов добычи полезных ископаемых, выводя инфраструктуру из наиболее экологически значимых или уязвимых территорий (например, применяя технологии наклонно-направленного бурения).
В связи с изложенным, предлагается в п. "б" части 2 ст. 32 ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции законопроекта исключить слова "(за исключением объектов добычи полезных ископаемых)".
2.
Статья 2, часть 5)
пункт е)
Дополнить п. е) части 5) ст. 2 подпунктом следующего содержания:
"7.6.2) Материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по созданию гидротехнических сооружений, предусматривающих строительство плотин или подпорных гидротехнических сооружений мелиоративных гидроузлов 1, 2 и 3 классов опасности;"
Гидротехнические сооружения (ГТС), особенно напорные, оказывают комплексное негативное воздействие на экосистемы рек и озер (см в частности "Методические указания по оценке влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду. РД 153-34.2-02.409-2003" (утв. РАО "ЕЭС России" 24.01.2003 и СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. утверждено приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 623)
Проекты строительства и реконструкции крупных плотин относятся к объектам экологической экспертизы и ОВОС класса А (с наиболее серьезным потенциальным воздействием) при их рассмотрении в большинстве международных учреждений, в частности банках развития (Всемирный банк, АБИИ, АБР и т.д.). Нормативно-правовая база большинства стран относит крупные ГТС к объектам проведения наиболее скрупулёзной оценки воздействия на окружающую среду. В частности проведение наиболее тщательной экологической экспертизы и дополнительных оценок воздействий на биоразнообразие является ключевым требованием к проектам ГТС в новой «Таксономии устойчивого финансирования» Европейского Союза, утверждённой в июне 2020г.
Статья 60 Водного кодекса предписывает : 1. При проектировании, строительстве,...гидротехнических сооружений ... должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Очевидно что механизмом по оценке влияния и его соответствия НДВ является государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ).
Статья 62.п.2.гласит: «Использование водных объектов для целей производства электроэнергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
ФЗ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» требует: При территориальном планировании, ...строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства... и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (п.1 ст.50).
ФЗ "О животном мире" предписывет: обязательной мерой охраны животного мира является ГЭЭ, ....предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. (ст.20). Статья 22 определяет, что «при размещении, проектировании и строительстве ... плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки». Поскольку водохранилища всегда влияют на среду обитания объектов животного мира, то они должны подлежать экологической экспертизе с точки зрения вышеупомянутых положений федеральных законов.
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986 подразделяет гидротехнические сооружения по классам опасности в зависимости от высоты плотины и площади зеркала водохранилища. Предлагается отнести к объектам экологической экспертизы федерального уровня ГТС, отнесенные в соответствии с указанными критериями к I (ГТС чрезвычайно высокой опасности) и II (ГТС высокой опасности) и Ш (умеренно опасные).
Характеристики ГТС указанная для этих трех категорий, в целом соответствует таковым «больших плотин» , которые способны оказывать существенное воздействие на флору и фауну и абиотические характеристики водных экосистем, равно как и на условия жизни местного населения. а соответственно их проекты требуют проведения ГЭЭ.

 

Замечания и поправки к проекту Постановления Правительства РФ
«Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»

Статья, часть, пункт акта
Предложения/замечания
Обоснование
1
п. 2. проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
Дополнить вводную часть пункта сроком и записать так: Минприроды России в срок до 1 января 2021 года утвердить:
С 1 января 2021 года новое положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы должно заработать в полном объёме, соответственно все нормативно-правовые акты , необходимые для его реализации, также должны вступить в силу.
2.
Абз. 3 п. 2 проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
Дополнить абзац 3 после слов «в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» словами «, а также порядок размещения заключений государственной экологической экспертизы (далее- ГЭЭ) на указанном сайте с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;».
Тексты заключений ГЭЭ, представляющие собой экологическую информацию, должны быть доступны, в частности, для граждан и заинтересованной общественности – в части, не составляющей коммерческую, государственную либо иную охраняемую законом тайну. Соответствующую рекомендацию Правительству РФ сформулировал Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в Рекомендациях по итогам специального заседания на тему «Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учёт мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики», состоявшегося 21 марта 2016 г. (стр. 22 Рекомендаций).
Статья 5. ФЗ «О Коммерческой тайне» (п.4): «Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
о загрязнении окружающей среды,... других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение ... безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом». Всё заключение ГЭЭ как раз и содержит информацию о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, а, следовательно, оно должно быть открытым.
Существующая практика правоприменения относит заключения ГЭЭ к коммерческой, закрытой для граждан и некоммерческих организаций, информации.
3.
п. 2 проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
Дополнить пункт 2 абзацем 5: «порядок выдачи Росприроднадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации копий заключений государственной экологической экспертизы гражданам, а также некоммерческим и иным организациям, по их обращениям, с соблюдением требований законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне».
См. обоснование п. 1 таблицы замечаний и предложений.
4.
п. 2 проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
Дополнить пункт 2 абзацем 6: «порядок учёта заключений общественных экологических экспертиз в заключении государственной экологической экспертизы и придания заключению общественной экологической экспертизы юридической силы
пп.1-2 ст.25 ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливают статус заключения общественной экологической экспертизы. Для применения данной статьи необходимо предусмотреть порядок учёта заключений общественных экологических экспертиз в заключении ГЭЭ и придания заключению общественной экологической экспертизы юридической силы
5.
Абз. 2 п. 7 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Абз. 2 в изложенной формулировке: «При проведении государственной экологической экспертизы может осуществляться оперативное внесение изменений в материалы по объектам экспертизы, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.» не может быть принят. Необходимо исключить данный абзац из соответствующего пункта Положения.
Данный абзац в изложенной формулировке создаёт условия для некачественного проведения ГЭЭ – в случае, если такое оперативное внесение изменений в экспертируемые материалы будет осуществлено - т. к. предусмотренных 10-ти рабочих дней может быть недостаточно для полной и объективной оценки внесённых изменений, особенно учитывая, что данный абзац не содержит никаких ограничений по объёму вносимых изменений (теоретически, согласно данной формулировке, можно изменить все материалы). Кроме того, данный абзац создаёт условия для нарушения требований законодательства в части предварительного информирования общественности в рамках оценки воздействия на окружающую среду, т. к. по изменённым материалам может вновь потребоваться проведение ОВОС, а этого данный абзац (и Положение в целом) не предусматривает.
Расплывчатость предлагаемой формулировки несёт высокие коррупциогенные риски, не выполняя при этом необходимых задач по обеспечению экологической безопасности объекта экспертизы, а потому рекомендуется к исключению из «Положения».

6.

При проведении государственной экологической экспертизы ответы на вопросы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, зафиксированные в протоколе заседания экспертной комиссии, являются основанием для внесения изменений в материалы объекта экологической экспертизы, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Иначе формулировка абз.2 п.7 не содержит указания, что вносимые изменения связаны именно с проведением ГЭЭ и ответами на вопросы экспертов.
7.
Абз. 3 п.9. Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Исключить из абз. 3п.9 слова « с указанием документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также сроков представления материалов в полном объеме».
Изложить абз.3 п.9 в следующей редакции: «при несоответствии (некомплектности) материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме».
Все «необходимые документы» уже указаны в статье 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Таким образом, при принятии документации на ГЭЭ оценивается именно комплектность документации, но не оценивается объем. Содержание документации, включая объем и детальность, имеет право оценивать только экспертная комиссия ГЭЭ. При сохранении предлагаемой разработчиком проекта постановления формулировки сохраняются признаки коррупционной составляющей.
8.
Абз. 1 п. 12 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить абзац 1 фразой следующего содержания: «Правила определения срока проведения государственной экологической экспертизы в зависимости от трудоёмкости экспертных работ с учётом объёма представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду устанавливаются федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы.».

либо
включить в абз. 1 нормы, закрепляющие порядок учёта, в целях определения сроков проведения государственной экологической экспертизы, объёма представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Абз. 1 в предлагаемой формулировке не предусматривает какого-либо порядка, в котором, в целях определения сроков проведения ГЭЭ, должен осуществляться учёт объёма представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Также данный абзац не содержит отсылки на какой-либо нормативный правовой акт, устанавливающий данный порядок. Согласно Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196) данная норма является коррупционным фактором.
9.
п. 12 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить п. 12 абзацем: «Проведение государственной экологической экспертизы приостанавливается на срок рассмотрения в судах исков о непредоставлении заказчиком государственной экологической экспертизы организаторам зарегистрированной в установленном порядке общественной экологической экспертизы документации и материалов, подлежащих экспертизе»
ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает обязанность для заказчика ГЭЭ передать необходимый комплект материалов по объекту экологической экспертизы заявителю общественной экологической экспертизы.
На практике заказчик ГЭЭ часто затягивает передачу материалов по объекту экологической экспертизы заявителю общественной экологической экспертизы до момента завершения проведения ГЭЭ, что препятствует заявителям общественной экологической экспертизы реализовать законное право предусматривающее в т.ч. возможность получение юридической силы для заключения общественной экологической экспертизы. Приостановка предусмотренных законом предельных сроков проведения ГЭЭ лишит заказчика мотивации нарушать закон в части отказа или затягивания в выдаче документов на зарегистрированную в установленном порядке общественную экологическую экспертизу (п. 5) ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
10.
п. 13 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Необходимо закрепить закрытый перечень причин, по которым возможна замена экспертов, содержащий чёткие формулировки и исключить формулировку «в иных случаях невозможности участия».
Формулировка п. 13 в части, выделенной жирным шрифтом: «В процессе проведения государственной экологической экспертизы привлекаемые эксперты подлежат замене в случаях ..., а также могут быть заменены по причине болезни и в иных случаях невозможности участия в работе экспертной комиссии.», является неопределённой, а потому коррупционной, может способствовать необоснованному исключению экспертов из состава экспертной комиссии в некоторых случаях. Согласно Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196) данная норма является коррупционным фактором.
11.
п. 13 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить п.13 следующим абзацем: «количество дополнительно вводимых экспертов не должно составлять более десяти процентов от списочного состава экспертов комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом о начале проведения государственной экологической экспертизы»
Изменение состав ГЭЭ в ходе проведения ГЭЭ является потенциально коррупциогенным фактором.
Дополнение формализует и ограничивает возможности изменения состава комиссии ГЭЭ в ходе процесса ГЭЭ,
12.
п. 16 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить пункт 16 следующим положением:
«Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, заинтересованная общественность, которая проявила свой интерес к объекту экспертизы , вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экспертизы.
Статус и порядок участия наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы определяется Минприроды России.
Дополнение реализует и конкретизирует реализацию принципа гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения и прав граждан и их объединений, на участие в экологической экспертизе, предусмотренные статьями 3, 22 и др. ФЗ «Об экологической экспертизе».
13.
П.18 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить пункт следующим абзацем «Заявитель уведомляется о всех планируемых заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. В уведомлении предоставляются сведения о форме проведения, дате, времени и месте проведения заседания экспертной комиссии. Заявитель или его представители вправе присутствовать на всех заседаниях экспертной комиссии ГЭЭ, а также должны принимать участие на организационном и заключительном заседаниях».
Введение данной нормы будет способствовать сокращению времени на предоставление ответов на вопросы экспертов, и позволит избежать неточностей/опечаток/ошибок в заключении государственной экологической экспертизы
14.
п. 24 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Включить в Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы соответствующий пункт в действующей редакции: «При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного её руководителем и ответственным секретарём, экспертной комиссией на заседании обсуждаются разногласия, готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о запросе дополнительных материалов от заказчика, продлении срока её проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов или о прекращении проведения государственной экологической экспертизы,.
Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, который передаётся в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.».
Формулировка данного пункта: «При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения экспертная комиссия обсуждает разногласия на заседании.», в отличие от действующей редакции (в действующей редакции Положения – п. 22), не определяет каких-либо юридически значимых (и вообще каких-либо) последствий соответствующего обсуждения разногласий на заседании, а потому является нечёткой, неопределённой, не несущей особо смысловой нагрузки, ни к чему не обязывающей. В Положении необходимо закрепить результаты/последствия вышеназванного обсуждения разногласий.
15.
п. 26 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить пункт и записать в следующей формулировке: «Заключение общественной экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения уполномоченным органов исполнительной власти в случае соответствия порядка её проведения порядку, установленному для проведения государственной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы (экспертиз), не имеющие юридической силы, включается (информационным) приложением в заключение государственной экологической экспертизы.
Уточняется понятие «приобретение юридического статуса» для заключения общественной экологической экспертизы и, тем самым, снимается возможное противоречие, когда на одни объект могут действовать одновременно два разных по выводам заключения — гГЭЭ, и приобретшим юридическую силу, т. е. ставшим обязательным, общественной. Минприроды России при этом должно определить порядок придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы.
Не получившее статус юридической силы заключение общественной экологической экспертизы при этом сохраняет свой законный характер и его приложение к заключению ГЭЭ подтверждает законодательное требование её учёта в этом заключении при подготовке заключения ГЭЭ (п.5 ст. 16 и п. 6 ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе»)
16.
Абз. 3 п. 28 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы
Дополнить абз. 3 после слов «Минприроды России,» словами «а также заключение государственной экологической экспертизы».
См. обоснование п. 1 таблицы замечаний и предложений.
17.
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, раздел I
Дополнить раздел I (Общие положения) пунктом 8 следующего содержания: соответственно скорректировав последующую нумерацию пунктов.
«Средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются на:
оплату в установленном порядке труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы; проведение необходимых исследований, измерений, анализов;
обеспечение нормативно-методическими документами экспертов государственной экологической экспертизы, включая оснащение их компьютерными базами данных и технологиями;
материально-техническое обеспечение процесса экологической экспертизы, включая транспорт, приобретение технических средств и другое;
оплату командировочных расходов и междугородных телефонных переговоров внештатных экспертов;
оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам экологической экспертизы;
отчисления на договорной основе предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы.».
Полагаем, что важно закрепить в Положении закрытый перечень направлений, на которые могут быть израсходованы средства, поступающие от платы за проведение ГЭЭ.

А.В.Фёдоров, Общественный совет при МПР России

 

Предложения и замечания
к проекту приказу Минприроды России «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РФ»

Статья, часть, пункт акта
Предложения/замечания
Обоснование
1.
Везде по тексту
После слов «оценка (и) воздействия» добавит «на окружающую среду»
Общие правила написания нормативных актов
2.
п. 1 понятие «оценка воздействия на окружающую среду»
После слова «планируемой» добавить в скобках «намечаемой»
Позволяет устранить возможные лексические разночтения при правоприменении
3.
п. 1 понятие «оценка воздействия на окружающую среду»
Дополнить абзацем «Это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Необходимое дополнение, уточняющее суть и назначение ОВОС
4.
п. 1 Понятие «Материалы по оценке воздействия»
После слов «комплект документации» добавить «по оценке воздействия на окружающую среду»
Уточнение, позволяющее устранить возможную путаницу документации ОВОС с иной документацией, представляемой на экологическую экспертизу.
5.
п. 1 Понятие «Общественные обсуждения»
После слов «с целью» вставить «обеспечения участия граждан» и далее — по тексту
Смысл общественных обсуждений не только в информировании, но и в обеспечении гарантий участия граждан в процедуре ОВОС
6.
п. 1
Дополнить понятием «сводный реестр замечаний и предложений общественности» и дать ему определение
В п. 39 вводится понятие «сводный реестр замечаний и предложений общественности». Это понятие документирует один из ключевых элементов процедуры ОВОС. Ключевые понятия должны быть раскрыты в п.1 Положения об ОВОС.
7.
п. 7
Удалить
Противоречит п. 5 Положения и самой сути процедуры ОВОС
8.
п. 9 абз. 3
Записать в редакции:
«сведения о выявлении и учете, а также обоснование не принятия к учёту поступивших общественных предпочтений и предложений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
Термин «учёт» не подразумевает наличие обоснованности отклонения поступивших предложений. Вместе с тем, смысл и содержание ОВОС ровно в том и состоит, чтобы общественность могла высказать свои предложения, а заказчик должен их либо учесть, либо мотивированно отклонить. Ровно по этой причине термин «обоснование», а не «учёт» и используется в следующем абзаце этого пункта.
9.
п. 9
Дополнить абзацем
«Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в Материалах (документации) по оценке воздействия на окружающую среду и используются в процессе принятия управленческих решений, относящихся к намечаемой деятельности. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду являются частью комплекта документации по намечаемой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Материалы по оценке воздействия должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
Смысл и назначение материалов ОВОС — не приложение в составе документации — а использование в процессе принятия управленческих решений, относящихся к намечаемой деятельности.
Неотъемлемые условия ОВОС - научная обоснованность, достоверность, отражение результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов
10.
п. 10, два последних абзаца
удалить
Не относятся к принципам
11.
п. 10
Добавить абзац
достоверность и полнота информации, используемой и получаемой в процессе проведения исследований по оценке воздействия на окружающую среду.
Достоверность и полнота информации, используемой и получаемой в процессе проведения исследований по оценке воздействия на окружающую среду — один из ключевых принципов ОВОС
12.
п.11
Добавить абзац
«утверждение Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Утверждение обсуждённого ТЗ - необходимое завершение этапа
13.
п. 14
Вместо «площадки реализации» записать «местах размещения»
Замена неопределённого расплывчатого термина на конкретный
14.
п. 15 абз. 2
Дать в редакции
«о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, ... и предполагаемые требования к месту размещения, ...» - и далее по тексту
Необходимое уточнение расплывчатой записи
15.
п.17
Увеличить срок уведомления о проведении оценки воздействия с 5 до 10 дней
5 дней — срок часто недостаточный не только для ознакомления с материалами ОВОС, но даже для получения информации о проведении ОВОС. Участие граждан — важнейший элемент процедуры ОВОС, который необходимо должным образом гарантировать, в тч. достаточностью сроков для такого участия.
16.
п.17
Исключить союз «или» в отношении «соответствующего органа местного самоуправления»
Категорически нельзя исключать орган местного самоуправления из информационного поля, т.к. в этом случае население теряет возможность прямого доступа к информации.
17.
абзац 4 п.19:
1. исследования по оценке воздействия включают:
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
альтернативные варианты реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов (за исключением объектов добычи полезных ископаемых), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

из абзаца 4 п.19 слова: "(за исключением объектов добычи полезных ископаемых) необходимо исключить.

проектом Положения предусмотрено, что материалы ОВОС в отношении объектов добычи полезных ископаемых не должны содержать альтернативные варианты размещения объектов добычи полезных ископаемых.
Фактически, означает, закрепление безальтернативности размещения указанных объектов. В то же время, добыча полезных ископаемых является одним из факторов, наиболее отрицательно влияющих на состояние окружающей среды, в том числе на особо ценные природные комплексы (в частности, особо охраняемые природные территории). Хорошо известно, что современные технологии позволяют изменять местоположение объектов добычи полезных ископаемых, выводя инфраструктуру из наиболее экологически значимых или уязвимых территорий (например, применяя технологии наклонно-направленного бурения).
18.
Последний абз. п19
исключить
Имеет необязательный, но вместе с тем расширительный юридически неопределённый характер, потенциально несущий коррупциогенную составляющую
19.
п. 21 последнее предложение
Дать в редакции
«В окончательный вариант материалов должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, мотивированном отклонении неучтённых, а также протоколы общ слушаний (если таковые проводились).
Участники общественных обсуждений материалов ОВОС и, в случае поступления материалов ОВОС на экологическую экспертизу, должны видеть все поступившие в ходе ОВОС предложения, обоснование их учёта в материалах ОВОС или отклонения.
20.
п. 24 посл. абзац.
Исключить слово «эксперты»
Отдельное выделение экспертов, как участников общественных обсуждений, придаёт им некий особый, но не заданный положением об ОВОС статус. При этом все участники обсуждений, кроме организаторов, имеют равные права и несут равные обязанности, а эксперты являются гражданами.
21.
п. 15 абз.2
Дать в редакции:
Участие общественности при подготовке материалов по оценки воздействия на окружающую среду должно осуществляться:
Термин «может» подразумевает возможность этого не делать. Термин «должно» закрепляет гарантии для населения и общественности участия в процедуре ОВОС.
22.
п. 26
Дать в редакции
26. В целях информирования общественности и организации общественного обсуждения заказчик (исполнитель) представляет в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения уведомление о намерении проведения общественного обсуждения объекта оценки воздействия, содержащее информацию для общественности, не позднее чем за 10 рабочих дней до начала планируемого обсуждения (даты его опубликования).
Рекомендуемая форма уведомления о проведении общественного обсуждения проекта Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду приведена в приложении № 1А к настоящему Положению.
Рекомендуемая форма уведомления о проведении общественного обсуждения предварительных Материалов по оценке воздействия на окружающую среду и(или) обосновывающей документации по объекту экологической экспертизы, включая предварительные Материалы по оценки воздействия на окружающую среду, приведена в приложении № 1Б к настоящему Положению.
Техническое задание на ОВОС и предварительные материалы ОВОС — разные документы. Потому и содержание информации о них -разное.
Предлагаемые формы уведомления о них прикладываются к настоящим предложениям и замечаниям.
23.
п. 27.2 Второе предложение
Дать в редакции:
В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний, кроме их проведения в отношении объектов I-III категории опасности и объектов по размещению, утилизации и обезвреживанию отходов, такие слушания по решению заказчика могут быть организованы либо в каждом из муниципальных районов, муниципальных, городских округов либо на базе одного из них, общественность которого проявила наибольшую заинтересованность к процессу оценки воздействия.
Право выбор места проведения общественных слушаний на усмотрение заказчика носит коррупциогенный характер и лишает граждан законного права непосредственного участия в принятии значимых для обеспечения их безопасности и будущего решений.
24.
п. 28
Дополнить пункт абзацем
«Для объектов I-II категории опасности и объектов по размещению, утилизации и обезвреживанию отходов общественное обсуждение проводится в форме общественных слушаний»
Дополнение обеспечивает права граждан принять непосредственное участие в принятии значимых для обеспечения их безопасности и будущего решений.
25.
п. 30
Срок указать как 10 дней
Обоснование см. выше.
26.
п. 32, второй абзац
Дать в редакции:
«Материалы по объекту общественных обсуждений для ознакомления размещаются на официальном сайте органа государственной власти и (или) местного самоуправления и (или) на официальном сайте заказчика (исполнителя).
Интернет сегодня для многих является основным источником информации. Для обеспечения доступа гражданам к материалам ОВОС и участия в общественных обсуждениях необходимо размещение всех материалов и информации в интернет.
27.
п. 33
Дать в редакции
«33. В течение всего периода проведения процедуры общественных обсуждений согласно уведомлению заказчик (исполнитель), орган государственной власти и орган местного самоуправления обеспечивают прием замечаний и предложений общественности, оформляют журнал учета замечаний и предложений общественности. Рекомендуемая форма журнала учета замечаний и предложений общественности приведена в Приложении № 2. «
Участие органов государственной власти и местного самоуправления в приёме замечаний и предложений общественности, ведении журнала учета замечаний и предложений общественности, особенно для случаев удалённых мест и территорий с неразвитой коммуникационной инфраструктурой — дополнительный фактор, обеспечивающий участие граждан и гарантии учёта их предложений и мнения.
28.
П.35.1:
Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляется не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.

п.35.1 изложить в следующей редакции: "Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляется не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 30 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.
Согласно действующему в настоящее время Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000 № 2302, далее – Положение об ОВОС), п. 4.8, информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Согласно, п.4.10 Положения об ОВОС, принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Таким образом, проектом Правил необоснованно в 3 раза сокращается срок принятия замечаний и предложений граждан в период проведения общественных слушаний.
Сокращение указанных сроков сильно усложнит подготовку аргументированных замечаний к материалам ОВОС и, соответственно, создается препятствия для реализации предусмотренного законом права (ФЗ "Об охране окружающей среды, статья 3) права граждан на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
29.
п. 36.3
Дать в редакции
«36.3. Порядок проведения опроса устанавливает соотв. орган местного самоуправления на основании методических указаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области го государственной экологической экспертизы»
Общие рекомендации по проведению опросов в целях реализации процедуры ОВОС обеспечат гарантии соблюдения прав граждан на доступ к участию в процедуре ОВОС и учёт их мнения.
30.
п. 38
Дополнить пункт фразой «, перечнем учтённых и не учтённых предложений, с обоснованием причин отклонения неучтённых»
Участники общественных обсуждений будут информированы о причинах не учёта поступивших от них предложений. Эксперты комиссий экологической экспертизы, при необходимости, смогут уточнить обоснованность отклонения поступивших в ходе общественных обсуждений предложений», тем самым будут реализованы гарантии гражданам участия в процедуре ОВОС
31.
П.45. В случае представления на государственную экологическую экспертизу материалов, переработанных в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы, материалы оценки воздействия дорабатываются с учетом рекомендаций отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, при этом повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
П. 46. В случае доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, дополнительная оценка воздействия может не проводиться, если вносимые корректировки не затрагивают разделы документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды. В случае необходимости доработки материалов оценки воздействия повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
Пункты 45 и 46 исключить.
Граждане и общественные объединения лишаются возможности получить информацию о том, на сколько учтены их замечания, а также замечания экспертов государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации при доработке объекта ОВОС.
Тем самым, граждане и общественные объединения лишаются права получения достоверной информации о намечаемой деятельности, что противоречит принципу участия общественности при организации и проведении оценки воздействия, определенному проектом Положения.

32.
п. 4 приложения 4
Дополнить пункт абзацами:
«Качественные и количественные показатели, характеризующие намечаемую (планируемую) деятельность, в том числе объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, количество образующихся отходов и мероприятия по утилизации.
Имеющиеся ограничения (водоохранные, санитарно-защитные зоны, буферные зоны особо охраняемых природных территорий, доступные квоты выбросов, территории коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и др.)
Сведения, без которых невозможно оценить предполагаемое воздействие на окружающую среду намечаемой деятельности
33.
ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (приложение 4)
п.п. 10, 11, 13 — исключить, п. 12 станет п. 10
Данные пункты не имеют отношения к проведению ОВОС и не могут быть включены в содержание Материалов по ОВОС.
34.
п. 1.2 приложения 4, абзац 9: материалы ОВОС должны содержать выводы о том, что предлагаемый ОДУ позволит осуществлять устойчивое неистощимое рыболовство данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова).
В п.1.2 приложения 4 абзац 9 исключить.
Проект Положения заранее предусматривает допустимость реализации намечаемой деятельности по выбранному заказчиком варианту, что не соответствует принципу непредвзятости оценки и, соответственно, не может обеспечить экологическую безопасность намечаемой деятельности.

А.В.Фёдоров
Общественный совет при МПР России

Приложение № 1 А

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия (наименование, ОГРН/ОГРНИП и ИНН для юридических лиц и ИП, юридический/фактический адрес, контактная информация) _______________________________________________
Наименование, юридический/фактический адрес, контактная информация органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений ___________________________________________________________
Название намечаемой хозяйственной и иной деятельности _______________
Цель реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности_____________
Общее описание намечаемой хозяйственной и иной деятельности ______________

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 10

Проект регламента заседания Общественного совета при Минприроды России  о ходе реализации «регуляторной гильотины» - фото 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Фёдоров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить