Проект ОНФ «За честные закупки» проводит ребрендинг

Проект ОНФ «За честные закупки» проводит ребрендинг. 6 февраля 2020 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) прошла пресс-конференция, посвященная новым направлениям работы и расследованиям в связи с расширением сферы деятельности и сменой названия на «Бюро расследований ОНФ».

Проект «За честные закупки» был запущен ОНФ в сентябре 2013 года. Это открытая площадка, которая объединила 14 тыс активистов по всей стране, занимающихся борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Результатом работы проекта стало устранение нарушений в государственных закупках на 315 млрд руб. Каждый сигнал активиста проекта ОНФ «За честные закупки» - это работа от единичного случая до системного решения.
Темы расследований экспертов и активистов проекта ОНФ «За честные закупки» давно вышли за рамки мониторинга государственных закупок. Эксперты анализируют торги имуществом, изучают эффективность государственных программ, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и проводят комплексные расследования по эффективности бюджетных трат в городах страны. Новое название – «Бюро расследований ОНФ» - лучше отражает сферу деятельности активистов и экспертов.

 

Проект ОНФ «За честные закупки» проводит ребрендинг - фото 1На пресс-конференции были озвучены итоги мониторинга закупок Фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), который Народный фронт ведет по поручения президента России - лидера ОНФ В.В. Путина. Кроме того, эксперты ОНФ рассказали о начале работы над новой Картой картелей в сфере капитального ремонта.
В пресс-конференции приняли участие:
- Гетта Антон Александрович, депутат Государственной думы РФ, координатор Бюро расследований ОНФ;
- Алексеев Валерий, руководитель Бюро расследований ОНФ;
- Умрихин Максим Владимирович, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры РФ;
- Тенишев Андрей Петрович, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России;
- Нуждин Вадим, координатор Бюро расследований ОНФ по Приволжскому федеральному округу.
«В рамках Бюро расследований будут работать три проекта: «За честные закупки», «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», Центр мониторинга благоустройства городской среды. Раз в квартал эксперты проектов Бюро расследований ОНФ будут готовить комплексные обзоры. Наш доклад «Про питание» о закупках питания в социальных учреждениях охватил все темы – от поля до IT-систем управления качеством продукции. Позже одна из тем доклада, о возможности бесплатного обеспечения начальных классов, прозвучала на пленарном заседании Медиафорума ОНФ и вошла в поручения президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию», – сообщил А.А. Гетта.
Он рассказал, что в этом году активисты ОНФ проведут тотальный мониторинг строительства, введения в строй и модернизации ФАПов и подготовят соответствующий доклад: «Президент РФ - лидер ОНФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал завершить развертывание ФАП в России до конца года и поручил Общероссийскому народному фронту взять под контроль их ввод в эксплуатацию. По данным Минздрава России, в 2019 году должно быть создано более 350 ФАПов, а до 2024 года отремонтировано и создано 1 550.
Первое, на что мы обратили внимание, – разные процедуры. 109 ФАПов строились, а 324 – поставлялись, как готовый товар. Еще 17 достраивались, либо проводился ремонт. Большинство процедур ФАПов прошли без конкуренции. Так, в 45% процедур – с одним участником, а в 54% – с минимальным снижением цены. Оба условия одновременно – и без участников, и без снижения – произошли при торгах на 154 объекта. Всю информацию по этим случаям мы передали в ФАС России. Проводя анализ закупок ФАПов, мы обратили внимание, что площади объектов и количество человек, проживающих в населенных пунктах, не соответствуют друг другу. Например, в Волгоградской области в поселке с населением 1 202 человека установили ФАП площадью 117 кв.м, в Кабардино-Балкарской Республике в населенном пункте с численностью 1 606 человек – 122 кв.м. При этом в одном из сел Республики Дагестан с населением 1 862 человека появился ФАП площадью всего 57 кв.м, а в Пензенской области на 1 157 человек – и того меньше, 54 кв.м», – сообщил координатор Бюро расследований ОНФ.
Активисты ОНФ также обратили внимание, что с учетом разных технических заданий практически невозможно сопоставить стоимость строительства или поставки. «Для примера мы посмотрели стоимость квадратного метра при поставке ФАПа без оснащения. В Иркутской области она составила 102 тыс руб., а в Республике Саха – 78 тыс руб. При этом, если в Республике Саха эта стоимость примерно равна нормативу Минстроя по средней стоимости квадратного метра жилой площади, то в Иркутской области ФАП дороже более чем в два раза», – рассказал А.А. Гетта.
Продолжая тему, А.П. Тенишев отметил: «Эта работа очень важна для нас. Мы изучим материалы, и в нескольких регионах идут наши проверки. Так, например, в Иркутской области в поселке Артемовский в 2017–2018 годах построили ФАП за 3,1 млн руб. Заказчик – управление капитального строительства Иркутской области – фактически ограничивал доступ к тендеру для остальных участников. Контракт заключен с единственным участником. В итоге факт нарушения антимонопольного законодательства признан не только управлением Федеральной антимонопольной службы Иркутской области, но и самим заказчиком».
«В целом по стране проблема с доступностью первичного медицинского звена достаточно серьезная, особенно в сельской местности. Безусловно, ОНФ выполнит задачу президента России, лидера ОНФ по исчерпывающему мониторингу строительства, введения встрой и модернизации ФАПов. В этом году будет проведен повторный тотальный мониторинг, а уже весной – подготовлен обзор лучших и худших практик. Для многих поселений ФАП – первая крупная инвестиция в улучшение жизни со стороны государства за последние 20 лет. Именно по ним миллионы россиян, живущих в сельских территориях, будут оценивать реализацию национальных проектов», – подчеркнул А.А. Гетта.

ВИДЕО
Эксперты Бюро расследований ОНФ совместно с ФАС России составят карту картелей в новой сфере – капитальный ремонт в многоквартирных домах.
«В постановлении Правительства № 615 указан ряд основных принципов привлечения подрядных организаций. Например, открытость информации о привлечении подрядных организаций, создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов, а также добросовестная конкуренция участников. И, как и при любых других тратах, будь то государственные закупки или торги по капремонту из средств граждан, необходимо максимально эффективное использование средств. Однако мы видим, что региональные операторы эти принципы систематически нарушают. Информацию о признаках картелей и сговоров в сфере капитального ремонта в трех федеральных округах эксперты ОНФ уже передали в ФАС России. Следующий шаг – продолжение анализа торговых процедур для составления карты картелей в сфере капремонта», – заявил В. Алексеев.
На карту картелей попадут регионы, в которых будут выявлены нарушения принципов привлечения подрядных организаций, установленных в постановлении правительства РФ № 615 об отборе подрядчиков по капремонту жилых домов. Так, эксперты уже выявили признаки нарушений в трех федеральных округах РФ – Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском – на сумму более 5 млрд руб.
Эксперты Народного фронта обратили внимание на работу региональных операторов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов в регионах РФ. Проанализировав торговые процедуры по выбору подрядных организаций, эксперты отметили, что нарушаются принципы равных условий и конкуренции между участниками. Контракты заключаются по максимальной цене с компаниями, связанными с региональными операторами капремонта.
Даже если в аукционе принимают участие от двух до пяти компаний, ценовое предложение дает только одна из них. Часть контрактов и вовсе заключается с единственным участником. При этом в регионе есть и другие компании, которые могут оказывать те же услуги.
Кроме того, регионы нарушают принцип открытости информации. Например, в одном регионе за два года Фонд капитального ремонта провел более 2 тыс торговых процедур, однако в открытом доступе нет всех данных: в одних – отсутствуют документы о результатах исполнения, в других – нет информации даже о заключенных контрактах. Таким образом нарушается принцип эффективного использования средств из взносов собственников жилья.
«Сфера ЖКХ подвержена картелизации. На 2019 год процент нарушений ст. 11 Закона о защите конкуренции в этой сфере экономики составил 2,5% от общего количества дел по антиконкурентным соглашениям. Картели неизбежно ведут к повышению цен на рынке, что в итоге приводит к увеличению сумм в платежках граждан», – подчеркнул А.П. Тенишев. По его словам, сейчас в Госдуму внесен законопроект об ужесточении персональной ответственности за картельные сговоры, а не только организаций. Это позволит выявлять и наказывать конкретных лиц, которые виноваты в создании подобных «схем».
Также активисты ОНФ проанализировали закупки автомобилей, проведенные в 2019 году муниципальными образованиями страны, и составили топ-10 самых дорогих автомобилей для муниципальных учреждений, об этом на пресс-конференции рассказал В. Нуждин: «С самого начала деятельности Бюро расследований ОНФ занимается мониторингом закупок роскоши. В новый топ-10 закупок дорогих автомобилей, составленный по итогам 2019 года, попали тендеры на сумму 28,9 млн руб.
После выхода нескольких «индексов расточительности» в 2015 году активисты ОНФ предложили законодательно ограничить стоимость автомобилей, которые могут закупаться органами власти. С 2016 года в стране действует постановление о нормировании, регулирующее предельную стоимость закупок автомобилей. Согласно документу, автомобиль стоимостью до 2,5 млн руб. разрешен федеральному министру. Регионы разрабатывали свои документы о нормировании, которые не должны были противоречить федеральным нормам. Однако некоторые руководители небольших муниципалитетов считают, что они, как и министры, будут передвигаться на автомобилях за 2,5 млн руб., а то и дороже».
«Лучшим средством от аппетита чиновников к роскоши остается общественный контроль и законодательные ограничения. Институт нормирования должен стать действенным инструментом повышения эффективности трат. Пока для представителей власти в муниципалитетах основной ценностью является собственный комфорт, средства бюджета утекают мимо улучшения качества жизни населения. Мы обратимся к заказчикам с просьбой обосновать необходимость подобных трат. А также обратим внимание регионов на необходимость привести нормирование закупок автомобилей в соответствие с федеральными нормами, так как некоторые заказчики, попавшие в рейтинг, позволяют себе автомобили, по стоимости превосходящие транспорт федеральных министров», – отметил А.А. Гетта.
Активисты проекта всегда помогают коллегам из других проектов ОНФ: мониторинг качества дорог, эффективность проведения мусорной реформы, благоустройство городской среды, переселение из ветхого жилья, анализируют соответствующие программы и связанные с ними бюджетные расходы.

Сергей Козлов

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить