На расширенном заседании Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды с участием представителей межфракционной рабочей группы «Байкал», федеральных и региональных органов власти, Российской академии наук была рассмотрена экологическая ситуация на Байкальской природной территории и соблюдение природоохранного законодательства.
На столах у депутатов присутствовала бутилированная байкальская вода. Но им также была продемонстрирована только что привезенная из Бурятии депутатом Николаем Будуевым бутылка воды, набранной прямо из озера. Разница была очевидной.
В рамках парламентского контроля депутаты познакомились с итогами прокурорской проверки, проведенной Генпрокуратурой по поручению Президента России в сентябре текущего года, выслушали аудитора Счетной палаты РФ о результатах реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Исполнение программы особенно интересовало парламентариев в связи со скорым рассмотрением проекта федерального бюджета на 2018 год. Участники заседания обсудили необходимые корректировки нормативно-правовой базы по Байкалу и приняли решение по законопроектам, связанным с озером, которые сейчас находятся в портфеле Комитета.
В заседании приняли участие, помимо членов Комитета по экологии и охране окружающей среды, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, руководитель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен и некоторые члены группы, аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, представитель Генеральной прокуратуры РФ Евгений Надыршин, представители Минприроды России, в том числе замминистра Сергей Ястребов, руководители региональных органов власти из трех прибайкальских территорий: Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия, - а также представители Российской академии наук.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева прокомментировала остроту байкальского вопроса: «Нам нужен на Байкале тотальный контроль: парламентский и экспертный. Волосы дыбом становятся от того, какие факты приводит Генеральная прокуратура и Счетная палата. К сожалению, за этот год мы не увидели от Правительства ни одного внесенного законопроекта, который так или иначе касался бы Байкала. Все законопроекты вносятся только депутатами Государственной Думы. Кроме того, по Байкалу есть целый перечень поручений Президента, по многим из них сроки давно вышли».
По информации Генпрокуратуры, в Иркутской области на территории Байкальской природной территории ежегодно выбрасывается в атмосферу 426,6 тыс. тонн вредных веществ. Из 28 очистных сооружений, функционирующих в Бурятии, соответствуют экологическим требованиям только 4, а общий объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты региона за 2 года составил 77,2 млн. куб. метров. Огромной проблемой для озера является отсутствие приемников для сбора и утилизации нефтесодержащих и жидких бытовых отходов с кораблей. По озеру курсирует более 2 000 судов, а прием подсланевых вод и отходов от их деятельности осуществляет только одно судно «Самотлор». В результате за одну навигацию судами сбрасывается в озеро более 417 тонн нефтесодержащих вод.
Неудовлетворительно реализуется федеральная целевая программа охраны озера Байкал. Медленно сдвигается с мертвой точки вопрос ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Не выполняются показатели строительства инженерной защиты берегов, строительство полигонов для мусора и очистных сооружений канализации. Депутаты уделят особое внимание этой программе при подготовке бюджета на будущий год.
Николай Николаев, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, депутат от Иркутской области, оценил ситуацию: «У нас есть Байкал как некая сфера экономических интересов, но нет хозяина. История с БЦБК повторяется из года в год. Самое удивительное: есть и деньги, и политическое решение, но вопрос не решается. Введению запрета на вылов омуля целый год сопротивлялись самые разные структуры, в течение года омуль продолжал вылавливаться. Нет не только центра принятия решения, но и общей концепции развития территории, поэтому мы сейчас видим большое количество разных инициатив. Такая концепция нужна, чтобы вести законотворческую работу».
Охрана озера Байкал и развитие местных территорий требуют доработки законодательной базы. Однако те законопроекты, которые в настоящее время находятся в «портфеле» Комитета по экологии и охране окружающей среды, получили отрицательные заключения Государственно-правового управления Президента РФ. Это законопроекты № 105336-7, №754662-6, №1098517-6, №889726-6. Их авторы, в частности, предлагают корректировать требования по государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) и особенностям хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны Байкала. Они считают существующие требования избыточными, сдерживающими развитие территорий.
Комитет принял решение рекомендовать к отклонению три законопроекта. Еще один был накануне отозван авторами.
При этом авторам законопроектов было предложено подготовить более взвешенную позицию по государственной экологической экспертизе на Байкальской территории и внести соответствующие поправки в законопроект по ГЭЭ, готовящийся к принятию (№ 150872-7).