Стоимость полисов «автогражданки» может уменьшиться для большинства безаварийных автовладельцев. С 9 января Центробанк изменил расчет стоимости полисов ОСАГО и расширил границы тарифного коридора в обе стороны для разных категорий страхователей. Также вступили в силу обновленные территориальные коэффициенты, которые страховщики используют при расчете средней премии. Из 262 территориальных коэффициентов понижено сразу 143 и ещё 45 осталось без изменений.
В Центральном федеральном округе (ЦФО) сильнее всего территориальный коэффициент снизился в Москве – на 5,26% (с 1,9 до 1,8). На 4,65% упал коэффициент для Санкт-Петербурга и Иваново (с 1,72 до 1,64) и на 4,29% для Московской области (с 1,63 до 1,56). Для жителей Брянска, Воронежа, Липецка, Твери, Тулы и Ярославля полис ОСАГО подешевел на 3,44% (с 1,45 до 1,4). Наименьшее снижение территориального коэффициента в ЦФО произошло в Смоленске, Тамбове, Орле, Курске и составило 1,69% (с 1,18 до 1,16).
В Приволжском федеральном округе (ПФО) наиболее заметно территориальный коэффициент снизился в Уфе и Нижнем Новгороде – на 4,65% (с 1,72 до 1,64). В Оренбурге и Чебоксарах произошло снижение на 4,29% (с 1,63 до 1,56). Для водителей Самары и Саратова ОСАГО также подешевел на 3,89% (с 1,54 до 1,48). В Кирове и в Пензе территориальный коэффициент снизился на 2,94% (с 1,36 до 1,32).
В Южном федеральном округе (ЮФО) снижение территориального коэффициента произошло фактически повсеместно. В Республиках Адыгеи и Элисте, в Анапе и в Геленджике, в Волгограде коэффициент уменьшился на 2,36% (с 1,27 до 1,24). В Астрахани до 2,94% (с 1,36 до 1,32). В Ростове-на-Дону ОСАГО подешевел сильнее всего на 4,65% (с 1,72 до 1,64). Хуже всего в ЮФО обстоят дела в Симферополе и Севастополе, там коэффициент, напротив, увеличился с 0,64 до 0,76.
Территориальные коэффициенты остаются на сегодняшний день одной из базовых переменных, которую страховые компании применяют для расчета конечной цены страхового полиса на местах. Как отмечает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «При расчете страховой премии используется многофакторная модель с разными базовыми ставками и целым рядом коэффициентов. Учитывается возраст и стаж водителя, коэффициент «бонус-малус». И в том числе, территориальный коэффициент, все это позволяет страховым компаниям формировать конечную стоимость полиса для автовладельцев в зависимости от региона, где они проживают и оформляют страховку. Коэффициент позволяет учитывать ключевые факторы, среди которых: количество и качество автомобилей, состояние дорог и развитость инфраструктуры. Это уже не первый этап реформы ОСАГО, и как мы видим все последние годы реформы по индивидуализации тарифов, которые ЦБ проводит, средний размер страховой премии для аккуратных водителей не увеличивается. Естественно, этому способствует постепенное расширение границ тарифного коридора, ведь оно дает страховщикам возможность опускать цену полисов для добросовестных страхователей», - уверен Дмитрий Журавлев.
Повышение территориального коэффициента коснулось, в первую очередь, населенных пунктов из регионов «красной» высокорисковой зоны рейтинга регионов Российского Союза Автостраховщиков (РСА) - то есть регионов, наиболее подверженных рискам страхового мошенничества в ОСАГО. Так, увеличился территориальный коэффициент для жителей Республики Ингушетия, которая занимает 3 строчку рейтинга РСА (в Малгобеке - с 0.82 до 0.88, в Назрани - с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах - с 0,64 до 0,76). Вырос коэффициент и в Чеченской Республике – 5 место в рейтинге недобросовестных выплат в ОСАГО (с 0,64 до 0,76). В Республике Дагестан – 11 строчка рейтинга РСА также произошло отрицательное изменение стоимости полиса (в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте - с 0,73 до 0,9, в прочих городах и населенных пунктах - с 0,64 до 0,84).