Первое заседание Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ. 16 июня 2019 года в зале заседаний Общественной палаты РФ (Москва, Миусская пл., д. 7) прошло первое заседание Ассамблеи региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ. В состав ассамблеи входят 123 представителя общественных советов из 78 регионов Российской Федерации.
Ассамблея региональных общественных советов в сфере строительства и ЖКХ создана по инициативе Общественного совета при Минстрое России для получения независимой обратной связи от представителей общественности, власти и бизнеса по вопросам современного законодательства и правоприменительной практики в области строительства, реализации важнейших задач отрасли в регионах.
Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Общественный совет при Минстрое России, Комиссия ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.
Заседание проходило под председательством главы наблюдательного совета Фонда ЖКХ, председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Вадимовича Степашина. В мероприятии также приняли участие Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Александрович Фадеев и заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Волков.
Открывая заседание, С.В. Степашин отметил: «Цифра, обозначенная Президентом, - построить 150 млн кв.м жилья, - очень серьезная. У многих возникает вопрос, выполнима ли вообще эта задача. Однако если президент ставит задачи, их надо выполнять. Еще одна важная тема - формирование городской среды, ЖКХ, тарифы. Есть поручение президента к 1 июля этого года подготовить механизмы, связанные и с переселением из аварийного жилья, и с определением категорий аварийного и ветхого жилья. Главная наша задача - это чтобы мы решали эти задачи, координируя нашу совместную деятельность».
Он сообщил, что созданная год назад Ассамблея уже внесла существенный вклад в запуск национального проекта «Жилье и городская среда» и подчеркнул: «Те задачи, которые Президент и Правительство России ставят перед отраслью, мы можем решить только при поддержке общества. Нам сегодня предстоит обсудить ход реализации национального проекта, новые механизмы переселения из аварийного жилья, роль общественных советов в мониторинге исполнения указов Президента Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы вы поделились опытом успешного решения проблем, обозначили болевые точки и дали конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы».
ВИДЕО
В своем приветственном слове В.А. Фадеев заявил: «Тема модернизации ЖКХ несколько лет была в топе, но она вышла из него, хотя никакой модернизации мы не провели. Расчеты показывают, что только модернизация тепловых систем даст экономический рост 1% в год. Это же не затраты, не импорт, а производство, в значительной степени внутри страны. Почему мы не можем развернуть эту работу? Проблемы ЖКХ не вошли в национальные проекты, вероятно, потому что эту проблемы очень сложно решить. Мы же по-прежнему тратим в разы больше тепла, чем соседние страны: та же Финляндия, например».
Секретарь ОП добавил, что проблемы, касающиеся переселения из аварийного жилья, тарифов ЖКХ, увеличения рынка арендного и социального жилья должны обсуждаться не только в Москве, а стать общероссийскими. Для этого, по его словам, и нужна Ассамблея региональных общественных советов. Он подчеркнул, что Общественная палата РФ и общественные советы в регионах готовы направить весь свой экспертный потенциал на достижение национальных целей, обозначенных в президентских указах.
«Увеличение объемов ввода жилищного строительства поможет решить один из самых острых на сегодняшний день вопросов - вопрос аварийного жилищного фонда, За шесть лет планируется переселить 530 тысяч человек - только в рамках этой программы. Это колоссальный объем, на него из федерального бюджета предусмотрен 431 млрд руб., а общий объем финансирования превышает пол триллиона рублей», - сообщил Д.А. Волков.
Он озвучил фактические данные: с апреля по июнь 2019 года Фонд ЖКХ рассмотрел и одобрил все заявки регионов, работающих в этом проекте. Сумма финансирования 1 этапа составляет 35 млрд руб., причем 10,4 млрд руб. уже переведены. Остальные деньги поступят после того, как субъекты предоставят реестр заключенных контрактов на приобретение квартир.
«В регионах составлены графики на заключение контактов, ход исполнения в этом году хороший - план уже выполнен на 64%, и мы считаем, что и мы, и субъекты Российской Федерации достаточно ритмично взялись за этот вопрос. Это дает нам основание быть уверенными, что программа будет выполнена», - заявил замминистра.
Он дополнил, что органам исполнительной власти на местах в 2019-2020 годах в рамках первого этапа программы предстоит переселить 64 тыс человек из более чем 26 тыс жилых помещений, площадь которых составит 1 млн 40 тыс кв.м. «Только в этом году переедут восемь тысяч человек. Так, например, первые ключи в рамках федеральной целевой программы получили 49 семей из Липецкой области», - сообщил Д.А. Волков.
В своем докладе «Национальный проект «Жильё и городская среда»: цели и методы» С.В. Степашин обозначил три основных вывода, которые были сделаны из опыта реализации предыдущих программ переселения граждан из аварийного жилья. Во-первых, необходимо очень тщательно вести мониторинг строительства домов для переселенцев, с тем, чтобы не образовывалось «новое аварийное жилье». Во-вторых, при строительстве нового жилья за счет государства необходимо применять современные технологии повышения энергоэффективности. Тогда граждане и муниципалитеты будут тратить меньше средств на оплату энергетических ресурсов. И, в-третьих, тщательное управление проектами со стороны региональных органов власти способно существенно оптимизировать издержки при строительстве новых домов и расселении аварийного жилья.
Говоря о новых механизмах расселения аварийного жилищного фонда, предложения по которым в скором времени будут направлены Правительством РФ в Государственную Думу, он отметил, что необходимы единые для всей страны правила определения величины компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов. Это позволит избежать социальной напряженности, которая возникает в отдельных регионах из-за разницы в законодательстве различных субъектов РФ.
Кроме того, требуется создание специальных региональных программ ремонта «ветхого жилья». Эти программы позволят ему не стать опасным для жизни, синхронизировать процессы расселения аварийного жилья и признания его таковым.
«Еще одной мерой по снижению доли непригодного для жизни жилья может стать усиление контроля за качеством, полнотой и своевременностью проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Ситуация, когда более 200 млрд руб. взносов граждан на капремонт находятся на счетах в банках, а дома продолжают ветшать, является недопустимой», - считает С.В. Степашин.
Далее с сообщениями выступили:
- Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»: «Роль общественности в реализации национальных проектов»;
- Борисов Михаил Александрович, член Общественного совета при Министерстве ЖКХ Пермского края: «Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» - проблемы и пути их решения на территории Пермского края»;
- Киреева Любовь Петровна, Заместитель председателя Общественного совета при департаменте жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: «Опыт Белгородской области при реализации федерального проекта «Жильё»;
- Магомедов Айгун Халидович, член Общественной палаты Российской Федерации: «Опыт Дагестана при реализации федерального проекта «Жильё»;
- Текучева Татьяна Николаевна, председатель Общественного совета при Комитете ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области: «Развитие коммунальной инфраструктуры как важнейшее условие выполнения национального проекта «Жильё и городская среда» в Волгоградской области»;
- Тарасенко Александр Викторович, председатель Общественного совета при Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа: «Реализация федерального проекта «Жильё» во взаимосвязи со сферой управления многоквартирными домами на территории Ханты-Мансийского автономного округа»;
- Петров Анатолий Иванович, председатель Общественного совета при Министерстве ЖКХ Республики Крым: «Реализация программы переселения из аварийного жилья - проблемы и пути их преодоления на территории Республики Крым»;
- Часовских Виктор Иванович, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области: «Кадры для нацпроектов - проблемы и перспективы подготовки»;
- Дубовский Анатолий Николаевич, член Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ Республики Башкирия: «Создание сети общественного контроля для информирования и консультирования граждан и участие жилищных активистов в реализации национальных проектов».
В завершение мероприятия участники заседания единогласно выразили надежду и заинтересованность в дальнейшей структурной работе региональных Общественных советов с Общественным советом ведомства и Минстроем России, в том числе при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»
В ходе состоявшегося пресс-подхода С.В. Степашин и Д.А. Волков ответили на вопросы журналистов.
«Нас более чем устраивает взаимодействие с Общественным советом. Мы получаем качественную, хорошо подготовленную экспертизу ситуации, которая сложилась в регионах. Нам это очень помогает, в сущности, в какой-то степени это даже структурирует работу Министерства. В дальнейшем, я надеюсь, мы эти наработки сохраним», - заявил Д.А. Волков.
Директор по связям с общественностью журнала "Строительная Орбита"
Козлов Сергей Владимирович.
Сайт: www.stroyorbita.ru
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО